Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (553) | 20 июля 2015г.
 

Каленым железом

Коррупция в ЖКХ должна быть искоренена

Илья Ширтанов

На прошлой неделе Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ) было извещено о том, что Государственная жилищная инспекция Самарской обл. (ГЖИ), руководителем которой является Андрей АБРИТАЛИН (на фото), становится все больше похожа на аппарат для реализации коррупционных схем. На этот раз появились свидетельства того, что чиновники ГЖИ могли вступить в сговор с тольяттинским ООО «УК ЖКУ», во главе с директором Александром КОПЦЕВЫМ, с целью обогащения за счет жителей многоквартирных домов (МКД). Ожидается, что реакция из ОНФ последует оперативно.

Распределили роли

14 июля в редакцию Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» обратились жители МКД, находящихся в управлении УК ЖКУ. Как оказалось, в июле владельцы квартир получили извещения УК ЖКУ о том, что с 1 июня 2015 г. расчет коммунальной услуги по отоплению будет производиться по схеме «1/12 равными долями». В частности, квитанции с такой информацией получили собственники жилья, являющиеся участниками ТСЖ «Монолит». УК ЖКУ в этом же извещении дает ссылку на то, что изменение порядка оплаты производится «по предписанию Государственной жилищной инспекции». Как можно заметить, УК ЖКУ незамедлительно приступила к исполнению акта ГЖИ. В квитанциях УК ЖКУ на оплату коммунальных услуг за июнь т.г. в строке «отопление» появилась сумма, которую владелец квартиры должен внести в кассу управляющей компании.

Для понимания абсурдности ситуации следует отметить, что такие письма были разосланы владельцам квартир МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии. Т.е., по логике, ГЖИ требует того, чтобы жители МКД вновь перешли на устаревшую систему оплаты услуги отопления. Указанная система, при которой платежи населением вносятся ежемесячно равными долями в течение года, была разработана в тот период, когда даже не велась речь об оснащении МКД коллективными или какими-либо иными приборами учета потребления тепловой энергии. Размер начислений рассчитывался с учетом установленного тарифа за единицу тепловой энергии и норматива потребления.

В данном конкретном случае владельцы жилья в МКД, оборудованных коллективными приборами учета потребления тепловой энергии, исполнили свои обязательства по оплате отопления более двух месяцев назад, поскольку отопительный сезон был закончен в апреле. Какими мотивами руководствовались в ГЖИ, предписывая начать сбор средств за отопление с июня, остается невыясненным. В любом случае не вызывает споров то, что ГЖИ предписывает начать сбор средств с жителей МКД в виде авансовых платежей. По логике, выигрывает в этом случае лишь управляющая компания, которая может на протяжении нескольких месяцев пользоваться свободными денежными средствами, собранными с населения. По поводу того, каким образом будет рассчитываться и компенсироваться собственникам жилья сумма за пользование УК ЖКУ чужими денежными средствами, не разъясняется. Так или иначе, но в ГЖИ, скорее всего, ожидают поступления отдельного бонуса за предоставление административного ресурса.

Антинародный заговор

Особо цинично действия ГЖИ видятся на фоне инициатив законодателя, который всячески стремится навести порядок в сфере ЖКХ. К примеру, после того, как на уровне правительства РФ был взят курс на повышение энергоэффективности и энергосбережения, в регионах приступили к реализации целого ряда целевых программ. В частности, по массовому оснащению МКД приборами учета потребленных коммунальных ресурсов, в т.ч. оборудованных системами регулирования количества подаваемого тепла в зависимости от температуры атмосферного воздуха. Согласно позиции правительства РФ население должно оплачивать фактически потребленные ресурсы. Делалось это для того, чтобы снять с людей необоснованную финансовую нагрузку, ведь нормативы всегда превышают фактические показатели потребления.

Таким образом, люди, действительно, получили возможность платить за отопление лишь в отопительный сезон. В средней полосе России данный период составляет около 7 месяцев в году. Остальные 5 месяцев владельцы квартир в строке «отопление» квитанций видят цифру 0, поскольку не пользуются данной услугой. Такая схема вполне логична и обоснованна. Участники ТСЖ «Монолит» на общем собрании собственников помещений МКД большинством голосов (за — 506, против — 15) приняли решение производить оплату за отопление по факту показания общедомового прибора учета. Однако в ГЖИ вдруг решили, что схема оплаты 1 /7 не коррелирует с правилами, установленными правительством РФ. Если опираться на позицию ГЖИ Самарской обл., то получается, что правительство РФ сначала инициировало процессы по оборудованию МКД общедомовыми приборами учета, после чего свело к нулю собственную инициативу, обязав население производить расчеты по схеме 1/12. «Данная методика расчета соответствует требованиям п.21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, где сказано, что плата за отопление рассчитывается равными долями в течение года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за последний год». Таким образом, собственникам квартир пытались вменить в обязанность производить плату за отопление по схеме 1/12. Подвергать сомнению компетенцию специалистов ГЖИ было бы неэтично, но в указанном постановлении правительства нет каких-либо прямых указаний о порядке оплаты услуг по теплу.

Игра стоит свеч

Безусловно, ситуацию можно назвать спорной, если не знать о существовании судебного дела № А55-15011/2014, в ходе которого был рассмотрен аналогичный случай. Отличие заключается лишь в том, что события разворачивались в Самаре.

ГЖИ вынесла точно такое же предписание о переводе порядка расчетов по схеме 1/12 по теплу в адрес ТСЖ «Мегаполис». Из судебных документов следует, что: «Инспекцией выдано предписание от 20 марта 2014 г. № Сор-1976, согласно которому ТСЖ «Мегаполис» предписано в срок до 20 июня 2014 г.: производить начисление платы за отопление потребителям, проживающим МКД по адресу: г. Самара, Московское шоссе, д. 57, в соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307, равными долями в течение года (12 месяцев) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий».

ТСЖ оспорило акт ГЖИ в Арбитражном суде Самарской обл. и выиграло процесс. Апелляционная инстанция также указала на неправомерные действия ГЖИ. Точку в этой истории поставил Арбитражный суд Поволжского округа (АС-ПО), оставивший в силе акты нижестоящих судебных инстанций.

Причем суд четко указывает на обстоятельства, послужившие поводом для удовлетворения требований ТСЖ, разделяя такие понятия, как «порядок оплаты» и «порядок расчета». «Из протокола внеочередного общего собрания членов ТСЖ «Мегаполис» от 7 октября 2013 г. № 2 следует, что собственники большинством голосов проголосовали за решение о порядке оплаты за отопление равными частями в течение 6 месяцев, с перерасчетом в конце отопительного сезона, и против порядка оплаты за отопление равными частями в течение 12 месяцев. Указанное решение общего собрания никем не обжаловалось и не отменялось, собственниками помещений исполняется полностью. Общество в соответствии с решением общего собрания собственников помещений — членов ТСЖ «Мегаполис» от 1 марта 2013 г. порядок оплаты (не расчета) за отопление согласовало с ресурсоснабжающей организацией», — эти доводы кассационный суд приводит в мотивировочной части постановления о безосновательной позиции ГЖИ.

Примечательно, что, выдавая предписание, УК ЖКУ ГЖИ прекрасно сознавала сомнительность своих действий, поскольку указанное выше постановление АСПО датировано 17 марта 2015 г. Т.е. в ГЖИ, судя по всему, умышленно шли на риск быть разоблаченными, но решили довести свой замысел до конца. Успеха в ГЖИ могли добиться в том случае, если ни УК, ни ТСЖ не станут в судебном порядке оспаривать действия жилинспекции, что можно наблюдать в настоящее время.

На этом фоне отпадают практически любые сомнения, что специалистами ГЖИ, равно как и представителями УК ЖКУ, двигала личная заинтересованность, скорее всего финансовая. Иными словами, версия о существовании коррупционной схемы, в которой УК ЖКУ занимается непосредственно сбором денег с населения, а ГЖИ оказывает административную поддержку, выглядит весьма правдоподобно. Причем, как можно заметить, ситуация не единична, а количество реализованных схем сложно себе представить, ведь далеко не все представители УК или ТСЖ могут побороть личный меркантильный интерес и обратиться с соответствующим заявлением в суд.