Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (553) | 20 июля 2015г.
 

Попытки саботажа

Самараводоканал продолжает заниматься непонятной деятельностью

Сергей Ромашов

С 1 июля в Самаре и области произошло повышение тарифов на услуги ЖКХ, включая водоснабжение и водоотведение. Эта финансовая нагрузка легла на плечи жителей. Соответственно, задача ресурсоснабжающих организаций сегодня — обеспечить такое качество услуг, чтобы граждане оплачивали их с готовностью. Однако в МП «Самараводоканал» (СВК) этого, видимо, не понимают. Сотрудники предприятия продолжают предпринимать попытки саботировать работу арендатора водопроводно-канализационных сетей города — ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС). Сегодня СВК якобы переманивает к себе людей из СКС, суля им заоблачные зарплаты и неоправданно раздувая штат вопреки тренду оптимизации численности муниципальных служащих.

Некогда ссориться

В этом году Самарская обл. не стала исключением из правила по повышению тарифов на услуги ЖКХ. Так, с 1 июля 2015 г. тарифы, к примеру, на водоснабжение и водоотведение выросли на 11%. В Самаре соответствующие услуги потребителям оказывает СКС, которое в 2012 г. заключило с СВК договор аренды водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) Самары сроком на 35 лет.

Следует заметить, что июльское повышение тарифов вызовет неизбежные трудности: для жителей города это существенная финансовая нагрузка. Ведь тарифы выросли у всех коммунальных компаний, следовательно, горожанам придется платить больше как за воду, так и за газ, свет, тепло, горячее водоснабжение. При этом далеко не все граждане и организации исправно платили по счетам ресурсоснабжающих организаций и до повышения тарифов. Так, только за услуги водоотведения и водоснабжения компания СКС в I полугодии 2015 г. направила юридическим лицам — УК, ТСЖ и ЖСК — 3983 претензии на сумму 879,3 млн р. Эти данные опубликованы на сайте компании, которая одна из немногих ведет целенаправленную работу по взысканию задолженности. Сегодня одна из главных задач коммунальщиков — организовать работу на таком уровне, чтобы качество предоставляемых услуг не вызывало вопросов у граждан и мотивировало их платить по счетам ресурсоснабжающих организаций.

Такое возможно только при условии, что поставщикам ресурсов не нужно распылять свои усилия на какие-то сторонние конфликты и форс-мажоры, которые им устраивают недоброжелатели. В случае с СКС попытки саботировать работу предприятия, как ни странно, наблюдаются со стороны предшественника в эксплуатации ВКХ Самары — СВК. Ведь именно СВК отдало ВКХ Самары в аренду СКС и, по логике, должно вместе с арендатором заботиться о развитии имущества, а не вставлять палки в колеса и придираться к СКС по любому поводу.

Такая стратегия едва ли способна сработать в интересах горожан и привести к положительному эффекту. Но сегодня менеджмент СВК, по мнению наблюдателей, заряжен скорее на расторжение договора аренды ВКХ Самары с СКС и передачу имущества в аренду другому инвестору.

«Хронограф» уже писал, как сотрудники СВК наговаривали на СКС новым властям города (см. «Хронограф» № 6 (534) от 24.02.15). Как видно, попытки настроить городскую администрацию решительно против СКС не увенчались успехом. Теперь, по данным источников редакции, СВК применяет новый способ парализовать работу арендатора — переманивает к себе на работу сотрудников СКС.

Грязная игра

Напомним, что в СВК уже собрались все, кто был уволен из СКС не без оснований. Например, Владимир Куколкин, который в сентябре 2014 г. ушел с должности технического директора СКС по соглашению сторон. Собственники СКС сделали Куколкину предложение уволиться по собственному желанию в связи с утратой к нему доверия. После этого он вернулся обратно на работу в СВК. Проработав какое-то время в СКС в должности технического директора, Куколкин наверняка успел оценить обстановку и прикинуть, кого из персонала можно переманить в СВК.

Сообщается, что предложения о переходе в СВК поступают в основном сотрудникам низового звена, простым рабочим. А ведь именно они устраняют аварии на сетях, занимаются ремонтными работами и т.д. Такие кадры для предприятий всегда бесценны. А в СВК им якобы обещают зарплаты размером 50-60 тыс. р. в месяц. Здесь к СВК возникает сразу несколько вопросов.

Во-первых, расширение штата СВК явно противоречит текущему тренду оптимизации муниципального аппарата. Сегодня в мэрии на первый план выходит задача оптимизации административных структур в целях экономии бюджетных средств. Но в СВК вдруг решают не экономить. При штате порядка 75 человек на муниципальном предприятии уже есть главный инженер, заместитель главного инженера, начальник производственно-технического отдела, начальник отдела контроля и мониторинга, первый заместитель директора, другие замы директора, финансовый директор и т.д. А теперь СВК набирает еще и рабочий персонал. Зачем предприятию столько людей, если данное МП уже три года как передало свои функции СКС?

И если «работягам» обещают по 50 тыс. р. в месяц, то какие зарплаты получают все перечисленные начальники? И насколько уровень их доходов превышает доходы менеджеров СКС?

Раздувают карманы

Во-вторых, непонятно, из каких средств СВК планирует выплачивать своим сотрудникам такие зарплаты? Директором по финансам в СВК до недавнего времени работал Иван Басанов (на фото), который «окучивал» СВК долго. В конце октября 2014 г. Басанов даже на время возглавил СВК без широкой огласки. Ранее сообщалось, что в СВК Басанов был интегрирован, скорее всего, с целью оказания содействия сдаче ВКХ Самары, заведенного на баланс МП и находящегося у него в хозведении, в аренду инвестору, представлявшему интересы одной из региональных ФПГ. Например, ОАО «Облводоканал». Сегодня Басанов, по некоторым данным, в СВК уже не работает, но продолжает косвенно влиять на работу предприятия. Почему ему или кому-то еще пришла в голову идея приглашать сотрудников СКС в СВК на высокие оклады, пока остается загадкой. Вряд ли эту идею подал здравомыслящий человек — такие в СВК надолго не задерживаются.

Наблюдатели полагают, что рассчитываться с новыми работниками в СВК намерены деньгами, которые поступают от СКС в качестве арендной платы за имущество.

При условии, конечно, что высокие зарплаты рядовым сотрудникам не пустые обещания. Так или иначе, но у надзорных органов возникает повод провести тщательную проверку СВК — ведь речь может идти о нецелевом расходовании бюджетных средств. Все направляемые в СВК арендные платежи СКС, по логике, должны идти на ту же перекладку сетей. А ведь за 3 года в счет арендной платы уже перечислено около 1,5 млрд р. Новый персонал мог понадобиться СВК, т.к. МП, по некоторым данным, планирует эксплуатировать ВКХ в п. Береза Красноглинского р-на Самары, где под себя СВК намерено выбить отдельный тариф, причем, похоже, выше, чем у СКС. Насколько целесообразно такое разделение ВКХ, если сегодня на территории города действует единый поставщик с единым тарифом, большой вопрос. Также ответственным за работу СВК лицам из городской администрации, возможно, следует задаться таким вопросом: кому выгоден саботаж работы СКС? Не лучше ли искать конструктивные пути решения проблемы взаимоотношений СВК и арендатора?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.