Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (561) | 19 октября 2015г.
 

Поймали волну

Профсоюз «Единство» пригрозил Андерссону коллективным спором

Илья Ширтанов

5 октября в адрес президента ОАО «АВТОВАЗ» Бу АНДЕРССОНА была направлена петиция заводского профсоюза «Единство» с требованиями прекратить увольнения сотрудников и увеличить зарплаты работникам предприятия. Обострившаяся обстановка на АВТОВАЗе сейчас играет на руку лишь нынешнему председателю первичной профсоюзной организации работников ОАО «АВТОВАЗ» «Единство» Игорю ВИТУЩЕНКО. Предыдущий кризис, разразившийся на АВТОВАЗе в конце 90-х гг. прошлого века, сумел обернуть в свою пользу Анатолий ИВАНОВ, возглавлявший в то время этот профсоюз. На волне популярности «Единства» Иванов еще в 1999 г. сумел пробиться в Государственную думу РФ, где пробыл в качестве депутата три срока подряд.

Порядка 15 лет профсоюз «Единство» не набирал такой популярности, как сейчас. Петр Золотарев, сменивший на стыке 90-х и 2000-х гг. на посту председателя «Единства» Анатолия Иванова, несмотря на все прилагаемые усилия, так и не смог обрести серьезный политический вес. У Игоря Витущенко сейчас появился реальный шанс сделать карьеру на волне кризиса.

О напряженности ситуации красноречиво свидетельствуют события, произошедшие около трех недель назад. 27 сентября в парке Победы Автозаводского р-на Тольятти прошел митинг работников АВТОВАЗа, организованный независимым профсоюзом «Единство». По некоторым данным, в мероприятии приняли участие около 1,5 тыс. человек. По итогам митинга было составлено письмо с требованиями, адресованными президенту АВТОВАЗа Бу Андерссону. Документ был подписан председателем «Единства» Игорем Витущенко и 5 октября поступил в канцелярию заводоуправления. Судя по тексту обращения, работники завода требуют от Андерссона лишь того, чтобы им гарантировали сохранение рабочих мест, обеспечили нормальные условия труда, а размер заработной платы привели к уровню производительности труда.

Профсоюз сформировал не только требования, но и предусмотрел пути их реализации.

К примеру, для сохранения рабочих мест предлагается «прекратить перенос моделей АВТОВАЗа на площадку «Иж-Авто» (для обеспечения рабочей силой площадки «Иж-Авто» работает аутсорсинговая фирма, базирующаяся в Нижнекамске, которая собирает работников со всей страны, в то время когда на АВТОВАЗе работников сокращают из-за снижения объемов выпускаемой продукции)».

На фоне претензий профсоюза цинично выглядит заявление, сделанное начальником пресс-центра АВТОВАЗа Сергеем Ильинским в ответе на запрос «Хронографа». «Спешу сообщить, что ОАО «АВТОВАЗ» крайне ответственно относится ко всем вопросам, которые затрагивают тему занятости, и всегда строит свою работу в полном соответствии с российским законодательством. Вопреки слухам, в 2015 г. ОАО «АВТОВАЗ» строго придерживается положений, зафиксированных в коллективном договоре. Как и было объявлено ранее, в 2015 г. планируется сократить только 1100 «белых воротничков» (категория РСиС), о чем еще в начале года была уведомлена региональная служба занятости», — доложил Ильинский. При этом на АВТОВАЗе предусмотрено содержание целого штата высококвалифицированных юристов. И эти специалисты наверняка знают, каким образом можно избавиться от сотрудников, не нарушая законодательства.

Вместе с тем Ильинский почему-то решил не отвечать на вопрос о возможном сокращении штата предприятия в 2016 г. Кроме того, была проигнорирована просьба разъяснить действия руководства АВТОВАЗа, которыми администрация завода пытается склонить работников к принятию решений об увольнении по собственному желанию. Хотя, если верить рассказам заводчан, таким образом дирекция АВТОВАЗа намеревается избавиться от 12 тыс. работников.

В общей сложности, по неофициальной версии, в обозримой перспективе АВТОВАЗ должны покинуть около 15 тыс. человек. С учетом того, что в настоящее время на АВТОВАЗе трудится около 50 тыс. работников, предстоящая оптимизация снизит численность штата до 35 тыс. человек со всеми вытекающими последствиями. Как, например, повышение нагрузки на оставшийся персонал. Причем ожидать пропорционального увеличения зарплат не приходится.

В комментариях к петиции на имя Андерссона профсоюз «Единство» приводит следующие доводы: «В 2014 г. Андерссон обещал увеличить оплату труда работникам пропорционально росту производительности труда... Доля оплаты труда в себестоимости автомобиля снизилась с 42 тыс. р. до 20 тыс. р. (интервью Б.И. Андерссона «КП» от 9 июня 2015 г.), т.е. производительность увеличилась более чем в два раза! Где увеличение зарплат работников? Разговоры о тяжелом экономистом положении АВТОВАЗа не могут освободить Андерссона от данных обязательств, потому что за его тяжелое положение он, как руководитель, в первую очередь несет ответственность, и ведь это не помешало ему и руководителям высшего звена увеличить собственные зарплаты на 69% по итогам 2014 г.».

Требование «Единства» звучит следующим образом: «Установить соотношение оплаты труда рядовых работников и управленческого аппарата ОАО «АВТОВАЗ» как 1:5». Кроме того, профсоюз предлагает отказаться от заемного труда в пользу сотрудников АВТОВАЗа. «В противном случае профкомом ОАО «АВТОВАЗ» «Единство» будет инициирована процедура коллективного трудового спора», — резюмируется в письме. Если же дело дойдет до забастовок, не исключено, что профсоюзники припомнят Андерссону и его американское гражданство, и воинское звание вооруженных сил королевства Швеции — члена НАТО.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.