Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (557) | 21 сентября 2015г.
 

Привет из Киева

Украинское госпредприятие усложняет ситуацию самарскому авиационному заводу

Егор Кошеров

28 октября Арбитражный суд Самарской обл. начнет рассмотрение иска украинского государственного предприятия «Антонов» (ГП «Антонов») к ОАО «Авиакор — авиационный завод» (А-АЗ) на сумму $5,3 млн. Взыскание столь внушительной суммы может серьезно подорвать и без того плачевное финансовое состояние легендарного самарского предприятия. Не исключено, что именно этого добивается истец. С другой стороны, определенный интерес в этом процессе может иметь конечный бенефициар А-АЗ — бизнесмен Олег ДЕРИПАСКА (на фото).

Иск ГП «Антонов» к А-АЗ поступил в самарский арбитраж 20 августа т.г. Украинское предприятие потребовало с самарского авиационного завода $5,3 млн. Арбитраж запросил у ГП «Антонов» «доказательства фактической реализации товара, указанного в договоре, в т.ч. самолетов типовой конструкции Ан-140, Ан-140-100 и их модификации». Другие подробности в материалах дела пока отсутствуют.

По всей видимости, в рамках имевшего места договора А-АЗ обязался поставить «Антонову» вышеуказанные самолеты, но допустил просрочку. «С учетом того, что у нас 34 завода-поставщика и головное КБ находятся на Украине, провести импортозамещение по комплектующим в такой быстрый срок не представляется возможным. Поэтому эта программа временно останавливается», — пояснил генеральный директор А-АЗ Алексей Гусев. Также он отметил: «Сейчас мы собираем Ан-140 из того, что у нас на данный момент приобретено и находится на складах. Из этих заделов мы заканчиваем строительство самолетов».

Наряду со сборкой Ан-140 немалую долю выручки А-АЗ приносил ремонт и обслуживание самолетов Ту-154М. Однако и в этом направлении возникли серьезные проблемы. В отчете А-АЗ за 2014 г. прямо сказано:

«Существенное негативное влияние на деятельность предприятия оказывает снятие с коммерческой эксплуатации самолета Ту-154, обслуживание и ремонт которого являлось основным продуктом деятельности предприятия, и это происходит в тот момент, когда проект Ан-140 закрывается в т.ч. в связи политической ситуацией на Украине».

Сегодня руководство предприятия возлагает большие надежды на реализацию проекта по запуску серийного производства пассажирских самолетов Ил-114. Данные планы были озвучены во время визита в Самару президента РФ Владимира Путина в июле 2014 г.

«Для окончательного решения вопроса о размещении производства Ил-114 на «Авиакоре» нам предстоит решить ряд принципиальных вещей. В т.ч. вопрос возможного перехода завода в областную собственность», -заявил губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин в своем послании в декабре прошлого года. Т.е. национализация предприятия становится фактически одним из основных условий его выживания.

Скорее всего, владельцы А-АЗ не поддерживают эту идею. Пока самарский авиационный завод входит в машиностроительное объединение «Русские машины», контролируемое ФПГ «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Примечательно, что, кроме всего прочего, Дерипаска располагает немалыми активами на Украине, тесно скооперированными с местным бизнесом.

Не исключено, что обращение в суд ГП «Антонов» произошло не без участия Дерипаски. Цель — инициировать процедуру банкротства А-АЗ, которую Дерипаска сможет взять под свой контроль. Далее в ходе конкурсного производства все активы за бесценок могут быть реализованы нужным компаниям. Государство опять останется ни с чем.

Один из немногих активов А-АЗ, который может иметь ценность в глазах Дерипаски, — испытательный аэродром авиационного завода. Аэродром «Безымянка» имеет уникальную взлетно-посадочную полосу, размеры которой составляют 90 м в ширину и 3,5 тыс. м в длину. Следует учитывать, что в управлении подконтрольной Дерипаске компании «Базэл Аэро» находятся аэропорты г. Краснодара, Сочи, Геленджика и Анапы. Бизнес-группа Олега Дерипаски — одна из двух в России, которая занимается коммерческой эксплуатацией аэропортов. Вторая -холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Вполне возможно, что у Дерипаски есть определенные планы по преобразованию аэродрома А-АЗ в коммерческий объект. Поэтому не удивляет, что гендиректор А-АЗ Алексей Гусев в июле прошлого года во время визита Путина в Самару выступил с предложением использовать аэродром для организации низкобюджетных межрегиональных перевозок. За данной инициативой усматривается фигура Олега Дерипаски. Логично, что национализация завода перечеркнет его планы. Зато сценарий с банкротством предприятия способен помочь сохранить контроль над аэродромом. В таком случае руководство А-АЗ может осознанно создавать предпосылки для старта процедуры банкротства завода, допуская всевозможные просрочки по поставкам. А ссылка на политическую ситуацию на Украине выглядит как идеальное оправдание.