Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (552) | 13 июля 2015г.
 

Соколов поставил на вид

Минтранс РФ призвал учесть потребности предприятий электротранспорта в подвижном составе

Борис Кротов

26 июня исполнительные органы власти субъектов федерации получили информационное письмо министра транспорта и связи РФ Максима СОКОЛОВА в котором федеральный чиновник указал на необходимость принятия срочных мер, направленных на модернизацию и обновление подвижного состава муниципальных предприятий электротранспорта. В Тольятти в плачевном состоянии находится парк МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ). В прошлом году благодаря позиции губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА и при активном содействии городских властей для нужд ТТУ было приобретено 22 новых троллейбуса. Сейчас власти продолжают изыскивать источники финансирования программ обновления подвижного состава.

«Предприятиям, осуществляющим перевозки пассажиров по социально ориентированным, доступным для всех слоев населения тарифам, собственных средств недостаточно не только на обновление подвижного состава, но и на покрытие текущих расходов, что приводит к демонтажу трамвайных линий, значительному сокращению маршрутов или ликвидации линий и муниципальных маршрутов, а также закрытию муниципальных автобусных, трамвайных, троллейбусных предприятий», — указал министр транспорта РФ Максим Соколов руководителям исполнительных органов субъектов федерации.

Сейчас мэрией Тольятти прорабатываются меры поддержки МП ТПАТП-3 и МП «ТТУ г.о. Тольятти». Оба транспортных предприятия — и МП ТПАТПЗ, и МП «ТТУ г.о. Тольятти» — сейчас испытывают сложности из-за того, что один из крупных корпоративных клиентов, заказывающий существенный объем перевозок, — ОАО «АВТОВАЗ» -сократил как персонал, так и объем заказов. Вместо 10 млн запланированных в начале 2015 г. пассажиров в лучшем случае в МП «ТТУ» перевезут 7 млн пассажиров. Это обстоятельство закономерно потянет вниз и финансовое состояние перевозчика. Прогнозируемый объем убытков сейчас оценивается в 10 млн р. Это, безусловно, не мало, но по сравнению с 2011 г., когда троллейбусное управление одномоментно показало убытки порядка 70 млн р., прогнозируемый убыток 2015 г. выглядит не таким уж катастрофическим.

Проблему обновления подвижного состава приходится решать системно
Проблему обновления подвижного состава приходится решать системно

Более того, в ТТУ уверены, что сделать предприятие более устойчивым в плане выручки возможно, если вернуть пассажиропоток. Выиграть конкурентную борьбу у альтернативных перевозчиков можно, если обновить подвижной состав и сделать его более комфортным для пассажира. В этом смысле содействие в приобретении нового подвижного состава выглядит вполне разумным и обоснованным. Что лучше — на регулярной основе закрывать убытки муниципального перевозчика или же помочь ему в приобретении основных средств? Сейчас МП «ТТУ» выполняет регулярные пассажирские перевозки по 15 внутримуниципальным маршрутам, в т.ч. 10 городским, еще 5 — в направлении ОАО «АВТОВАЗ». Достичь запланированных финансовых показателей, свидетельствующих о безубыточности предприятия, можно, если переманить порядка 3 млн пассажиров с альтернативных маршрутов.

Одной из острейших проблем городского пассажирского транспорта, фактически ставящих крест на перспективах развития этой отрасли, является состояние подвижного состава МП «ТТУ». Из 140 единиц троллейбусов на 1 октября 2014 г. было самортизировано 109 единиц троллейбусов, или 80%. Приобретение новых троллейбусов позволит снизить расход электроэнергии на движение за счет оборудования нового подвижного состава асинхронными двигателями. Нюанс лишь в том, что без сотрудничества с областными программами решить такую задачу невозможно. «Приоритетными направлениями работы, способствующими повышению эффективности работы пассажирского транспорта общего пользования безопасности перевозок, а также улучшению экологической обстановки в субъектах РФ, являются развитие городского наземного электрического транспорта (трамвайного и троллейбусного), а также эксплуатация автобусов, работающих на газомоторном топливе», — считает министр транспорта РФ Максим Соколов.

В Тольятти не отказываются от задач по обновлению муниципального подвижного состава. Муниципалитет Тольятти сформировал и направил предложения по приобретению 30 автобусов и 30 троллейбусов для нужд муниципальных транспортных предприятий, в рамках федеральной программы подготовки к празднованию 50-летия ОАО «АВТОВАЗ». После того как этой дате был придан статус официального юбилея, губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин призвал все заинтересованные стороны по-максимуму воспользоваться благоприятным моментом и попытаться получить дополнительное финансирование на ключевые городские задачи, к которым относится и обновление транспортного парка. Как видим, в мэрии Тольятти к этим советам главы региона отнеслись со всей серьезностью.

Также МП «ТТУ г.о. Тольятти» поручено проработать вопрос о возможности проведения капитально-восстановительного ремонта на его подвижном составе. Стоимость работ — около 4,5 млн р. за одну единицу. «На завод отправляется старый троллейбус, там проводится капитальный ремонт узлов и агрегатов, замена кузова, комплектация электрооборудования, и в итоге мы получаем на 80% новый троллейбус, который позволяет экономить электроэнергию до 30%», — рассказал директор МП «ТТУ» Евгений Расстегаев. В целом в замене нуждается порядка ста единиц подвижного состава, но, учитывая текущую финансовую обстановку, оптимистичными представляются прогнозы о возможности провести восстановительный ремонт в 2015 г. на 10 машинах. Окончательная судьба перспектив восстановительного ремонта решится после того, как будет получено финансово-экономическое обоснование и оценка ситуации в целом.