Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (558) | 28 сентября 2015г.
 

Владимир Путкин:

Региональное правительство должно быть заинтересовано в наших успехах

Илья Ширтанов

27 сентября в России отметили День машиностроителя. Для Самарской обл. этот праздник имеет особенное значение: почти 60% предприятий региона так или иначе связаны с машиностроительной отраслью. Причем большая часть из этого числа участников рынка задействована в сфере автомобилестроения. В Самарской обл. немногим более года назад были образованы некоммерческие структуры, основным посылом создания которых является кооперация разрозненных частных производителей автокомпонентов с целью развития бизнеса и продвижения на рынке. О принципах работы НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» (АКСО) и Регионального Центра Инжиниринга (РЦИ) ГАУ «ЦИК СО» в интервью «Хронографу» рассказали директор АКСО Владимир ПУТКИН (на фото справа) и руководитель РЦИ Алексей МИРОНОВ (на фото слева).

- События, произошедшие в последнее время, дают четкое представление о тех проблемах, с которыми пришлось столкнуться производителям автокомпонентов. В отдельных случаях ситуация была доведена вплоть до полной остановки производства. В этом случае можно вести речь не только о потере бизнеса, но и о росте безработицы и вместе с тем потере доходных статей бюджета?

A.M. В большинстве случаев для отдельных производителей потеря традиционного потребителя -путь к банкротству. РЦИ изначально создавался с целью оказания поддержки малого и среднего предпринимательства, повышения конкурентоспособности компаний Самарской обл. По сути, РЦИ стал связующим звеном между членами автомобильного кластера и научно-техническим потенциалом региона.

В нынешних условиях нужно уметь демонстрировать гибкость, подстраиваться под запросы рынка, расширять компетенции, делать упор на диверсификацию производства. Наша задача — оказывать предприятиям, задействованным в производстве автокомпонентов, инжиниринговые и маркетинговые услуги, оказывать помощь в составлении бизнес-планов, а также содействовать выстраиванию технологических цепочек между участниками рынка, что позволяет формировать новые схемы товарооборота.

Мы проецируем свою деятельность прежде всего на предприятия, являющиеся членами АКСО. Членство в АКСО дает этим организациям некоторый приоритет при получении нашей услуги. Причем услуга оказывается с учетом государственного софинансирования. Предприятия тем самым экономят средства, которые можно затратить, к примеру, на расширение своей материально-технической базы, закупку оборудования, реализацию проектов с созданием дополнительных рабочих мест.

РЦИ нацелен закрыть потребности АКСО в инжиниринговых услугах, хотя спектр деятельности РЦИ гораздо шире. Инжиниринговый центр может оказывать помощь предприятиям судостроительной сферы, сельского хозяйства, медицины, строительной отрасли и т.д.

Сегодня важнейшими параметрами технологического процесса становятся инженерно-техническое обеспечение запуска производства и оперативность внедрения технологических решений. При этом вновь разрабатываемые технологии усложняются, приобретая все более комплексный характер, что в свою очередь усиливает спрос на инжиниринг. Это утверждение справедливо для всех промышленных отраслей. Однако это и существенные издержки. Крупные предприятия в состоянии нести затраты на содержание собственных инжиниринговых служб. Для остальных производственников такая схема может быть невыгодна.

Постепенно в бизнес приходит понимание, что инжиниринг — это то направление, которое выгодно реализовывать посредством аутсорсинга, тем более когда созданы выгодные условия. РЦИ помогает сократить затраты на разработку, подготовку и испытание прототипов, на конструкторское сопровождение процесса вплоть до выпуска продукции.

В.П. Хочу добавить, что в стратегических планах АКСО стоит задача отлаживания полного цикла производства, от инжиниринга до выпуска готовой продукции. Собственно, именно для этого в кластере концентрируются компании производственной сферы. Но для построения такой модели необходимо время. Уверен, что мы к этому придем. Совместно с инжиниринговым центром мы уже проводим маркетинговые исследования. Но начинать будем с подтверждения собственных компетенций в отрасли инжиниринга. Далее как раз вопросы к нашим производственникам. Нужно быть конкурентоспособными, необходимо уметь управлять проектами, себестоимостью продукта, контролировать вопросы качества, внедрять системы бережливого производства. Важные вопросы, которые нужно решать компаниям, — это логистика, взаимодействие с таможней. Процесс запущен, но сегодня сама ситуация стимулирует участников рынка перестраиваться под новый формат работы, повышать свои компетенции до международного уровня для получения заказов из-за рубежа.

- Известно, что АКСО активно работает с иностранными компаниями. Каковы реальные перспективы выхода членов АКСО на международный рынок?

A.M. Сейчас с учетом ослабления рубля предложения наших компаний могут быть весьма привлекательны для зарубежных заказчиков. В случае подтверждения наших высоких компетенций интерес со стороны западных компаний может вылиться в коммерческое предложение по выполнению инжиниринговых услуг. Хотя налажены контакты с французскими, испанскими, итальянскими, немецкими компаниями, основной пул партнеров, с которыми мы плотно сотрудничаем сегодня, находится в Словении. В сотрудничестве со словенцами у нас представлены практически все виды комптетенций — это проектирование пресс-форм, штампов, сварочного оборудования, манипуляторов, конвейерных линий, стендов, упаковки систем хранения и множество других направлений. И в каждом направлении мы имеем по нескольку компаний, заинтересованных в сотрудничестве с нами.

В.П. Словения может быть как плацдарм, через который мы сможем зайти в Европу. Наработанные связи, высокие компетенции и конкурентные цены помогают словенцам принимать заказы в рамках Евросоюза. Здесь мы уже предлагаем свои компетенции словенским партнерам, и трансфертом к нам попадает часть заказа. Такая эффективная кооперация. Это уже позволяет нам работать в международных командах, над международными проектами, создавая продукт или проектируя какое-то изделие, развивая компетенции наших инженеров и технологов. Поддержку в нашем сотрудничестве, коммуникациях, налаживании контактов оказывает Душан Бушен, который является директором Автомобильного кластера Республики Словении, членом правления АКСО и вице-президентом НП «Русско-Словенский клуб предпринимателей», г. Тольятти.

Когда курс евро находился на уровне 43 р., были одни тенденции и векторы взаимодействия со словенцами. Шла работа по размещению заказов за рубежом. Шли поиски лучших практик по изготовлению автомобильных компонентов, пресс-форм, штампов, оснасток, инженерных разработок. Сейчас же, когда курс евро почти в 2 раза выше, чем год назад, вектор взаимодействия полностью изменился. При наших достаточно высоких компетенциях инженерно-технического персонала нормочас квалифицированного инженера у нас стоит почти в два раза дешевле, чем в Европе. На базе инжинирингового центра есть современное оборудование, необходимое программное обеспечение. Все это экономически выгодно и притягательно для европейского заказчика.

Исполняя пилотные проекты, можно доказать свою состоятельность и уже получать заказы напрямую. Рано или поздно экономическая блокада России закончится, и к этому времени мы уже будем обладать значительным опытом и множеством компетенций, что даст нам возможность конкурировать наравне с западными компаниями.

- Здесь, наверное, стоит уточнить: каким образом АКСО намерен решать кадровые вопросы, для того чтобы быть конкурентоспособными на международном рынке?

- Буквально на днях, 18 сентября, в рамках IX Самарского межрегионального экономического форума «Кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики» состоялось важное событие: подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между АКСО, ООО «Открытый код» и Тольяттинской академией управления. Предмет соглашения — разработка и реализация совместного проекта «Электронный университет автомобильного кластера Самарской обл.» в целях создания сетевых образовательных программ, направленных на формирование квалификаций, необходимых для компетентного осуществления профессиональной деятельности в автомобильной промышленности в соответствии с актуальными мировыми требованиями и профессиональными стандартами.

- По логике, АКСО и РЦИ выступают инструментами интеграции и развития бизнеса в непростых экономических условиях. В связи с этим было бы логично ожидать соответствующей поддержки со стороны региональной власти. Ведь в конечном итоге налогооблагаемые базы этих предприятий в дальнейшем будут участвовать в формировании в т.ч. и регионального бюджета. Какую помощь в развитии АКСО оказывает правительство Самарской обл.?

В.П. Недавнее распоряжение председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о развитии в России промышленных кластеров дало неплохой толчок к действию. Это является гарантией того, что АКСО продолжит свое развитие в Самарской обл. Хотя инициатива идет из Москвы, федеральные программы будут реализовываться через региональное правительство, и роль местной власти в этом процессе основная. На мой взгляд, Министерство экономического развития инвестиций и торговли, Министерство промышленности и технологий Самарской обл. и центр кластерного развития должны уделять большее внимание развитию АКСО. До сегодняшнего дня у нас практически отсутствуют контакты с центром кластерного развития. Мы видим развитие ситуации в таком свете, что региональное правительство должно принимать непосредственное участие в развитии АКСО, приглашать кластер к участию в региональных и федеральных программах. Программы есть, они работают, но без административной поддержки мы по факту лишаемся и поддержки финансовой. Недостаток средств сказывается на эффективности работы кластера. Приходится концентрироваться на направлениях, не являющихся профильными для АКСО, но предопределяющими дальнейшую судьбу кластера.

При достаточной финансовой, административной и деловой поддержке некоммерческое партнерство сможет заниматься своей прямой уставной деятельностью — развиваться самому и оказывать поддержку участникам кластера. Я считаю, что региональное правительство должно быть заинтересовано в наших успехах.