Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (553) | 20 июля 2015г.
 

И жнец, и жрец...

Членство председателя лицензионной комиссии в ОНФ может привести к конфликту интересов

Сергей Ромашов

В начале июля широкой общественности стало известно о работе председателя комиссии по ЖКХ Общественной палаты (ОП) Самарской обл. Виктора ЧАСОВСКИХ (на фото) на Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ). С сентября 2014 г. Часовских этот факт успешно замалчивал. Помимо членства в ОНФ и в ОП Часовских также является председателем комиссии по лицензированию деятельности управляющих компаний (УК) и руководителем Самарского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ («ЖКХ Контроль»). По оценкам наблюдателей, совмещение Часовских всех указанных должностей грозит привести к конфликту интересов, который может порождать в т. ч. и коррупционные факторы.

5 июля т.г. в итоговой передаче «Вести Недели» на телеканале «Россия-1» был показан сюжет о проблемах ЖКХ Самары. В сюжете, в частности, поднималась тема прошедшего недавно лицензирования деятельности УК. Комментарии на данную тему давал председатель комиссии по ЖКХ ОП Самарской обл. Виктор Часовских, одновременно занимающий должность председателя комиссии по лицензированию УК. Причем Часовских был представлен в титрах не как председатель лицензионной комиссии, а как активист ОНФ, а также эксперт Самарского регионального отделения ОНФ.

Как рассказал сам Часовских в ответе на запрос «Хронографа», активистом-экспертом Самарского реготделения ОНФ он стал с момента создания рабочей группы «Качество жизни» в сентябре 2014 г. В качестве эксперта он был приглашен в эту группу как руководитель «ЖКХ Контроля» и председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ ОП Самарской обл.

В этой связи вызвал удивление следующий момент: почему Часовских, как оказалось пользуясь поддержкой О Н Ф, до сих пор не проявлял себя в публичной плоскости как истинный сторонник ОНФ? Чего ему было скрывать?

Существует версия, что молчание Часовских могло объясняться тем, что совмещение им должности председателя лицензионной комиссии с общественной деятельностью в качестве эксперта ОНФ сразу же начало приводить к конфликту интересов, порождающему, как правило, коррупционные факторы.

Как же могла проявиться личная заинтересованность Часовских в отношении тех или иных участников процедуры лицензирования? Достаточно вспомнить семинары Часовских. Как отмечалось выше, помимо комиссии по лицензированию и комитета по ЖКХ при ОП Самарской обл. Часовских также возглавляет «ЖКХ Контроль». Данный центр регулярно проводит семинары для председателей советов домов Самарской обл. На один из таких семинаров по теме лицензирования УК могли попасть и представители этих компаний. Т.е. Часовских, вероятно, за некоторое вознаграждение мог «тренировать» руководителей УК для успешной сдачи аттестационных экзаменов и последующего лицензирования. А потом сам же Часовских, как заправский преподаватель вуза, принимал у них экзамены во главе комиссии.

В ходе лицензирования некоторым компаниям было отказано в удовлетворении заявок, потому что они не подготовили необходимый пакет документов, не оплатили имеющиеся, даже небольшие штрафы, начисленные Государственной жилищной инспекцией (ГЖИ) по Самарской обл. и т.д. Т.е. это были не критичные упущения технического характера, о которых УК, не присутствовавшие на «уроках» Часовских, могли не знать. Исправив эти упущения, УК подали повторные заявки, и многие из них лицензии в итоге получили.

Но только для тех УК, которые не прошли процедуру с первого раза, лицензии стали уже неполноценными: в них не содержится реестр управляемых УК домов.

Что касается ОНФ, то Часовских считает: «Никакого конфликта интересов в данной ситуации не возникает: в соответствии с п. 1 ст. 199 ЖК РФ: «Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии». Таким образом, только ГЖИ имеет право проверки деятельности УК в рамках осуществления лицензионного контроля. Если имеются соответствующие нарушения, ГЖИ обращается в лицензионную комиссию, которая принимает решение о передаче материалов дела в суд. ОНФ, ОП и региональный центр общественного контроля работают с жалобами жителей и не имеют права проверять работу УК и принимать решения по отзыву у нее лицензии».

Объяснения Часовских вроде бы выглядят логично. Но в действительности описываемый Часовских механизм в отдельных случаях может работать следующим образом. Представители возглавляемых Часовских организации по его инициативе выезжают по адресу дома, обслуживаемого той или иной УК, где проводят разъяснительную работу с гражданами. Незнакомых с нюансами работы УК бабушек, например, легко убедить в том, что УК работает плохо и что нужно написать соответствующее заявление. Ну а дальше все по описанной Часовских процедуре — надиктованное обращение бабушки относится в ГЖИ. Потом выход на комиссию во главе с Часовских и — суд. Таким нехитрым способом при желании можно избавиться практически от любой неугодной тем или иным заинтересованным лицам УК.