Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (561) | 19 октября 2015г.
 

Железное обострение

АВТОВАЗу помешал рынок запчастей

ИА «Центр-Инфо»

В последних числах сентября вице-президент по безопасности и режиму ОАО «АВТОВАЗ» Павел ЖУКАЛИН дал понять общественности, что руководство предприятия не намерено ограничиваться реформами внутри завода. После того как АВТОВАЗ показал в 2014 г. рекордные убытки -более чем 25 млрд р. — и сумел снизить почти в два раза численность рабочих мест, менеджмент завода, судя по всему, нацелился на развал предприятий, находящихся по соседству. Лишив заказа традиционных поставщиков, на АВТОВАЗе обратили внимание на успешно работающий вторичный рынок автокомпонентов. Первым, кто попал в поле зрения Жукалина, оказался крупнейший, функционирующий еще с советских времен тольяттинский рынок автозапчастей «Ставр».

Свои доводы Павел Жукалин изложил 30 сентября на заседании комиссии по незаконному обороту промышленной продукции в Самарской обл., председательствовал на котором вице-губернатор Александр Нефедов. «Ущерб российским производителям от контрафактных автокомпонентов только в сегменте легковых автомобилей ежегодно составляет 25-40% — суммарно от 5 до 8 млрд р. Торговля контрафактными автокомпонентами превратилась в высокодоходный криминальный бизнес», — приводит высказывание Жукалина портал правительства Самарской обл. На этой же странице официального сайта доведена статистика ГУ МВД России по Самарской обл.

Речь велась о нескольких торговых точках, но в итоге решение было принято только по «Ставру». Таким образом, по сути все выявленные на территории области нарушения, связанные с оборотом контрафактной продукции, стали проецироваться непосредственно на «Ставр». К примеру, по информации правительственного портала, в ходе полицейских рейдов «изъято поддельной продукции на сумму около 17,8 млн р.». По информации, которой располагает администрация «Ставра», на территории тольяттинского рынка в 2015 г. было изъято поддельной продукции на сумму порядка 589 тыс. р., т. е. в 28 раз меньше озвученной на заседании суммы. В то же время на заседании говорилось, что «по фактам причастности к производству и распространению поддельной продукции возбуждено 15 уголовных дел». Данные, имеющиеся у администрации рынка, говорят о том, что ни в прошлом, ни в текущем году не возбуждалось уголовных дел, связанных с деятельностью «Ставра». Для уточнения информации «Хронографом» был направлен запрос на имя начальника ГУ МВД Сергея Солодовникова, однако на момент подготовки публикации ответа не последовало.

В итоге члены комиссии поручили мэрии г.о. Тольятти «проработать вопрос о перепрофилировании тольяттинского рынка «Ставр». Вскоре в адрес директора управляющей компании ООО УК «Рынок-Ставр» Елены Мироновой поступило письмо из мэрии Тольятти. Судя по позиции чиновников, «Ставр» можно трансформировать в универсальный рынок либо рынок стройматериалов.

В торговое время на рынок «Ставр» стекается большое количество покупателей
В торговое время на рынок «Ставр» стекается большое количество покупателей

Важно принять во внимание тот факт, что саму идею о необходимости развертывания борьбы с контрафактом на свободном рынке подбросил представитель АВТОВАЗа. И с его же подачи было решено начать атаку на одного из самых крупных игроков в сфере оборота автозапчастей — рынок «Ставр». Схожую ситуацию можно было наблюдать в 2012 г., когда АВТОВАЗ начал реализацию проекта по продвижению собственной розничной сбытовой сети, презентованной под названием «LADA Dеталь».

Слово «конкуренция» для АВТОВАЗа, похоже, незнакомо. В условиях свободной торговли вазовские «генералы», похоже, не смогли придумать иного пути воплощения своих идей, как занять чье-то место. И осенью 2012 г. на «Ставр» посыпались всевозможные проверки, в т.ч. с участием Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК) ГУ МВД России по Самарской обл. Однако натиск постепенно ослаб.

Нынешней осенью у руководства АВТОВАЗа началось очередное обострение в плане борьбы за место на рынке автокомплектующих. По оценкам некоторых экспертов, рынок «Ставр» уже давно мог опередить АВТОВАЗ по оборотам запчастей на вторичном рынке. Тема борьбы с контрафактом подошла как нельзя лучше для начала прессинга.

Между тем не стоит упускать из вида то, что «Ставр» не является поставщиком АВТОВАЗа. Соответственно, деятельность «Ставра» находится за пределами компетенции вазовской службы безопасности. А если речь вести о функционировании рынка, то контроль над происхождением товара могут осуществлять администрация торгового предприятия либо сотрудники правоохранительных органов, но никак ни конкурирующая сторона.

Между тем УК «Рынок-Ставр» только по итогам 2014 г. заплатила налогов на сумму 27 млн р. В свою очередь предприниматели, осуществляющие деятельность на «Ставре», внесли свою лепту в процесс формирования бюджетов различных уровней в виде налоговых отчислений, которые, по различным подсчетам, могут достигать 70 млн р.

А менеджменту АВТОВАЗа, у которого непокрытый убыток вырос с 6,9 млрд р. в 2013 г. до 25,4 млрд р. в 2014 г., впору серьезно задуматься о судьбе собственного предприятия и увеличении налоговых отчислений, а не устраивать охоту на ведьм.

Комментарии

Елена МИРОНОВА, директор ООО УК «Рынок-Ставр»

- Решение комиссии было сформировано на основании информации вице-президента по безопасности и режиму Павла Жукалина, которая, как я считаю, наносит ущерб деловой репутации нашего предприятия, работающего с 1991 г. Здесь же можно говорить и о нарушении прав предпринимателей по независимому сбыту запасных автозапчастей вне каналов продаж ООО «АВТОВАЗ». Легальность происхождения товара, реализуемого на «Ставре», контролируется как персоналом управляющей компании, так и представителями полиции. Могу полагать, что представителей ОАО «АВТОВАЗ» раздражает наша конкурентоспособность. О популярности рынка можно судить по количеству покупателей. Считаю недопустимым использовать вхожесть в правительственные круги с целью лоббирования собственных интересов.

Николай РЕНЦ, депутат Самарской губернской думы

- Я думаю, что потребитель, и только он, должен решать, где и что ему покупать. К примеру, пока у меня машина на гарантии, я покупаю запчасти у официального дилера. Как только гарантия заканчивается, я нахожу альтернативного продавца, у которого деталь того же производителя стоит намного дешевле. А вид деятельности должен определять сам предприниматель, собственник участка.

Дмитрий МИКЕЛЬ, председатель Думы г.о. Тольятти

- Мы отслеживаем ситуацию в сфере занятости в Тольятти, и нынешняя обстановка нас сильно тревожит. У нас уже есть «АвтоВАЗагрегат», собственно, как и другие предприятия, которые объявили о приостановке деятельности или о предстоящем высвобождении работников. Никто не говорит, что нужно поддерживать продажу нелегальной продукции, но к решению любого вопроса нужно подходить взвешенно, в т.ч. учитывая ситуацию в городе с рабочими местами. Экономический аспект тоже важен. Мы до сих пор не видим реальных шагов по увеличению наполняемости бюджета.

Юрий ЦЕЛИКОВ, экс-председатель Международной ассоциации дилеров ОАО «АВТОВАЗ»

- На рынок съезжаются покупатели не только Самарской обл., но и из других регионов. «Ставр» остается тем местом, которое до сих пор приманивает иногородних гостей. Это отражается и на наполняемости городского бюджета. АВТОВАЗ уже внес свою лепту, разогнав многих тольяттинских дилеров, которые исправно платили налоги. А если разрушить существующую систему, то, без всяких сомнений, город много потеряет.

Сергей ДЬЯЧКОВ, почетный гражданин г. Тольятти, социолог

- Безусловно, АВТОВАЗ заинтересован в том, чтобы избавиться от сильных конкурентов. Если рассматривать ситуацию через призму законности, то «Ставр» вправе отказаться от предложений по перепрофилированию, но тогда может быть организован прессинг: это и пожарные проверки, и действия со стороны иных надзорных органов. Я считаю, что рынок должен оставаться в том виде, в котором он функционирует сейчас. Такой отлаженной глобальной системы нет нигде в стране. На всей территории Советского Союза не было равнозначной структуры по системности и прибыльности.