Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (552) | 13 июля 2015г.
 

Свежее и своё

Местное производство овощей столкнулось с новыми реалиями

Борис Кротов

В конце июня был издан указ президента РФ Владимира ПУТИНА о продлении продуктового эмбарго в отношении производителей продуктов питания из стран Евросоюза. Это дает российским аграриям еще один год на экспансию и удержание местных потребительских рынков. Правда, теперь местным производителям овощей и фруктов, особенно растущих в регионе, приходится конкурировать не только с овощным импортом, но и с овощным контрафактом — как говорят профессиональные участники отрасли, с «китайцами».

Выжить и развиваться

Тепличное овощеводство является одним из приоритетных для Самарской обл. Оно позволяет формировать рабочие места и налогооблагаемую базу в регионе, а также обеспечивает местный потребительский рынок свежими и безопасными овощами. О важности развития агропромышленного потенциала тепличных хозяйств неоднократно говорил губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин. «Нам нужно строить теплицы. Эта работа идет, но пока не так быстро, как необходимо, — сказал губернатор во время посещения комплекса «Тепличный» в Самаре в январе 2014 г. — В ближайшее время будут введены теплицы общей площадью 2 га, а региону необходимо еще 20-25 га. При этом нужно создавать хорошие, современные теплицы. Когда такие мощности появятся, резких перепадов цен на рынке не будет».

Пока заданные параметры по строительству новых теплиц в регионе не достигнуты. Потребности региона в свежих овощах стараются закрывать местные производители. Им, правда, теперь приходится конкурировать не только с импортом, но и с овощным контрафактом, выращенным в нелегальных теплицах без соблюдения санитарных требований. Очень часто такая продукция бывает не то что незаконна, а попросту опасна для потребителя. Новые, и часто незаконные овощные производства доставляют неудобство и жителям прилегающих к ним территорий. Так, в конце июня Самарские телеканалы облетел сюжет о проблемах жителей пос. Дружба с.п Лопатино, которые стали ощущать острую нехватку воды, после того как в окрестностях их поселка заработали китайские теплицы. Для них контрсанкции, кстати, тоже включили зеленый свет.

Для того чтобы понимать, чем овощной контрафакт отличается от легально выращенной продукции, нужно проанализировать практику работы местных производителей. Для Тольятти одним из крупнейших производителей является СХ ОАО «Овощевод». Общество специализируется на выращивании огурцов, томатов и баклажанов различных сортов на территории 12 га.

Для того чтобы с ранней весны и до поздней осени шла отгрузка свежих овощей, тепличные комбинаты проводят подготовительные мероприятия заранее. «Рассаду огурцов и помидор наше хозяйство высаживает в конце декабря. А уже в январе мы получаем первый урожай овощей. В конце июня осуществляем замену культур. Если с декабря по июнь у нас дает урожай 10 га огурцов, 2 га томата плюс сопутствующие культуры, то в июне мы высаживаем 8 га томатов и 4 га огурцов», — рассказал «Хронографу» начальник производства ОАО «Овощевод» Наталья Иванова.

- Да, за счет затрат на отопление, освещение, подкормку и полив продукция, выращиваемая в холодные периоды, получается дороже, чем те же овощи летнего урожая. Когда глава региона заявляет о необходимости поддержки и развития местного агропромышленного потенциала, это является стратегически верным. Этим решается сразу несколько задач. Создаются рабочие места, налогооблагаемая база, улучшается социальный климат в регионе.

Технологичные теплицы «Овощевода» дают ежегодный прирост урожайности
Технологичные теплицы «Овощевода» дают ежегодный прирост урожайности

Кроме того, вся получаемая продукция контролируется прямо здесь, в регионе распространения. Самое главное, можно прийти и проверить, в каких условиях выросла каждая помидорка и каждый огурчик, — считает исполнительный директор СХАО «Овощевод» Геннадий Мелащенко. Кстати, о проверках. Продукция легальных овощеводческих хозяйств проходит проверку в Россельхознадзоре каждые две недели. Крупные овощеводческие хозяйства организовывают и внутренний контроль. «Овощевод» проверяет свою продукцию раз в 10 дней в собственном лабораторном комплексе, кроме того, постоянный лабораторный контроль ведется за саженцами, грунтом и биологической средой в теплицах. Продукция нелегальных производителей не контролируется никем. «В быту, — рассказал Мелащенко, — таких производителей называют «китайцами». Особенностями их продукции считается то, что «китайцы» ведут свою деятельность вне правового поля и вне санитарных норм. По факту из-за своего сомнительного качества и сомнительной безопасности она в большей степени интересна продавцам, нежели покупателям. Так, отпускная цена по огурцам «китайских» производителей в конце июня составляла 5 р. за кг, а легальных -где-то 20-22 р. В рознице потребителю такие огурцы обходятся практически одинаково, в районе 40 р. Только вот какая маржа для продавца интереснее — в 800% или в 200%, ответ очевиден».

Затратный метод

Сложно представить, но еще относительно недавно вопрос стоял о существовании СХ ОАО «Овощевод» как такового. Предприятие, стабильно дававшее тольяттинцам продукцию с 1972 г., оказалось на грани выживания. Под угрозой закрытия оказалось уникальное для Тольятти овощеводческое хозяйство, занимавшее площадь 27 га. Причины нестабильности оказались банальны — в связи с резким ростом цен на энергоресурсы, нестабильностью экономической обстановки предприятие резко стало убыточным. Кроме того, из-за физического износа из сельхозоборота были выведены 4,6 га пленочных теплиц, 5,2 га зимних гидропонных теплиц, а в ноябре 2003 г. еще 5,2 га зимних гидропонных теплиц. Поскольку потребительский рынок пустым оставаться не может, освободившиеся ниши были заняты привозной продукцией. Сейчас, когда предприятие может говорить о себе как о рентабельном и современном, можно констатировать что свои позиции «Овощевод» отвоевывал на местном рынке фактически заново. Сейчас на «Овощеводе» констатируют и рост урожайности, и рост отгрузки выращенных овощей.

Прежде чем эти показатели были достигнуты, компании пришлось осуществить реконструкцию оставшихся производственных мощностей. Одновременно с этим предприятие отказалось от выращивания овощей гидропонным методом в пользу технологии малообъемного использования субстрата с применением капельного полива. «Уже лет 6-7 как мы отказались от гидропоники и перешли к малообъемному использованию субстрата. Капельный полив позволяет расходовать воду и минеральные подкормки точно и рационально — не много или мало, а столько, сколько требуется. Кокосовый субстрат позволяет корням растения дышать, а пенопластовая основа предохраняет субстрат и корни растений от перепадов температуры», — рассказала Наталья Иванова. — Все теплицы переведены на капельный полив, также установлена автоматическая система подкормки растений углекислым газом (С02).

Предпринятые меры позволяют осуществлять производство огурцов, томатов и баклажанов в наиболее приближенных к естественным потребностям этих культур условиям. Более того, за счет того что у нас пчелоопыляемое производство, мы не применяем в нашем арсенале средства химической защиты и агрессивные подкормки. Активно внедряем в производство методы биологической защиты растений — с помощью полезных бактерий, грибков, растений и насекомых энтомофагов, — рассказала начальник лаборатории ОАО «Овощевод» Валентина Логинова.

Капельный полив является важным элементом бережливого производства. «За счет капельного полива удается оптимизировать расходы предприятия на выращивание продукции. Они и так достаточно высокие — ведь обеспечение требуемого температурного режима, досвечивание рассады, обеспечение необходимой влажности, затраты на опыление, на средства биологический защиты и прочее. Есть вариант не делать всего этого, а просто закормить растения удобрениями, стимуляторами и химикатами и снять богатый урожай. Так делают производители овощного контрафакта, и их сейчас много. Но такой урожай, во-первых, опасно есть, а во-вторых, такая техника выращивания убьет и ресурсы почвы, и репутацию производителя. А ведь «Овощевод» кормит тольяттинцев своей продукцией с 1972 г. Поэтому для нас в приоритете стабильное развитие предприятия», — поделился соображениями Мелащенко.

Социальный вопрос

Всего в коллективе СХ ОАО «Овощевод» трудятся около 230 чел., большую часть — 160 чел. — составляют женщины. Преимущественно женской работой является подготовка субстрата, подготовка семян и рассады, дальнейший уход за растениями, контроль над заболеваемостью, сбор и сортировка урожая. Предприятие предоставляет работникам полный социальный пакет, в который входит обеспечение санаторными путевками, доставка транспортом предприятия, выплата заработной платы, ежегодного вознаграждения, оказание материальной помощи в соответствии с условиями коллективного договора.

Казалось бы, этот комплекс социальных обязательств влияет на конечную цену продукта — он становится дороже, чем у производителя контрафактной продукции. Но, с другой стороны, все доходы, получаемые от продажи нелегальных овощей, уходят в серую экономику. На производстве задействованы, как правило, нелегальные мигранты, производственные мощности не модернизируются, ресурсы почв эксплуатируются самым безжалостным образом. Ни уплаты налогов, ни оплаты потребляемых ресурсов, ни какого-то иного заметного социально-экономического эффекта от деятельности подпольных фермеров экономика региона не видит. Куда направляются доходы от подобного вида деятельности, и вовсе никто не может сказать. Так стоит ли потребителю из своего кармана финансировать сомнительные схемы? Каждый решает для себя, но многие покупатели, как правило, делают выбор в пользу качества.

Чтобы не стать потребителем сомнительных овощей, рассказал некоторые нюансы реализации готовой продукции на потребительском рынке заместитель директора по коммерции ОАО «Овощевод» Антон Семенов: «Овощи сомнительного происхождения реализуются через мелких распространителей, с машин, за наличные, без кассы. Очень часто под маркой известных производителей мы, например, сталкивались с продажей контрафакта якобы производства ОАО «Овощевод». В случае покупки приглянувшихся овощей на рыночках, с машин лучше поинтересоваться сертификатом на продаваемую продукцию. Или покупать овощи в уже проверенных местах».