Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (550) | 29 июня 2015г.
 

Смена фаворитов

В дорожном строительстве вновь просматриваются интересы Ростеха

Сейдамет Абреков

15 июня мэр г. о. Тольятти заявил о том, что если до 30 июня «внучка» ПАО «Волгомост» ООО «АВТ-Дорстрой» не внесет ясность по завершению реконструкции ул. 40 лет Победы, то с компанией будет разорван контракт. Цена договора с АВТ-Дорстрой — почти 500 млн р., из которых, по словам мэра, 200 млн р. уже выплачено. На фоне отсутствия активности по ремонту ул. 40 лет Победы люди из Волгомоста, который за 6,2 млрд р. должен построить транспортную развязку на трассе М-5 «Урал» в районе Жигулевской ГЭС, публикуют открытые письма, где сообщают о несправедливых действиях заказчиков, пытающихся разорвать другие контракты и отсудить миллиардные суммы. Очевидно, проблемы группы Волгомост — АВТ-Дорстрой, которую связывают с именами братьев Бориса и Аркадия РОТЕНБЕРГОВ, стали следствием желания заработать на ремонте дорог, появившегося в ГК «Ростехнологии», генеральным директором которой является Сергей ЧЕМЕЗОВ.

Миллиарды на дорогах

Контракт ООО «АВТ-Дорстрой» (генеральный директор – Натик Джабраилов) с мэрией т.о. Тольятти был подписан 9 июня 2014 г. Цена контракта — 494,6 млн р. Работы по реконструкции участка ул. 40 лет Победы (от ул. Дзержинского до Южного ш.) должны быть завершены до конца 2015 г. При этом, как отметил мэр Тольятти, из бюджета города АВТ-Дорстрой уже было направлено около 200 млн р. Судя по визуальному осмотру участка ул. 40 лет Победы, который должен быть реконструирован, не приходится говорить о том, что работы были выполнены именно на такую сумму. Скорее реально произведенный объем много меньше, чем можно было сделать на 200 млн р. Хотя это дискуссионный момент, и наверняка в АВТ-Дорстрой придерживаются иной точки зрения. При этом на момент подготовки публикации ответ на запрос от этой компании не поступил.

Так или иначе, но следует обратить внимание на сам факт желания мэрии Тольятти разорвать договор. Особенно это показательно на фоне того, как ПАО «Волгомост» (генеральный директор – Сергей Зинченко), а компания, которая контролирует деятельность ООО «АВТ-Дорстрой», должна выполнить на территории Тольятти гораздо более масштабные и дорогие работы. Речь идет о строительстве транспортной развязки на федеральной трассе М-5 «Урал» в районе Жигулевской ГЭС. Цена договора — около 6,2 млрд р.

Есть все предпосылки к тому, что и контракт с Волгомостом также может быть разорван. Такой вывод напрашивается хотя бы из внешнего информационного фона, которым сегодня окрашена деятельность АВТ-Дорстрой и Волгомоста. Так, в издании «Коммерсант» 19 мая 2015 г. был размещен информационный материал под названием «Волгомост проложили к мошенничеству. В отношении руководителя строительной компании возбуждено уголовное дело». В статье давалось подробное описание, как такое произошло. Стало известно, что в саратовском офисе ПАО «Волгомост» прошла выемка документов в рамках уголовного дела о покушении на мошенничество в отношении и.о. руководителя представительства общества в Краснодаре Михаила Пенина. При этом на тот момент обвинение Пенину не было предъявлено. По версии следствия, асфальтобетонное покрытие трассы М-4 «Дон», реконструкцией которой занимался Волгомост, не соответствовало стандартам, что привело к неэффективному использованию 15 млн р. из федерального бюджета.

За малозаметные работы АВТ-Дорстрой мэрия Тольятти умудрилась заплатить 200 млн р.
За малозаметные работы АВТ-Дорстрой мэрия Тольятти умудрилась заплатить 200 млн р.

Кроме того, Арбитражный суд г. Москвы рассматривает дело №А40-77142/2014 о взыскании с Волгомоста 1,1 млрд р. неустойки по иску ГК «Автодор». Речь идет о претензиях касательно реконструкции участка трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае. Рассмотрение иска назначено на 26 июня этого года. До этого производство было приостановлено до вступления в силу решения по делу №А40-159308/2014 о признании незаконным расторжения в одностороннем порядке договора ГК «Автодор» с Волгомостом на реконструкцию участка трассы М-4. О масштабах спора ГК «Автодор» и Волгомоста говорит такая цитата из решения по этому делу: «Изменение проектной документации было произведено на 16,111 млрд р. (округленно) при общей стоимости выполненных работ 13,655 млрд р., из которых принято заказчиком на сумму 10,867 млрд р., выполнено и не принято заказчиком на сумму 2,788 млрд р.». Арбитражный суд Москвы сначала удовлетворил иск Волгомоста, но в апелляционной инстанции решение было отменено. Договор на реконструкцию участка трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае был заключен в июне 2012 г. В декабре 2014 г. работы должны были завершиться, но в октябре 2014 г. ГК «Автодор» в одностороннем порядке расторг контракт и потребовал вернуть деньги.

Свое решение госкорпорация мотивировала тем, что Волгомост якобы срывает сроки выполнения работ.

Письмо Путину

Вместе с тем все сказанное в материале «Коммерсанта» относительно событий, разворачивающихся вокруг реконструкции трассы М-4 «Дон», как нельзя лучше подходит к тому, что происходит и наверняка будет происходить в ближайшее время с АВТ-Дорстрой и Волгомостом в Тольятти. В Волгомосте отреагировали на подобное освещение событий в СМИ. В частности, в издании «Новая газета» было размещено открытое письмо сотрудников ПАО «Волгомост» президенту РФ Владимиру Путину. «В данный момент происходит настоящая травля нашей компании, по-другому мы не можем это назвать. Наши расчетные счета в банках арестованы, некоторые госзаказчики пытаются нас обворовать любыми средствами и методами, объемы работ распределяются непонятным образом между сомнительными новичками нашей ключевой отрасли, новая техника простаивает, превращаясь в металлолом... В этой связи мы обращаемся к вам, как к нашему президенту, гаранту Конституции РФ, да и просто порядочному и неравнодушному к судьбе страны человеку: протяните нам руку помощи, дайте шанс на развитие, и мы еще долго будем трудиться на благо нашей великой Родины», — говорилось в открытом письме.

Очевидно, адресат, к которому обращались «сотрудники ПАО «Волгомост», был выбран исключительно верно. Ведь, пожалуй, мало для кого из сведущих людей секрет, что неформальное кураторство над деятельностью таких компаний, как Волгомост и АВТ-Дорстрой, приписывается братьям Аркадию Ротенбергу и Борису Ротенбергу. Они прежде всего известны как личные друзья президента РФ Владимира Путина.

И именно этим объяснялись большие успехи Волгомоста и АВТ-Дорстрой по линии получения разнообразных, но непременно крупных контрактов на ремонт дорог и строительство транспортных развязок.

Конкуренты Чемезова

А значит, за событиями с выемкой документов, с массированными судебными процессами против АВТ-Дорстрой и Волгомоста и даже за желанием тольяттинского муниципалитета разорвать договор и, как выразился мэр Тольятти, «найти нового подрядчика», должны стоять те, кто оказывается выше дружбы Ротенбергов и Путина. Круг таких лиц весьма и весьма ограничен. Хотя при желании,особенно в реалиях Самарской обл., можно без особого труда не только очертить такой круг, но и назвать вполне конкретных людей. Например, в голову приходит имя генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова — человека, служившего с Путиным в разведке еще в ГДР. Ему Путин вряд ли может отказать. Или, по крайней мере, не сможет однозначно выбрать между интересами Ротенбергов и Чемезова. Скорее он может все отдать на откуп их личной проворности в решении вопросов. Наверняка некая конкуренция между интересами этих околокремлевских кланов по такой линии, как дорожное строительство, могла быть создана искусственно. Но последствия такого шага уже видны. Более того, в свете ухудшающейся экономической обстановки в России такие последствия — в виде борьбы за возможность осваивать средства из госбюджета — будут все более явными.

К тому же у Рос-технологий в Самарской обл. колоссальные объем интересов. С того времени, когда люди из окружения Сергея Чемезова, да и он сам, оказались в органах управления ОАО «АВТОВАЗ», экспансия ГК «Ростехнологии» в регионе только усилилась. Достаточно отметить, что губернатором Самарской обл. несколько лет отработал Владимир Артяков, который сегодня является первым заместителем генерального директора ГК «Ростехнологии». Причем, памятуя о том, что в правительстве Самарской обл. времен Артякова на должностях министра строительства и министра транспорта присутствовали очень понятные руководству Рос-технологий лица, нетрудно понять, что кому как, например, не Павлу Донскому, бывшему министру строительства и ЖКХ Самарской обл. знать, сколько реально стоят инфраструктурные объекты и сколько на них можно заработать.

Видимо, в той же мэрии Тольятти прекрасно понимают, что в ближайшее время стоит ожидать нового усиления Ростехнологии в регионе, раз уж оказались готовы порвать отношения с АВТ-Дорстрой. Вместе с тем факт опубликования открытых писем работников Волгомоста говорит о том, что руководство организации хорошо понимает расклад сил. Теперь логичным шагом будет примерно схожее письмо от АВТ-Дорстрой. Но для этого необходимо желание руководства этой компании выходить в публичную плоскость.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.