Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (563) | 2 ноября 2015г.
 

Открытое обращение

предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории ООО УК «Рынок-Ставр», к президенту РФ В.В. Путину, председателю правительства РФ Д.А. Медведеву, депутату Государственной думы РФ А.Е. Хинштейну, депутату Государственной думы РФ, координатору центра общественного мониторинга Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» (ОНФ) В.В. Гутеневу, губернатору Самарской обл. Н.И. Меркушкину, секретарю политсовета Самарского регионального совета партии «Единая Россия» А.Б. Фетисову

Уважаемые Владимир Владимирович, Дмитрий Анатольевич, Александр Евсеевич, Владимир Владимирович, Николай Иванович, Александр Борисович!Мы оказались в эпицентре событий, которые несут угрозу разорения бизнеса предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на тольяттинском специализированном рынке «Ставр», и могут сделать безработными более 6 тыс. чел. Это происходит в то время, когда как никогда остро стоит вопрос занятости населения, а проблема наполняемости бюджетов всех уровней настолько критична, что действия в отношении «Ставра» могут трактоваться как попытка подрыва национальной безопасности. Ознакомившись со статьей в газете «Хронограф» от 33 (561) от 19 октября 2015 г. про перспективы рынка «Ставр», мы решили через прессу открыто обратиться за защитой наших интересов к властным структурам.

Нам стало известно, что вазовский начальник охраны г-н Жукалин выступил с предложением всерьез заняться борьбой с распространением контрафактных автозапчастей. Данное предложение было оглашено 30 сентября на заседании комиссии по незаконному обороту промышленной продукции в Самарской обл. в присутствии вице-губернатора Александра Нефедова. Однако есть основания полагать, что борьба с контрафактом лишь прикрытие. Цель кампании, развернутой АВТОВАЗом, — устранение конкуренции на вторичном рынке автокомпонентов.

Сейчас «Ставр» обеспечивает работой 6 тыс. чел. Это люди, непосредственно торгующие запчастями на территории рынка, а также поставщики, экспедиторы, водители. Причем это только поверхностные цифры. Ведь есть еще сателлиты, которые обеспечивают работой людей во многих других регионах. На крупнейшем, наверное, во всей России рынке «Ставр» закупаются и реализуют товар предприниматели из Саратовской, Оренбургской и Волгоградской обл., республик Башкортостан и Татарстан и многих других. Эти предприниматели в свою очередь обеспечивают работой своих продавцов, водителей и т. д. Количество пострадавших от инициатив АВТОВАЗа можно только предугадывать.

Тема борьбы с контрафактом, которая была взята на вооружение Жукалиным, буквально высосана из пальца и не имеет под собой никаких реальных оснований. Уже давно прошли времена бесконтрольного оборота запчастей, когда покупатель рисковал приобрести некачественный товар. На «Ставре» продается товар, имеющий все необходимые сопроводительные документы, сертификаты качества, подтверждающие легальность происхождения автомобильных деталей.

Между тем привлекает внимание случай, подробно описанный на сайте «Хронографа», который может характеризовать личность самого Жукалина. В статье рассказывается о судебном процессе, проходившем осенью 2013 г., где рассматривалось дело обвиняемых в воровстве деталей с АВТОВАЗа. В это время начальником службы безопасности уже работал Павел Жукалин. Так вот процесс разворачивался таким образом, что представитель автозавода на суде поддержал позицию защиты обвиняемых. Складывается впечатление, что именно служба безопасности АВТОВАЗа как никто другой была заинтересована в том, чтобы обвиняемые не понесли заслуженного наказания. А может быть, и воры, похищая запчасти с завода, действовали в интересах службы безопасности и ее начальника?

Сейчас, чтобы сформировать покупательский спрос, совсем не обязательно быть официальным поставщиком АВТОВАЗа. Это уже не показатель качества. Если у производителя нет лобби, то, каким бы ни был качественным товар, в пул поставщиков он не пробьется. Но ценой и качеством предприниматель может привлечь своего покупателя на вторичном рынке.

Работники рынка «Ставр» с охотой подписывают коллективное обращение
Работники рынка «Ставр» с охотой подписывают коллективное обращение

Многие предприниматели работают на рынке не первый год. Лично знают покупателей. Лично отвечают своей репутацией за качество продаваемых деталей. Готовы дать необходимые консультации и, если покупатель чем-то не доволен, произвести замену товара. Сегодня испортишь отношение с покупателем или не ответишь на его претензию — завтра у тебя никто ничего не купит. Вдобавок торгующие коллеги и администрация рынка выставят претензии по поводу нанесенного ущерба репутации. Это годами наработанная практика. Система функционирования «Ставра» отточена до мелочей, где главный приоритет отдается мнению потребителя.

И этот механизм вдруг пытаются сломать. Мы, конечно, понимаем, что у АВТОВАЗа серьезные проблемы и с производством, и со сбытом продукции. И, скорее всего, кризис на автомобильном рынке подтолкнул руководство АВТОВАЗа к поиску новых статей доходов. Торговля автозапчастями — одна из возможностей хоть как-то восполнить потери во время кризиса. Но давить своего конкурента за счет имеющегося административного ресурса — это не просто недопустимо, это, по нашему мнению, преступно.

Между тем в «Ставр» уже поступило официальное предложение рассмотреть возможность перепрофилирования рынка из специализированного в строительный. Это фикция — попытка закамуфлировать агрессивные процессы против «Ставра». Да и совсем не понятно: что, у нас так сильно вырос спрос на стройматериалы? А если спрос действительно увеличился, то давать рекомендации по перепрофилированию чужого бизнеса — это явно не компетенция службы безопасности АВТОВАЗа. У автозавода своих проблем достаточно, которые требуют решения. Уже запущен процесс банкротства крупного вазовского смежника ОАО «АвтоВАЗагрегат». Там много крупных цехов, и после перепрофилирования мог бы получиться неплохой рынок стройматериалов. Жукалина такая идея, похоже, почему-то не посетила.

Перепрофилирование рынка «Ставр» равнозначно закрытию. Только внешне может показаться, что предпринимателю без разницы, на чем специализироваться: на торговле запчастями или стройматериалами. Для понимания можно привести аналогию с врачами. К примеру, врач-нейрохирург не сможет подменять врача-проктолога, а дантист не способен оказать медицинскую помощь в психиатрии.

У предпринимателя, торгующего автокомпонентами, все налажено именно под этот поток. Люди знают, где брать товар, знают ассортимент, знают покупателей. Часть работников заняты на упаковке товара, машина приспособлена под перевозку именно определенного вида запчастей. Налажены каналы поставок и рынок сбыта. Даже смена номенклатуры деталей уже может вызвать существенные затруднения у предпринимателя. Чистой воды нелепость, что все торгующие на «Ставре» вдруг одномоментно переключатся на торговлю кирпичами и пиломатериалами. Никто этим заниматься не будет. Не сможет при всем желании. Зато будет социальный взрыв. Сейчас везде идет пропаганда необходимости создания рабочих мест для скорейшего выхода из кризиса. А у нас получается, что 6 тыс. чел. пойдут искать работу и 6 тыс. семей останутся без средств к существованию.

Силовые методы борьбы с населением мы уже проходили. Под видом борьбы с пьянством в свое время закрывали специализированные магазины. И чего в итоге добились? Началось массовое самогоноварение, суррогат продавали из-под полы, и кто хотел, все равно доставал.

В итоге и государство лишилось доходов от продаж алкоголя, и сама цель не была достигнута. Так и здесь. «Ставр» — это организованная площадка. Пожалуйста, сюда могут приходить и правоохранительные, и надзорные органы с проверками. Налоговики в любой момент могут отыскать и проверить налогоплательщика. А если рынок перестанет существовать, те предприниматели, кто попытается сохранить свой бизнес, разойдутся по гаражам, закоулкам, где уж точно не будет никакого надзора.

А ведь и ООО УК «Ставр», и предприниматели исправно платят все обязательные налоги и сборы. Земельный налог, налог на доходы физических лиц, вмененный налог -все эти сборы являются важнейшей строкой доходов бюджета г. Тольятти. И на этом фоне нам абсолютно непонятна позиция мэрии Тольятти, которая оперативно откликнулась на инициативы комиссии по незаконному обороту промышленной продукции. По прошествии недели после заседания комиссии в «Ставр» уже был направлен запрос управления потребительского рынка мэрии Тольятти о возможности перепрофилирования рынка запчастей.

Мы знаем, что в тольяттинской мэрии коррупции нет. Однако недавно в нашу уверенность закралось сомнение. Произошло это после просмотра телепередачи, в которой показывали, как президент АВТОВАЗа Бу Андерссон то ли в пользование, то ли в дар передал чиновникам мэрии несколько новых автомобилей LADA Vesta. Может быть, мы просто отстали от современных тенденций? Но все же мы надеемся, что здравый смысл возьмет верх и мэрия от наступления переключится на защиту своих налогоплательщиков.

Если же у власти есть необходимость бороться с контрафактом, то пусть борется. Для этого и существуют компетентные органы. На «Ставре», к примеру, представители полиции присутствуют постоянно. Регулярно проводятся проверки. И вновь здесь стоит отметить, что контролировать организованный рынок гораздо проще, нежели разрозненные торговые точки. Это еще один повод назвать идею расформирования или перепрофилирования «Ставра» как метод борьбы с контрафактом абсурдом.

Причем под угрозу ставятся не только интересы продавцов, но и покупателей. Значительную часть розничных покупателей составляют люди с невысокими доходами. Зачастую такие покупатели не пользуются услугами станций техобслуживания, а сами составляют комплектацию и сами ремонтируют свой автомобиль. Они стремятся сэкономить в цене, но при этом купить качественные детали. «Ставр» предоставляет такую возможность. Инициативы «сверху» могут лишить людей свободы выбора.

Что же касается политического выбора, то можно с уверенностью сказать, что ни один из потерявших свой бизнес предпринимателей, а также члены их семей никогда уже не будут поддерживать действующую власть и партию «Единая Россия». А это очень актуальный аспект в преддверии выборов в Государственную думу и Самарскую губернскую думу, которые пройдут в 2016 г.

Таким образом, мы видим, что в случае начала реальных действий по уничтожению «Ставра» волну недовольства поддержат тысячи людей. И наверняка в случае вспышки протестных настроений и, как следствие, социального взрыва Жукалин и другие инициаторы кампании против «Ставра» будут наблюдать за событиями со стороны. Мы уверены, что таким, как Жукалин, глубоко безразличны судьбы тысяч людей, которые могут остаться без средств к существованию. Надеемся, что в вашем лице мы сможем найти понимание. Ведь государство должно работать на благо своих граждан и защищать жителей от посягательств на их право на труд.