Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (556) | 14 сентября 2015г.
 

Потуги Милеева

Предвыборная кампания 2016 года началась в Самаре с политического скандала

Сергей Ромашов

На прошлой неделе 40 кандидатов от региональных отделений партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (СР) снялись с выборов в райсовет Кировского р-на Самары. Сами выборы прошли в минувшее воскресенье, 13 сентября. Массовый исход кандидатов накануне выборов является не чем иным, как провокацией, попыткой дискредитировать избирательную систему РФ и действующую в регионе власть. Практически все выбывшие кандидаты представляют фирмы, входящие в структуру бизнеса, созданного ранее депутатом Самарской губернской думы (СГД) Александром МИЛЕЕВЫМ (на фото). Для Милеева этот демарш мог бы стать стартом собственной кампании по выборам депутатов СГД 2016 г.

Политическое самоубийство

В начале прошлой недели стало известно, что с выборов депутатов совета Кировского р-на Самары снялись 40 кандидатов от КПРФ, ЛДПР и СР. Выбывшие кандидаты поспешили заявить о давлении на них, а также о якобы незаконной агитации в пользу кандидатов от «Единой России» (ЕР). Информацию о снятии официально подтвердила территориальная избирательная комиссия Кировского р-на. Снявшиеся кандидаты решили сделать новость о своем демарше достоянием всей страны. Они написали об этом в коллективном обращении на имя президента РФ Владимира Путина, председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, генпрокурора Юрия Чайки и главы ЦИК Владимира Чурова. По словам кандидатов-отказников, самарцы якобы получили письма с призывами голосовать за представителей ЕР. Самоотреченные кандидаты попросили «принять меры и не допустить окончательного превращения института выборов в Самарской обл. в фикцию и фарс».

Звучит, конечно, громко. Однако фарсом скорее можно назвать массовый акт политического самоубийства, совершенный кандидатами в райсовет Кировского р-на. Ведь что это, если не четко спланированный удар по имиджу региона и областной власти? Видимо, тот, кто стоит за всеми этими кандидатами, понимает, что по итогам выборов после такого скандала все будут говорить, что в Самарской обл. демократию душат, доводят несогласных с позицией «партии власти» людей до такого отчаяния, что они решаются на политическое самоубийство в канун выборов. Для чего же нужен такой жертвенный акт? И кому?

Скорее всего, приковать внимание наблюдателей к Самаре сегодня очень удобно, ведь 14 сентября, по сути, началась предвыборная гонка за кресла депутатов СГД и Госдумы 2016 г. Поэтому демарш кандидатов следует рассматривать как одно из основных событий начала новой масштабной предвыборной кампании.

Расчет, видимо, делается на то, что в Кремле будут принимать решение, кому доверить организацию выборов в Самаре в 2016 г., опираясь на опыт сентябрьских выборов 2015 г. Если бы все прошло ровно и без скандалов, то никто бы и не обратил на регион внимания, все осталось бы на своих местах. Конечно, по итогам выборов представители оппозиции могли бы в очередной раз заявлять о подтасовках результатов голосования, но сегодня этим уже никого не удивишь.

Поэтому, должно быть, не случайно кандидатов массово попросили сняться там, где на участках будут установлены электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и невозможно будет сфальсифицировать результат. Все УИК Кировского р-на будут оборудованы КОИБ. Т.е. на подтасовку бюллетеней проигравшие рассчитывать не смогут. А вот акт политического самоубийства — это уже действительно скандал.

Провокация — не произвол

Наблюдатели полагают, что такой провокации избирательная система РФ, пожалуй, еще не видела. Разумеется, выбывшие кандидаты говорят о том, что в Самаре происходит административный произвол. Но в чем заключается произвол? Ведь им не отказали в регистрации, допустили до выборов, но в итоге они даже не попытались эти выборы пройти до конца. Соскочили за несколько дней до дня голосования. Где их гражданская позиция? Да и есть ли она у них вообще? Судить о каком-либо произволе или давлении можно было бы по итогам голосования, но не за неделю до выборов.

Настоящий произвол можно было наблюдать, например, в октябре 2010 г., когда последний раз всенародным голосованием выбирали главу г. о. Самара. Тогда административная машина губернатора Владимира Артякова, представлявшего в регионе интересы ГК «Ростех», за месяц до голосования сняла несколько основных кандидатов, опасных для кандидата от Ростеха Дмитрия Азарова. Достаточно назвать имена депутатов Думы г. о. Самара (ДГОС) Алексея Офицерова, Виталия Ильина и депутата СГД Михаила Матвеева, которых сняли с тех выборов без особых значимых причин. Вот это был настоящий произвол. Для успешного избрания доверенного лица Артякова Дмитрия Азарова его основные конкуренты были просто устранены.

То, что кандидаты в райсоветы Кировского р-на по собственной воле снялись с выборов, означает попытку дискредитировать всю избирательную систему. Время для отказа от участия в выборах они выбрали самое неудобное — за неделю до голосования. Срочно понадобилось вычеркивать их фамилии, готовить новые бюллетени, тратить на это дополнительные бюджетные деньги. Т. е. это был еще и удар по бюджету Самары.

Работа на результат

Теперь присмотримся к добровольно выбывшим кандидатам поближе. Это 5 сотрудников ООО «Общее дело», баллотировавшихся от партий КПРФ, СР и ЛДПР, — директор общества Александр Грицаев, заместитель директора по экономическому развитию Галина Маринина и менеджеры Вадим Саяхов, Сергей Андиряков, Дмитрий Ткаченко.

Еще два кандидата представляли ООО «Родник» — ведущий бухгалтер Ирина Удоева (СР) и мастер в спирто-приемном участке Галина Воронова (СР). Три кандидата представляли ООО «Мико Алко» — старший менеджер Екатерина Брыжинская (СР), торговые агенты Ольга Коннова (ЛДПР) и Виталий Вдовин (ЛДПР). Также с выборов снялись трое сотрудников ООО «Кнехт» -Анастасия Терзман (СР), Светлана Усянова (СР), Вячеслав Усянов (СР) и двое сотрудников ООО «Микс» — Екатерина Сафронова (СР) и Дмитрий Кравченко (СР).

Практически все перечисленные организации связаны с розничной торговлей пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия. За всеми просматриваются интересы бизнес-империи, ранее созданной депутатом СГД Александром Милеевым (см. «Хронограф» №25 (553) от 20.07.15). Остальные добровольно выбывшие кандидаты в основном представляют собой «спам-категорию». Т. е. это приглашенные для создания «массовки» -безработные, пенсионеры, сотрудники мелких предприятий, которых местный олигархат легко мог подогреть на бунт. Ведь именно Александра Милеева называют в Самаре пионером создания системы «спам-выдвиженцев». Данная технология была успешно обкатана на довыборах в ДГОС весной 2013 г. (см. «Хронограф» № 8(452) от 11.03.13). Поэтому и идея массового снятия кандидатов вполне может быть в духе модератора политических процессов Милеева.

Как сказано выше, впереди у Милеева выборы 2016 г., поэтому выборы 2015 г. могли понадобиться ему для показательного старта своей предвыборной кампании. С учетом этого может стать понятно, зачем от знакомого ему бизнеса было ориентировано на выборы в райсоветы столько людей и с какой целью эти политические самоубийцы регистрировались на выборы.

Однако едва ли Милеев мог бы провернуть все это в одиночку — в отличие от довыборов в ДГОС в 2013 г., выборы депутатов райсоветов — более крупное мероприятие, следовательно, и внимания к нему больше. Наблюдатели полагают, что Милеева «сверху» мог прикрыть экс-мэр Самары, а ныне сенатор Совета Федерации от Самарской обл. Дмитрий Азаров. Ведь Азаров возглавляет межкоординационный совет (МКС) ЕР по Самарской обл., т.е. является куратором от ЕР прошедших 13 сентября выборов. Едва ли Азаров не знал о планах его сопартийца Милеева. Скорее знал, но не помешал. По результатам выборов Азаров будет подводить итоги и писать отчет своему руководству, в котором, опираясь на обиды людей Милеева, может поспекулировать на тему плохой организации выборов 2015 г. в регионе. Азаров сумеет найти выгоду от своего отчета о ходе выборов. Это может позволить ему получить дополнительные полномочия для проведения выборов 2016 г. со всеми вытекающими последствиями.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.