Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (558) | 28 сентября 2015г.
 

Стремительная эвакуация

Денег от АвтоВАЗагрегата можно уже не ждать

Сейдамет Абреков

17 сентября продолжился судебный процесс по банкротству ОАО «АвтоВАЗагрегат», генеральным директором которого является Виктор КОЗЛОВ. В этот день было принято заявление от ООО «Фиттих-ЛАДА» о вступлении в дело о несостоятельности АвтоВАЗагрегата. Кредиторов, заявивших свои требования, пока немного, но это дело времени. Судя по развивающимся событиям, когда дело дойдет хотя бы до конкурсного производства, делить уже будет почти нечего. Ведь даже работники такого крупного поставщика ОАО «АВТОВАЗ», как АвтоВАЗагрегат, уже третий месяц не видят зарплаты.

Дело о банкротстве АвтоВАЗагрегата было инициировано ООО «Майор» (г. Ульяновск) 9 июля 2015 г. «Майор» занимается производством частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей. Пока данный судебный процесс развивается довольно вяло. Так, из коммерческих организаций, помимо Фиттих-ЛАДА, требования озвучили только ООО «Номатекс» и ООО «Совместное предприятие «Витценманн-Руссия» (г. Уфа). С одной стороны, это достаточно странно, поскольку события, происходившие и происходящие на АвтоВАЗагрегате, получили очень широкую публичную огласку. Например, состоялся митинг работников предприятия, вынужденных более трех месяцев находиться в простое и не получать заработную плату. Кроме того, по искам прокуратуры уже приняты судебные приказы о взыскании со счетов АвтоВАЗагрегата денежных средств — в счет погашения задолженности по зарплате.

Но, видимо, не все кредиторы АвтоВАЗагрегата, который можно назвать одним из крупнейших, если не самым крупным поставщиком АВТОВАЗа, знакомы с реальным положением вещей. Возможно, многие поставщики товаров и услуг для АвтоВАЗагрегата находятся под впечатлением стройных речей руководства этого предприятия в лице генерального директора Виктора Козлова.

Скоро здесь стоит ждать совместных митингов работников и кредиторов АвтоВАЗагрегата
Скоро здесь стоит ждать совместных митингов работников и кредиторов АвтоВАЗагрегата

Ведь руководители АвтоВАЗагрегата приближены к людям из Госкорпорации «Ростехнологии» и наверняка в непринужденном разговоре могут козырнуть своими связями и знакомствами. На многих перечисление фамилий из Ростеха производит сильное впечатление. Но, видимо, уже не на всех. Справедливости ради стоит отметить, что в судах — вне банкротного процесса — фигурирует не один десяток различных исков к АвтоВАЗагрегату. Таким образом, следует ожидать, что все те, кто инициировал взыскание долгов, теперь будут вынуждены включиться в процесс по банкротству.

С другой стороны, последние несколько лет по бумагам АвтоВАЗагрегат показывает чистую прибыль. Правда, она постепенно падает. Если по итогам 2011г. чистая прибыль была 69,5 млн р., то по итогам 2012 г. -41 млн р., 2013 г. -14,5 млн р., 2014 г. — 347 тыс. р. Также АвтоВАЗагрегат стремительно теряет обороты. За те же годы динамика была такой: 6 млрд р., 4,2 млрд р, 2,9 млрд р., 3 млрд р. Совершенно очевидно, что подобные показатели стали следствием ситуации у основного заказчика АвтоВАЗагрегата — ОАО «АВТОВАЗ», где падает производство автомобилей. Причем, скорее всего, взаимоотношения между АВТОВАЗом и АвтоВАЗагрегатом усложнились после того, как президентом АВТОВАЗа стал Бу Андерссон.

5 ноября 2013 г. совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» утвердил Андерссона президентом, он вступил в должность 13 января 2014 г.

До того как АВТОВАЗом руководил ставленник Ростехнологии Игорь Комаров, проблем у АвтоВАЗагрегата было меньше. Это видно по выручке и чистой прибыли. Вместе с тем каких-то жестких потрясений, по крайней мере судя по открытой отчетной информации, на АвтоВАЗагрегате не было. Хотя, может быть, ситуация резко усложнилась только в 2015 г., что, в принципе, объясняет такое количество исков к АвтоВАЗагрегату именно в этот временной период.

Рассуждая же об эмоциональной стороне дела, следует обратить внимание на то, что, возможно, какими-то симпатиями к руководству АвтоВАЗагрегата все-таки прониклись в Арбитражном суде Самарской обл. По крайней мере, на просьбу совместного предприятия «Витценманн-Руссия» о необходимости принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства (в т.ч. денежные средства, которые будут поступать на банковские счета ответчика) на банковских счетах ОАО «АвтоВАЗагрегат» судом было отказано. Хотя логика просьбы представителей «Витценманн-Руссия» была вполне понятной — нужно было сделать все, чтобы руководители АвтоВАЗагрегата не вывели средства со счетов. Тем более что, судя по оборотам АвтоВАЗагрегата, это немалые средства, измеряемые миллиардами рублей. Сегодня команде менеджеров во главе с генеральным директором АвтоВАЗагрегата Виктором Козловым, видимо, ничего не мешает изъять средства из оборота и пустить на одни им понятные цели. Ведь зарплату они людям не платили — факт. Если события будут развиваться именно так, как это происходит сегодня, то своих денег не увидят не только многочисленные кредиторы АвтоВАЗагрегата, но и еще более многочисленный — несколько тысяч человек — персонал этого предприятия. А это уже чревато социальным взрывом. Тем более что он уже назревает.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.