Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (553) | 20 июля 2015г.
 

Перспективы Сурнина

Самарские нанотехнологи могут последовать примеру Анатолия Чубайса

Андрей Неретин

10 июля председатель правления ООО «УК «Роснано» Анатолий ЧУБАЙС дал свидетельские показания в Следственном комитете (СК) РФ по уголовному делу о растрате денежных средств в госкорпорации ОАО «Роснано». Как сообщает ТАСС со ссылкой на адвоката Чубайса, свидетель явился на беседу со следователем по собственной инициативе. Не исключено, что пример главного нанотехнолога побудит к сотрудничеству со следствием и самарских «подопечных» «Роснано» во главе с генеральным директором ООО «Нанотехнологический центр Самарской обл.» (НЦСО) Олегом СУРНИНЫМ (на фото). Молчание, которое он сегодня хранит, в итоге может сработать против него самого.

СК РФ возбудил уголовное дело 1 июля. По версии следствия, бывший генеральный директор «Роснано» Леонид Меламед организовал заключение с подконтрольной ему компанией ЗАО «ИФК «Алемар» договоров на оказание консультационных услуг, под видом которых перешедшие в корпорацию бывшие сотрудники «Алемара» Андрей Малышев и Святослав Понуров в 2008-2009 гг. якобы незаконно перечислили подрядчику более 220 млн р. Сегодня Меламед находится под домашним арестом, а Понуров заключен под стражу.

Любопытно, что самарские нанотехнологи не уступают своим столичным боссам в умении распоряжаться большими суммами бюджетных средств. Речь идет о возглавляемом Олегом Сурниным НЦСО. Данный наноцентр был образован в декабре 2014 г. Учредителем выступила некоммерческая организация «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской обл.» (ИИФ), где с июня 2015 г. исполнительным директором трудится Владимир Земцов. ИИФ находится в подчинении у министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл., возглавляемого Александром Кобенко. В июле 2014 г. министр Кобенко лично подписал приказ о предоставлении ИИФ субсидии в размере 125 млн р. на осуществление уставной деятельности в части поддержки инновационных проектов в регионе. В свою очередь ИИФ под самый занавес бюджетного года — в декабре 2014 г. — полученные средства в полном объеме внес в уставный капитал только что созданного НЦСО. О дальнейшей судьбе данных средств пока остается лишь догадываться. Гендиректор НЦСО Олег Сурнин на запрос редакции ОАЕ «Хронограф» по этому поводу хранит молчание.

Не стал особо распространяться на эту тему и руководитель ИИФ Владимир Земцов. Ему был задан вопрос: «Как протекает освоение 125 млн р., внесенных ИИФ в конце 2014 г. в уставный капитал ООО «Нанотехнологический центр Самарской обл.»?» Земцов на это ответил весьма скупо: «В настоящее время командой НЦ проводится работа в рамках Устава компании в целях достижения заявленных плановых показателей работы на 2015 г.». О каких именно плановых показателях идет речь и где они заявлялись, Земцов не рассказал. Напомним, эта переписка с Земцовым произошла в начале июля 2015 г., в то время как НЦСО должен был начать работать еще в декабре 2014 г.

Примечательно, что в феврале 2015 г. уставный капитал НЦСО был увеличен до 247,5 млн р. за счет средств, внесенных новым участником самарского наноцентра — Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), где председателем правления значится Анатолий Чубайс. Таким образом, с легкой руки руководителя «Роснано» в НЦСО было «закачано» еще 122,5 млн р. Каким образом Сурнин освоил теперь еще и эти средства? Видимо, деньги из фонда Чубайса вслед за средствами областного бюджета также ушли на «достижение плановых показателей».

Следует отметить, что Владимир Земцов продемонстрировал весьма избирательную лаконичность при ответе на запрос редакции. По многим вопросам, которые не касались деятельности НЦСО, он ответил даже с претензией на содержательность. Например, по поводу расходования субсидий из областного бюджета в размере 262,7 млн р., которые, как установил Государственный финансовый контроль Самарской обл., ИИФ израсходовал неправомерно (см. «Хронограф» №23 (551) от 06.07.15), Земцов написал целую повесть. Как следует из его комментариев, средства были израсходованы по трем направлениям.

Одно из них — предоставление грантов и займов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. «По результатам конкурсов средства для реализации перспективных инновационных разработок предоставлены победителям конкурсов — разработчикам 64 инновационных проектов в следующих сферах: информационных технологий, медицины и 1Т-ме-дицины, технологий аграрного производства, машиностроения, ЖКХ и технологий «Умный дом» и др. на общую сумму 115,6 млн р.», — пояснил Земцов. Среди получателей грантов он отметил ряд организаций. Второе направление, куда, по словам Земцова, ушли субсидии, влитые в ИИФ, — «софинансирование инновационных проектов в рамках реализации совместных программ с федеральными институтами развития и иных мероприятий с целью привлечения внебюджетных и федеральных средств для формирования и реализации инновационных проектов в Самарской обл.». В рамках софинансирования было поддержано 37 проектов на сумму 140,3 млн р. Третье направление — приобретение канцтоваров, публикации в СМИ, но эти расходы не столь существенны. Правда, стоит признать, что Земцов опять-таки ограничился общими фразами, так сказать, без подробностей.

Возникает вопрос: что помешало Земцову дать исчерпывающий ответ по судьбе средств, предоставленных дочерней компании в лице НЦСО? Пока все выглядит так, что Земцов охотно, но общими фразами отчитался за деятельность ИИФ, которая велась при его предшественнике на посту исполнительного директора Павле Толмачеве. Однако фактически не стал комментировать судьбу 125 млн р., внесенных в уставный капитал НЦСО при Толмачеве. Будто бы на этой теме лежит некое табу.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.