Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (557) | 21 сентября 2015г.
 

На шаг впереди

Мошенники знают, как обчистить клиента Сбербанка

ИА «Центр-Инфо»

В начале сентября ПАО «Сбербанк России», президентом которого является Герман ГРЕФ (на фото), по сути, признало собственную беспомощность в борьбе с кибермошенниками. Несмотря на то что Сбербанк непрестанно декларирует информацию о повышении безопасности обслуживания клиентов, многие люди практически ежедневно подвергаются риску лишиться денег со своего банковского счета. Из неприятных ситуаций в Сбербанке выходят просто — в случае пропажи денег со счета гражданина в вину последнему ставится его собственная невнимательность при проведении транзакционных операций.

Предоставлены сами себе

Именно в такой ситуации оказалась одна из читательниц «Хронографа», жительница г. Тольятти Юлия Филиппова, которая уже отчаялась вернуть денежные средства, похищенные с ее счета в ПАО «Сбербанк России». Со слов Филипповой следует, что летом она предприняла попытку воспользоваться услугами банка на портале Сбербанк Онлайн. Стоит оговориться, что далеко не каждый крупный банк может себе позволить организовать онлайн-сервис для своих клиентов. В противоположность конкурентам, Сбербанк, несомненно, обладающий значительными ресурсами, реализовал свои возможности и до сих пор активно склоняет аудиторию к использованию сервиса Сбербанк Онлайн. Филиппова — одна из многих тысяч клиентов, кто поверил в надежность Сбербанка. При входе в систему Сбербанк Онлайн, даже не задумываясь о возможных последствиях, Юлия Филиппова ввела свои идентификационные данные в строки «логин» и «пароль», после чего посредством сотовой связи с номера 900 (мобильный сервис Сбербанка) на ее телефон пришло смс-сообщение с указанием кода доступа.

После введения указанных символов в окно входа на экране появилось дополнительное окно с указанием на то, что сейчас Филипповой будет выслан еще одни пароль, который необходимо ввести в пустую строку, для отмены операции. Через непродолжительное время с номера 900 на телефон Филипповой поступило очередное сообщение с неким кодом. После введения этого пароля ее счет, а также депозитный вклад были обнулены.

Вполне естественно, что после такого непредсказуемого поворота событий она испытала шок. Чтобы разъяснить ситуацию, Филиппова обратилась к сотрудникам Сбербанка, позвонив по номеру телефона единой справочной службы. Вразумительного ответа клиент Сбербанка так и не получил, но сотрудники финансово-кредитного учреждения, не согласовав операцию с держателем, заблокировали действие банковской карты Филипповой. В итоге Филипповой, находящейся в стрессовом состоянии, пришлось удовлетвориться советом о том, что ей необходимо лично обратиться в офис Сбербанка в Тольятти.

Спасение утопающего...

В ответе на запрос «Хронографа» специалисты Сбербанка заверили, что «по каждому обращению клиента, в. т.ч. подвергшемуся хищению средств,

происходит индивидуальное расследование, результаты которого сообщают клиенту». В допофисе №8213/0116 Самарского отделения Поволжского банка «Сбербанка России» приняли к рассмотрению письменное заявление Филипповой. После выяснения всех обстоятельств клиенту банка было заявлено, что она стала жертвой мошенников, в чем она сама же и виновата. Т.е. Филиппова, воспользовавшись сетью интернет, каким-то образом зашла на страницу сайта, дублирующего официальный портал Сбербанка. Что было дальше, описано выше.

Тем не менее было установлено, что приходившие на телефон Филипповой сообщения с номера 900 действительно отправлялись с сервера Сбербанка. Однако последнее сообщение клиентом не было прочитано полностью. Этим сообщением Сбербанк уведомлял, что будет совершена операция по списанию средств со счета Филипповой. Введя присланный на ее телефон код, Филиппова подтвердила свое согласие на совершение операции. В письме, направленном в адрес «Хронографа», представители Сбербанка не стали детализировать свою позицию, заявив лишь, что клиенту был направлен ответ «с рекомендациями по дальнейшим действиям».

Безусловно, совершая операцию транзакции, тем более в дистанционном режиме, необходимо быть предельно внимательным. Однако данный случай высветил ряд существенных деталей, который должен насторожить любого клиента Сбербанка. Первое, что можно выделить, — это возможность существования сайта-двойника.

Многие граждане РФ без каких-либо оговорок скажут, что Сбербанк -самая надежная финансовая структура в России. Скорее всего, мошенники делают ставку именно на уверенность людей в том, что если он клиент Сбербанка, то его деньги находятся под надежной защитой. Но, как можно заметить, это не совсем так.

Одно нажатие клавиши — и деньги клиента исчезают с его счета. Причем Сбербанк остается в стороне. Так же как и в случае с Филипповой, клиенту будет сказано, что винить в происшествии стоит прежде всего себя. В ответ на такие рассуждения в Сбербанке поспешили заверить, что: «Банк проводит системную работу по противодействию мошенничества со стороны третьих лиц с денежными средствами клиентов». Между тем, насколько известно, случаи с хищением средств у клиентов Сбербанка не редкость. Во всяком случае в полиции, куда обратилась Филиппова с соответствующим заявлением, ей устно было сказано, что она далеко не единственный клиент Сбербанка, обманутый подобным способом.

Докопаться до истины

Для полноты картины следует уточнить: на официальном сайте Сбербанка размещено объявление, повествующее о том, что их клиент может стать жертвой мошенников. Т. е. в банке знают о существовании такой серьезной проблемы и, похоже, предпринимают лишь формальные методы борьбы с ней, поскольку хищения, судя по всему, продолжаются.

Однако Филиппова рассказала и о других деталях произошедшей с ней истории, заставляющих задуматься о возможном участии в реализации незаконных схем самих сотрудников Сбербанка. К примеру, по словам Филипповой, ее более ранние попытки дистанционно перевести средства с банковского депозита на карту Сбербанка, держателем которой является она же, не принесли успеха. Филиппова утверждает, что Сбербанком на депозите был установлен лимит неснижаемого остатка в размере нескольких тысяч рублей. Специалисты Сбербанка предложили ей лично прийти в офис банка с паспортом и в этом случае обещали провести операцию. Между тем мошенникам «посчастливилось» больше — необъяснимым образом все деньги с депозита Филипповой были переведены на ее банковскую карту, а в дальнейшем исчезли.

В попытке самостоятельно отследить движение денежных средств с ее счетов Филиппова обратилась в указанный выше допофис с просьбой предоставить ей полную распечатку всех проведенных операций. Через определенное время сотрудник Сбербанка вручил Филипповой бумагу с некими символами, не несущими для рядового гражданина никакой смысловой информации. На просьбу сделать еще одну распечатку был получен ответ, что выписки заказываются в Москве, а к ним, т.е. в допофис, они доходят только в таком виде. Возможно, это какой-то технический сбой, что, в свою очередь, вызывает недоумение. Сбербанк всегда позиционирует себя как один из самых современных и оснащенных банков России. Хотя, с другой стороны, может, действительно, здесь кроется нежелание сотрудников Сбербанка раскрывать информацию? Вдруг клиент самостоятельно сможет докопаться до истины? Ведь, получив всю информацию, можно будет по крайней мере узнать, на чей счет были переведены средства с карты. И не знаком ли этот счет отдельным работникам банка. Но пока вся самая интересная информация сотрудниками Сбербанка скрывается. Что вполне объяснимо. Ведь, как показывает пример Филипповой, без своих людей в самом Сбербанке мошенники, судя по всему, работать не могут.

При этом в Сбербанке не устают предлагать клиентам, подключившимся к сервису Онлайн, покупать страховку на случай пропажи денег со счетов по причине мошеннических действий.