Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (549) | 22 июня 2015г.
 

Успели спихнуть

Инициативы Малеева могли обернуться срывом формирования органов власти в четырех районах

Егор Кошеров

9 июня на внеочередном заседании Самарской губернской думы (СГД) был принят областной закон, регламентирующий численность и срок полномочий депутатов вновь созданных муниципальных образований (МО). Делать это пришлось в экстренном режиме. Иначе в четырех муниципальных районах региона были бы сорваны выборы в сельские поселения, а следовательно, и формирование собраний представителей районов, и утверждение глав МО оказалось бы под угрозой. Если бы это случилось, то по итогам сентябрьских выборов Самарской обл. был бы гарантирован скандал федерального масштаба. Остается лишь понять, неужели автор этой законодательной инициативы депутат СГД Вячеслав МАЛЕЕВ не догадывался, чем может грозить для региона подобный форс-мажор? Причем Малееву еще в апреле это должно было быть хорошо известно, когда принимался закон о создании новых МО.

Надуманный аврал

Внеочередное заседание СГД пришлось созывать на 9 июня экстренно, для принятия всего лишь одного проекта закона Самарской обл. №4836-15 «О численности и сроке полномочий депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных МО, порядке избрания, полномочиях и сроке полномочий первых глав вновь образованных МО» (ПЗ №4836-15). В пояснительной записке к этому законопроекту была изложена причина необходимости скорейшего его принятия: «Принятие законопроекта Самарской губернской думой необходимо не позднее первой половины текущего года в связи с необходимостью определения избирательных округов для проведения выборов депутатов представительных органов вновь образованных сельских поселений и назначения во второй половине июня текущего года соответствующих выборов. Проведение голосования на указанных выборах планируется в единый день голосования — 13 сентября 2015 г.». Автором этого законопроекта стал депутат СГД Вячеслав Малеев. Запомним этот факт.

После принятия 9 июня этому закону был присвоен №58-ГД. В законную силу он вступил 15 июня. В течение последующих 10 дней, т.е. до 25 июня, по обозначенным в законе №58-ГД муниципальным образованиям должны были быть приняты решения о назначении выборов. Но для этого, как видно из пояснительной записки к законопроекту, надо было успеть совершить ряд мероприятий. График получился предельно напряженным. Малейшее промедление могло бы привести к политической катастрофе. Но об этом позже. А для начала попытаемся разобраться, почему вдруг возникла такая спешка, кто повинен в создании аврала?

ПЗ №4836-15 был системным продолжением Закона Самарской обл., вступившего в силу 30 апреля 2015 г. Речь идет о Законе Самарской обл. № 38-ГД «О преобразовании отдельных сельских поселений муниципальных районов Безенчукский, Исаклинский, Клявлинский, Шенталинский Самарской обл. путем их объединения и установлении границ вновь образованных сельских поселении соответствующих муниципальных районов Самарской обл. и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской обл.». И здесь с законодательной инициативой выступил депутат Малеев. Этому проекту закона был присвоен №3465-15. Малеев внес его в СГД 21 апреля. Причем в пояснительной записке к ПЗ №3465-15 тоже шла речь о сроках, а также о комплексе действий, которые надо было успеть сделать в течение обозначенного времени.

Известно, что после изменения границ любого МО его жители должны созвать референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь созданного МО. Далее, ссылаясь на нормы федерального законодательства, Малеев в своей пояснительной записке напомнил, что на проведение такого референдума жителям вновь созданного МО отводится один месяц. Также он отметил, что месячный срок начинает исчисляться от даты вступления в законную силу закона о создании нового МО. Если же граждане в течение месяца так и не самоорганизовались, то соответствующие решения за них вправе принять законодательный орган субъекта РФ. Как уже было отмечено выше, Закон Самарской \ обл. №38-ГД (о создании новых сельских поселений) вступил в силу 30 апреля. Ждать волеизъявления граждан следовало до 30 мая и лишь после этого принимать соответствующие меры.

В данной ситуации этими мерами стало появление 9 июня в СГД ПЗ №4836-15. В итоге несложно понять, кому именно должен был быть благодарен депутатский корпус СГД за необходимость проведения 9 июня экстренного заседания. Кто мешал Малееву прийти в СГД со своим предыдущим законопроектом не 21 апреля, а, к примеру, на полгода раньше? И почему он вдруг решил это сделать в самый последний момент, когда малейшее промедление или не состыковка могли бы иметь серьезные последствия. Что это было — легкомыслие или тонкий расчет?

Наслоение мотивов

Разобравшись с хронологией событий, а также выяснив, кто за этим стоял, самое время вникнуть в содержание двух принятых в авральном режиме законов. Это поможет лишний раз убедиться, стоила ли игра свеч? Так ли необходима была спешка?

Законом Самарской обл. №38-ГД (о создании новых сельских поселений) сразу в четырех муниципальных районах были укрупнены 7 сельских поселений путем присоединения к ним 8. Более всего процессы укрупнения сельских поселений затронули Клявлинский р-н. Там к райцентру с.п. ст. Клявлино присоединили сельские поселения Новые Сосны и Старые Сосны. В том же районе с.п. Борискино-Игар укрупнили за счет присоединения к нему с.п. Старый Байтермиш; с.п. Назаровка расширилось за счет присоединения к нему с.п. Русское Добрино; с.п. Черный Ключ приросло с.п. Усакла. По одному слиянию сельских поселений произошло в Безенчукском р-не (к с.п. Ольгино присоединили с.п. Макарьевка), в Исаклинском р-не (к с.п. Мордово-Ишуткино присоединили с.п. Мордово-Аделяково) и в Шенталинском р-не (к с.п. Каменка присоединили с.п. Новый Кувак). Кроме того, в Законе №38-ГД прописаны границы вновь образованных сельских поселений. Таким образом, вместо 15 сельских поселений появилось 7 укрупненных поселений на территории четырех муниципальных районов. Формально законотворец Малеев необходимость этих объединений объяснил оптимизацией скромных бюджетов малых территорий и сокращением расходов на управленческие аппараты. Однако при желании можно найти в действиях Малеева признаки несколько иных мотивов.

В начале 2015 г. широкую огласку получила попытка властей Безенчукского р-на присоединить к своему МО райцентр — городское поселение (г.п.) Безенчук. Глава администрации Безенчукского р-на Евгений Сараев объяснял эту инициативу точно так же, как депутат СГД Вячеслав Малеев. Все во имя оптимизации бюджетных расходов. Создавалось впечатление, что Сараев в рамках этой инициативы нашел полное понимание и поддержку со стороны Малеева. В какой-то момент даже сложно было понять, кто именно тут инициатор: Малеев или Сараев? Известно, что Сараев в последние годы находится в политической обойме g Малеева. В самарском региональном отделении (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР) Вячеслав Малеев занимает высокие позиции. Он является заместителем секретаря политсовета СРО ЕР, он также руководитель региональной общественной приемной председателя партии ЕР, в СГД Малеев занимает пост председателя Комитета по местному самоуправлению. На этом фоне логично выглядела версия о том, что Сараев в своих инициативах объединить Безенчукский р-н и г.п. Безенчук мог черпать идеи от Малеева.

Безенчукский р-н — это особая для Малеева территория. Этот район полностью входит в Чапаевский избирательный округ №20, от которого в декабре 2011 г. Малеев избрался в СГД. Скорее всего, именно от этого округа Малеев пойдет и на выборы в СГД в 2016 г. Глава г.п. Безенчук Юрий Строганков — член партии «Справедливая Россия». Он запросто мог бы помешать планам Малеева. Лишить Строганкова административного ресурса можно было путем ликвидации возглавляемого им муниципального образования.

Для того, чтобы это не выглядело как банальное сведение счетов с неугодным политиком, могла родиться идея развернуть в регионе целую кампанию по слиянию МО. В Безенчуке в итоге случилась осечка. Население активно выступило против, Строганков постарался. К тому же на это ушло немало времени. Однако сворачивать развернутую кампанию для Малеева было сродни признанию личного поражения.

В итоге Малеев, несмотря на крайне ограниченные сроки для проведения всех необходимых процедур, все же внес свой законопроект о слиянии муниципальных образований в СГД. Правда, уже без планов по ликвидации г.п. Безенчук. Странно, что в СГД пошли в апреле ему навстречу и не завернули законопроект.

Занятой человек

Наблюдая за тем, как принимался 9 июня Закон Самарской обл. №58-ГД (о численности депутатов новых сельских поселений), можно сделать соответствующие выводы о том, насколько качественно в СРО ЕР осуществляются внутрипартийные коммуникации. Законом №58-ГД предусмотрено, что численность депутатов представительных органов первого созыва во вновь образованных МО составит 10 человек. Вновь образованных МО оказалось 7, следовательно, в совокупности должно быть избрано 70 депутатов. Это значительно меньше, если бы пришлось выбирать депутатов с учетом восьми ликвидированных сельских поселений. Т.е. примерно на 80 человек меньше. В этой ситуации очень странным выглядит то, что в планах праймериз ЕР, опубликованных на сайте СРО ЕР в апреле, значатся еще не укрупненные сельские поселения. Например, по Исаклинскому р-ну указано, что с 16 по 18 июня 2015 г. праймериз должны пройти в Мордово-Ишуткино и Мордово-Аделяково, причем от каждого согласно плану от ЕР должно было выдвинуться 7 человек. То же самое и по остальным территориям.

Если в СРО ЕР были уверены, что в течение мая граждане объединяемых сел не захотят высказаться против укрупнения их населенных пунктов, то почему в ЕР планы на праймериз не верстались с учетом того, что ожидалось увидеть в июне? Если же в СРО ЕР надеялись на другой исход, то почему руководители ячеек ЕР на местах не провели разъяснительной работы с населением на предмет необходимости провести референдум и решить, быть укрупнению или нет, а также решить, сколько во вновь создаваемых сельских поселениях должно быть депутатов. Вывод напрашивается один: полная разобщенность действий внутри региональной структуры ЕР.

При этом речь идет не о рядовом законе, а о документе, связанном с проведением выборов сразу в четырех крупных муниципальных районах. Такая разобщенность в действиях могла фактически сорвать выборы в новых сельских поселениях, как следствие — невозможность формировать собрания представителей четырех районов, которые в свою очередь утверждают глав администраций своих районов. Таким образом, в четырех муниципалитетах по итогам единого дня голосования 13 сентября можно было бы наблюдать безвластие. Это обернулось бы грандиозным скандалом на всю страну. О Самарской обл. на федеральных телеканалах стали бы снимать сюжеты с негативным окрасом. Кому это надо?

Впрочем, не исключено, что и сам Малеев мог до конца не осознавать масштабов последствий от срыва сроков прохождения его законопроектов. Вероятнее всего, над текстом трудились юристы и помощники депутата. Он ведь крайне занятой человек. Вячеслав Малеев помимо того, что является совладельцем ГК «Автоком», хорошо известен как автогонщик, принимающий участие в крупнейших российских и европейских гонках, неоднократно занимавший призовые места на различных соревнованиях. Кроме того, Малеев является президентом Региональной Спортивной Общественной организации «Автомобильная федерация Самарской обл.» (АФСО) с 2009 г. При такой загрузке неудивительно, что он, вероятно, мог забыть сообщить руководству ЕР о планируемом законе. Если это действительно так, то, наверное, логичнее было бы Вячеславу Малееву помочь -разгрузить его от части должностей, передать место председателя комитета по местному самоуправлению в СГД менее занятому депутату.