Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (559) | 5 октября 2015г.
 

Сигнал для МЧС

Обеспечение безопасности на станции «Химическая» требует особого контроля

Георгий Кизельгур

21 сентября на аппаратном совещании в мэрии г.о. Тольятти заместитель начальника ФГКУ «31 ОФПС по Самарской обл.» Андрей ПУПЫКИН доложил о двух чрезвычайных происшествиях, случившихся в ночь с 13 на 14 сентября. В обоих случаях горели химически опасные производственные объекты. Серьезно осложняло ситуацию наличие поблизости большого количества железнодорожных цистерн с опасными и взрывчатыми веществами. Проблема бесконтрольного функционирования железнодорожных перевозок в промкомзоне Тольятти могла стоить жизни многим сотрудникам МЧС. Ст. «Химическая» — один из наглядных тому примеров. На протяжении ряда лет присутствующее там ОАО «ВолгаУрал-Транс» (ВУТ) не позволяет сделать работу этой станции прозрачной и доступной для всех участников перевозки грузов. Даже в ОАО «РЖД» вынуждены были долгое время находиться в зависимости от ВУТ. Более того, расследование ОАЕ «Хронограф» дает повод для опасений, что при определенных обстоятельствах заложником деятельности ВУТ может стать ОАО «ВЦМ».

Вывели из под огня

То, что произошло в Тольятти в ночь с 13 на 14 сентября, должно заставить все контролирующие, надзорные и силовые органы государственной власти начать скорейшим образом наводить порядок на ст. «Химическая». Вот как о событиях той неспокойной ночи рассказал заместитель начальника ФГКУ «31 ОФПС по Самарской обл.» Андрей Пупыкин: «13 сентября на ул. Окраинной, 4а, было загорание производственного цеха полипропилена. 3 тыс. кв. м — цех. Здание в конечном итоге обрушилось. Причина — короткое замыкание. Было позднее обращение в пожарную охрану. Пытались сами тушить, но ничего не получилось. Была задействована 51 единица техники. Основная опасность заключалась в том, что в непосредственной близости со зданием находился состав железнодорожных цистерн со взрывчатыми веществами. Длительное время приходилось охлаждать цистерны, чтобы не произошло взрыва. В итоге подвели подвижной состав и отвели цистерны в безопасное место. Далее мы последовали на следующий пожар. Факельное хозяйство. Произошел сбой технологического процесса, приведший к возгоранию большой площади — 1000-2000 кв. м». Здесь стоит подчеркнуть, что второй пожар, о котором рассказал Пупыкин, произошел в непосредственной близости от ст. «Химическая». На этой станции всегда находится большое количество цистерн с опасными грузами. С момента создания этой станции она всегда находилась в окружении объектов опасных химических производств. Высокая потенциальная опасность этих производств — обычное дело. Этот фактор должен в первую очередь учитываться при организации работы ст. «Химическая». Станция по всем параметрам подпадает под определение режимного объекта. Но на деле все здесь выглядит так, словно это какой-то безобидный разъезд где-то в глухой степи.

На протяжении многих лет ОАО «РЖД» не имело к этой станции доступа для организации на ней собственной диспетчерской службы по управлению движением. И это притом, что значительная часть инфраструктуры ст. «Химическая» принадлежит РЖД. Более того, ст. «Химическая» является тарифным пунктом ст. «Жигулевское Море». Отсутствие на ст. «Химическая» ОАО «РЖД» может привести к необратимым последствиям. Сотрудники МЧС знают, о чем может идти речь. События пережитой ими ночи с 13 на 14 сентября показали, какие опасности могут возникнуть в случае проблем, связанных с бесхозностью подвижного железнодорожного состава или отсутствия собственника железнодорожных путей. Не потому ли в ночь с 13 на 14 сентября спасатели, рискуя жизнями, были вынуждены выводить из-под огня состав цистерн со взрывчатым веществом? А если бы случилось непоправимое, кто понес бы ответственность? С кого спрашивать?

Проблема отсутствия должной ответственности за безопасность перевозки грузов в промышленной зоне Тольятти очень актуальна. Нельзя на 100% быть уверенным в полнейшей безопасности, если не будет единой системы контроля за тем, как осуществляется эксплуатация железнодорожной инфраструктуры в промкомзоне Тольятти. Отсутствие такого контроля на руку тем, кто привык работать по лекалам 90-х: захватил отрезок железнодорожных путей на узловом участке и собирай дань со всех, кому надо через него перегнать свои грузы. Нет надлежащим образом оформленных прав собственности на этот участок дороги? Это только плюс. Случись что (авария или взрыв), с тебя никто не спросит — пути-то ничьи! В какой-то мере схожую ситуацию сегодня можно наблюдать на ст. «Химическая» и прилегающих к ней путях необщего пользования.

РЖД им не указ

Сегодня диспетчеризацией на ст. «Химическая» занимается ОАО «ВУТ». Уже более 20 лет оно здесь заменяет собой РЖД. Независимые участники рынка железнодорожных перевозок неоднократно высказывали сомнения в законности присутствия на ст. «Химическая» компании ВУТ в качестве диспетчера. По этому поводу неоднократно направлялись жалобы в транспортную прокуратуру.

Бесконтрольная эксплуатация ВУТ чужих ж/д путей доводит их до аварийных ситуаций
Бесконтрольная эксплуатация ВУТ чужих ж/д путей доводит их до аварийных ситуаций

В ходе прокурорских проверок доводы заявителей находили подтверждение. «В ходе проверки установлено, что силами ОАО «ВУТ» в неустановленное время построено административное здание по адресу: г. Тольятти, ул. Ларина, 146. Документов на строительство и ввод здания в эксплуатацию руководство ОАО «ВУТ» в ходе проверки не представило, сославшись на их отсутствие. По данному факту Куйбышевской транспортной прокуратурой в отношении ОАО «ВУТ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, — эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию», — сообщили 24 января 2013 г. в Куйбышевской транспортной прокуратуре.

Внимание к этому зданию вполне обосновано. Именно в нем ВУТ расположил свой пункт диспетчерского управления ст. «Химическая». Вот что по этому поводу в тот же день, 24 января 2013 г., сообщила начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Приволжской транспортной прокуратуры Людмила Кошеварова: «На момент проверки установлено, что диспетчерское управление на ст. «Химическая»... действительно осуществляется ОАО «ВУТ»... что противоречит требованиям законодательства о железнодорожном транспорте в РФ». Усугубляет ситуацию то, что все это может существенно отразиться на безопасности организации работы ст. «Химическая». Этот факт также нашел отражение в материалах прокурорской проверки. «Действительно, фактически безопасное движение на рассматриваемом объекте организуется ОАО «ВУТ», что подтверждается техническо-распорядительным актом эксплуатационной инструкцией ст. «Химическая», однако ответственность за безопасность движения лежит на ОАО «РЖД» как владельце инфраструктуры», — отметили 24 января 2013 г. в прокуратуре. Что из этого следует? Случись на ст. «Химическая» пожар, взрыв или иное чрезвычайное происшествие, ответственность ляжет не на ВУТ, а на РЖД. Стоит ли после этого говорить о какой-либо заинтересованности руководства ВУТ нести расходы на обеспечение безопасности работы станции? Зачем тратить собранные с контрагентов деньги, если отвечать в случае ЧП будет РЖД? Причем в материалах прокурорской проверки сказано и об этом. «Установлено, что ОАО «ВУТ» в соответствии с имеющимися договорными обязательствами взыскивает за маневровые работы по ст. «Химическая», включая и за работы на путях ОАО «РЖД», со своих контрагентов тариф, размер которого превышает тариф ОАО «РЖД» за аналогичные работы», — отметили прокуратуре. В том же документе указано: «По выявленному нарушению генеральному директору ОАО «ВУТ» Третьякову Г.М. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства и привлечении виновных к дисциплинарной ответственности».

На птичьих правах

С той прокурорской проверки прошло уже более 2,5 лет. Ситуация почти не изменилась. РЖД так и не смогло полностью вернуть под себя ст. «Химическая», ВУТ продолжает заниматься диспетчеризацией. Более того, в течение 2015 г. выяснились обстоятельства, которые четко дают понять, что в ВУТ не очень-то приветствуют желание собственников узаконить свои права на отдельные участки железнодорожных путей, по которым ВУТ осуществляет грузоперевозки.

21 января 2015 г. Леонид Иордосополь сумел в суде Центрального р-на Тольятти добиться защиты своих прав собственности на железнодорожную ветку, отходящую от ст. «Химическая». Вдоль нее расположено более 30 грузополучателей. Около 20 лет ее эксплуатировало ОАО «ВУТ», но Иордосополь от этого ничего не получал. Пути постепенно ветшали, требовались вложения. Иордосополь был готов этим заниматься, но ему требовались деньги за эксплуатацию этих путей. В итоге суд решил: «Обязать ОАО «ВУТ» устранить препятствия владения и пользования участком железной дороги от ст. «Химическая» до ПС «Левобережная» протяженностью 1480 м, принадлежащим Иордосополю Леониду Александровичу на праве собственности... Взыскать с ОАО «ВУТ» в пользу Иордосополя Леонида Александровича причиненные убытки... всего 20 461 109,87 р.». Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но руководство ВУТ вдруг начало оспаривать право Иордосополя.

Причем ВУТ ради этого каким-то невероятным образом погрузился в историю 20-летней давности и сумел добыть какие-то непонятные сведения о том, что Иордосополь

купил железнодорожные пути у организации, которая якобы не имела права их продавать. Той организации уже давно нет, а права Иордосополя зарегистрированы в регпалате. Но почему-то 7 апреля 2015 г. апелляционная инстанция Самарского областного суда подержала жалобу ВУТ, и решение суда первой инстанции было отменено. ВУТ вновь получил возможность пользоваться участком дороги в обход Иордосополя.

Несложно понять, что могло двигать руководством ВУТ, которое пыталось всеми силами сохранить прежний уклад. Можно ли после этого говорить, что на данном участке путей будет обеспечена безопасность движения? Скорее нет. Ведь если нет собственника, отвечающего за состояние путей, то и спросить в случае ЧП будет не с кого. Вот и делайте после этого выводы, о чем в ВУТ думают в первую очередь — о безопасности движения и ответственности за это или исключительно о доходах.

Приведем еще один эпизод на эту тему. 9 сентября 2015 г. директор ООО «ТольяттиТрансСервис» (ТТС) Аркадий Крюков обратился с письмом в адрес руководства филиала «Куйбышевская железная дорога» ОАО «РЖД» с просьбой взять его ситуацию под контроль. ТТС имеет оформленные права на пользование железнодорожными путями, примыкающими к ст. «Химическая», а также путями на самой станции. С 2012 г. ТТС бьется за право работать напрямую с РЖД. Но на пути у ООО «ТТС» стоит ОАО «ВУТ», в котором, судя по всему, не хотят терять доходы от клиентов, отдавших предпочтение ТТС.

Однако постепенно ситуация начинает меняться. «В августе т.г. путь необщего пользования ООО «ТТС» при ст. «Химическая» был обследован комиссией РЖД в составе ревизора по безопасности движения Еськова А.Е. и инспектора по путям необщего пользования Чебихиной О.А., — указал в своем письме Крюков. — Как пояснила председатель комиссии Чебихина О.А... целью обследования является выявление недостатков состояния пути необщего пользования для принятия решения о согласовании Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО «ТТС». «Все необходимые требования ТТС исполнил. В ближайшее время ожидаем утверждение инструкции и подписания договора с Куйбышевской железной дорогой», — сообщил «Хронографу» Аркадий Крюков.

Между тем с учетом всего вышесказанного создается впечатление, что ОАО «ВУТ» — это куда более могущественная на ст. «Химическая» организация, чем РЖД. Вот только будет ли ВУТ нести ответственность, если на ст. «Химическая» произойдет нечто похожее на то, о чем рассказывал Андрей Пупыкин, — когда сотрудникам МЧС приходилось собственными силами выводить из-под огня цистерны с опасными грузами?

В ходе журналистского расследования удалось выйти на информацию о том, что руководство ОАО «ВЦМ» задумалось вывести на аутсорсинг деятельность своего железнодорожного хозяйства, а это несколько километров железнодорожный путей, выходящих на ст. «Химическая». Решение, безусловно, грамотное, но стоит ли с ним спешить? В случае если тендер будет проведен в самое ближайшее время, то именно ВУТ может получить эти пути на 5 лет. Это обусловлено тем, что именно ВУТ, а не РЖД до сих пор главенствует на ст. «Химическая». Однако РЖД сегодня полным ходом ведет работы по обустройству своего пункта диспетчеризации на ст. «Химическая». Это обусловлено необходимостью исполнения предписаний, которые были вынесены транспортной прокуратурой по итогам проверки в январе 2013 г. А теперь представим ситуацию: ВУТ получает в управление на 5 лет пути ВЦМ, далее лишается прав на управление ст. «Химическая», т.е. становится таким же, как и остальные участники рынка перевозок, пользующимся услугами ст. «Химическая». Выпадающие доходы от управления ст. «Химическая» нужно будет чем-то замещать. Но чем? Один из наиболее вероятных источников — деньги, которые по договору аутсорсинга следовало бы вкладывать в содержание путей ВЦМ. В итоге по истечении 5 лет эти пути, если не вкладывать в них деньги, могут прийти в полнейшую негодность. Ситуация с железнодорожной веткой Иордосополя и тем, как себя ведет по отношению к нему ВУТ, наглядный тому пример.

Более всего, в нынешних условиях в скорейшем выставлении путей ВЦМ на тендер могут быть заинтересованы в ВУТ. После отставки с поста президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина обновленное руководство компании может начать пересмотр эффективности работы на таких удаленных тарифных пунктах, как ст. «Химическая». Ведь для РЖД это дополнительный доход. Следовательно, процесс возврата РЖД на ст. «Химическая» должен ускориться. Причем МЧС после всего сказанного Пупыкиным может в этом помочь. На этом фоне руководству ВЦМ было бы выгоднее сначала дождаться окончания этого процесса.

Пока данный материал готовился к печати, редакции стали известны последние новости: начальник ст. «Жигулевское Море» Олег Войтенко сформировал штат для ст. «Химическая» из работников ОАО «РЖД». В ближайшее время они должны приступить к исполнению своих обязанностей. Доминирующие позиции ВУТ на этой станции начнут уходить в историю.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.