Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (548) | 15 июня 2015г.
 

Томление Шелудякова

Приказ о назначении главы УФНС превратился в тайну мадридского двора

ИА «Центр-Инфо»

На прошлой неделе стало известно, что проверки документов подразделений Управлений ФНС (УФНС) по Самарской обл., начатые соответствующими органами в конце мая, продолжаются. О ходе проверок в региональном ГУ МВД и сами налоговики отвечают уклончиво, без раскрытия подробностей. Также до сих пор не наблюдается официального приказа о продлении служебного контракта руководителю УФНС Константину ШЕЛУДЯКОВУ (на фото). Довольно странно, что документ, если он подписан, до сих пор не предан огласке. По данным редакции, на вид Шелудякову помимо странных госзакупок могут поставить отдельные операции, связанные с возмещением сумм НДС из бюджета кое-каким коммерческим фирмам.

Напомним, что сообщения об обысках в подразделениях регионального УФНС, пока еще возглавляемого Константином Шелудяковым, появились 26 мая. Мероприятия носили веерный характер и, как неофициально подтвердилось в начале июня, проходили при участии сотрудников УФСБ по Самарской обл. Помимо посещения головного офиса УФНС на ул. Циолковского, 9, оперативники нанесли визиты в районные инспекции (см. «Хронограф» №18 (546) от 1.06.15).

На прошлой неделе свои пояснения относительно ситуации представили ГУ МВД и УФНС. В полиции предпочли следующую глобальную формулировку: «в течение 2014-2015 гг. УЭБ и ПК ГУ МВД России по Самарской обл. проводили следственно-оперативные действия в административных помещениях УФНС России по Самарской обл. Иная информация по данным уголовным делам разглашению не подлежит, т. к. является тайной следствия и может затронуть интересы законных представителей». Т.е. отсюда следует, что мероприятия, проводимые полицией по отношению к УФНС, уже весьма продолжительны во времени, за которое успело появиться несколько уголовных дел, причем, похоже, с конкретными фигурантами. То, как продвигается расследование этих дел, в настоящий момент уточняется.

В УФНС, напротив, сузили временной интервал интереса правоохранителей к деятельности фискалов до одного дня. «26 мая 2015 г. в административном здании УФНС сотрудниками правоохранительных органов проводился осмотр помещений, в ходе которого были изъяты документы одной из организаций. Для получения подробной интересующей Вас информации рекомендуем обратиться в правоохранительные органы Самарской обл.», — пояснил заместитель Шелудякова Александр Вихров.

Следует заметить, что понятие «осмотр помещений» мало соотносится с понятием «изъятие документов», т. к. осмотр — дело добровольное, а вот изъятие могло произойти только в рамках принудительной меры — обыска. Следовательно, в УФНС, похоже, чего-то недоговаривают. Например, того, в какие именно органы нужно обращаться для получения подробностей процессуальных мероприятий.

Между тем, как выяснилось на прошлой неделе, обращаться требуется именно в региональное Управление ФСБ, откуда и исходила инициатива о том, чтобы дать ход попавшим в руки чекистов проверочным материалам в отношении УФНС и провести обыски. Якобы только за два первых проверочных дня по результатам изучения изъятых документов возникли сомнения в целесообразности проведения финансовых операций в размере свыше 5 млн р. А проверка, как сообщают, все еще продолжается. На какую сумму будет найдено сомнительных операций за оставшиеся дни, остается только догадываться. По мнению наблюдателей, речь может идти о сотнях миллионов рублей.

Примечательно, что материалы проверок до последнего времени, что называется, отлеживались в УФСБ в ожидании команды из федерального центра. И только непосредственно перед днем своего ухода начальник управления Юрий Рожин будто бы санкционировал дальнейшие проверочные действия. Которые, очевидно, придется взять на контроль новому начальнику УФСБ Владимиру Татаурову. Татауров — человек, не вросший в регион и никому здесь не обязанный, его взгляд на резонансные процессы с участием УФНС свежий. Отсюда следует ожидать, что проверка действий налоговиков будет вестись более упорно, чем при Рожине, а кроме того, оперативники пустят в ход и остальные материалы, имеющиеся в отдельной папочке. Вероятно, главе УФНС Константину Шелудякову припомнят историю с заместителем начальника отдела выездных проверок межрайонной ИНФС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. Андреем Елизаровым и его гражданской женой Мариной Ульяновой (см. «Хронограф» №27 (471) от 2.09.13).

Фирма ООО «ПрофЦентр» с ИНН 6315634234, возглавляемая братом Елизарова, продолжает действовать. Эта компания под видом аудитора может заходить с проверкой в различные организации, а затем «сливать» добытые сведения в УФНС. После привлечения проверенного субъекта к налоговой ответственности деньги могут просто делиться между организаторами схемы.

Другой пример. Около года назад следственные органы (ГСУ ГУ МВД по Самарской обл., СУ СК РФ по Самарской обл.) никак не могли заставить себя провести проверку законности возмещения НДС из бюджета ряду коммерческих фирм, коих насчитывалось около двух десятков. Возмещение шло с одобрения УФНС, не замечавшего признаков необоснованности в перечислении денег просителям. Так, в 1-м полугодии 2013 г. был заявлен к возмещению из бюджета НДС в размере 5,9 млрд р. Удельный вес признанных к возмещению налоговыми органами УФНС сумм НДС по отношению к заявленным составил 86%, или 5,074 млрд р. Получается, что только по части возмещения 826 млн р. у фискалов возникли сомнения. Хотя должны были отказать гораздо большему числу заявителей. Денежные средства после поступления на счета жаждущих возмещения, как правило, сразу обналичиваются. Почему бы получателям не отблагодарить тех фискалов, что способствовали одобрению заявки?

Если бы в свое время удалось заставить следователей посерьезнее отнестись к фактам возмещения НДС, к примеру, такой фирме, как ООО «Аргос» ИНН 5032141500 («Аргос» представил декларацию на вычет НДС в сумме 114 млн р., а получил 100 млн р.), то сегодня, не исключено, были бы найдены и деньги, и лица, ответственные за их вывод из бюджета. Но пока шли раздумья, что делать с «Аргосом», компания тихо исчезла. Правда, пока еще действуют другие компании, проверка которых могла бы ускорить кадровые выводы в отношении Константина Шелудякова. Не исключено, что приказ по Шелудякову не подписывают или не предают огласке, дожидаясь того, с какими результатами выполнят свою работу следователи.