23 июня генеральный директор ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA) Виктор КОЗЛОВ сделал заявление о том, что ОАО «АВТОВАЗ» не планирует устанавливать контроль за ABA. Хотя ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России одобрила ходатайство АВТОВАЗа о приобретении почти 89% основных производственных средств ABA. При этом отрицанием факта предстоящей продажи на ABA, похоже, не ограничились. 22 июня конвейер АВТОВАЗа был остановлен по причине отсутствия комплектующих, которые производит в т.ч. и ABA.
В бытность президента АВТОВАЗа Игоря Комарова схема взаимодействия с поставщиками работала относительно стабильно. Поскольку и АВТОВАЗ, и большинство из производителей автокомплектующих контролировались людьми из Государственной корпорации «Ростех». Ситуация в корне изменилась после прихода на АВТОВАЗ нового президента – Бу Андерссона: на АВТОВАЗе развернули кампанию по консолидации профильных производств. О том, что АВТОВАЗ намеревается приобрести ABA, стало известно еще в мае 2015 г., когда ФАС раскрыла соответствующую информацию. У большинства наблюдателей данный факт не вызвал эмоций, поскольку событие было ожидаемым. Сейчас АВТОВАЗ приобретает предприятия, многие из которых находятся в критическом состоянии (см. «Хронограф» № 21 (549) от 22.06.15). В собственность АВТОВАЗа вернулось ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ), принадлежавшее «Ростеху». Причем ВМЗ находился практически на грани банкротства. Ожидается, что до конца т.г. будет закрыта сделка по приобретению ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), которое пока еще контролируется «Ростехом». ABA хоть напрямую и не связан с ОАТ, но проследить зависимость этой компании от «Ростеха» не представляет труда (см. «Хронограф» №7 (451) от 4.03.13). | | Во всех рассматриваемых случаях не покидает ощущение того, что бенефициары как ВМЗ и ОАТ, так и ABA старательно готовились к процессам передачи производств под контроль АВТОВАЗа, продолжая нагружать предприятия долговыми обязательствами. Действующий гендиректор ABA Виктор Козлов в ответе на запрос «Хронографа» транслирует иное мнение: «ОАО «АВТОВАЗ» никогда не имел, не собирался и не планирует устанавливать контроль за нашим предприятием. Данный вопрос никогда не был предметом обсуждения и не является вопросом повестки дня собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ», а вот возможность покупки 89% производственных активов ОАО «АвтоВАЗагрегат» рассматривается ОАО «АВТОВАЗ», на что ими получено предварительное одобрение ФАС. Окончательное решение по сделке пока не принято». Позиция генерального директора ABA выглядит весьма странно. Если следовать логике Виктора Козлова, получается, что даже переход 89% производственных активов ABA в собственность АВТОВАЗа не сделает производителя автокомпонентов подконтрольным автозаводу. Возможно, у президента АВТОВАЗа Бу Андерссона несколько иное видение ситуации. Тем не менее на АВТОВАЗе решили не комментировать происходящие события. Отстраненная позиция АВТОВАЗа особенно актуально выглядит в том свете, что автозавод предпринимает попытку приобрести предприятие (ABA), долгосрочные и краткосрочные денежные обязательства которого достигли почти 4 млрд р. При этом Виктор Козлов не склонен видеть в проблемах ABA просчеты руководства организации: «Основной причиной снижения производства на предприятии послужило общее «снижение» автомобильного рынка в стране и, в частности, снижение объемов производства у основного заказчика ОАО «АвтоВАЗагрегат» — ОАО «АВТОВАЗ». | | Скорее всего, переговорный процесс об условиях сделки между АВТОВАЗом и ABA не был легким. О его нюансах широкой публике, скорее всего, не суждено узнать. Но 22 июня произошел инцидент, навевающий определенные мысли. В этот день АВТОВАЗ остановил сборочный конвейер. 23-го линия была вновь запущена, пресс-служба АВТОВАЗа разместила комментарии следующего характера: «ОАО «АВТОВАЗ» объявляет о возобновлении работы автосборочных линий в Тольятти после краткосрочной остановки, вызванной сбоями в поставках компонентов (сиденья, выхлопные системы, датчики)». Т.е. в официальном сообщении АВТОВАЗа дается ссылка на временное отсутствие комплектующих, на производстве которых специализируется именно ABA. Именно ABA считается одним из крупнейших производителей по такой номенклатуре, как сиденья, системы выпуска газов (глушители), каталитические нейтрализаторы отработавших газов. Возможно, совпадение по времени процесса обсуждения условий сделки по приобретению активов ABA и сбой поставок комплектующих на конвейер АВТОВАЗа чистая случайность. Тем не менее поверить в такое стечение обстоятельств, наверное, может лишь очень наивный человек. Скорее можно делать вывод, что бенефициары ABA пытаются сподвигнуть Бу Андерссона принять условия, выдвигаемые руководством ABA. Очевидно, шведского президента АВТОВАЗа эти условия вряд ли устраивают. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |