Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (547) | 8 июня 2015г.
 

Осветил проблемы

Олег Фурсов рассказал о работе мэрии за 2014 год

Сергей Ромашов

4 июня глава администрации г.о. Самара Олег ФУРСОВ (на фото) отчитался перед депутатами Думы г.о. Самара (ДГОС) о работе мэрии в 2014 г. Доклад Фурсова носил во многом критический характер: глава администрации отметил ряд проблемных точек. Это, впрочем, неудивительно, ведь когда Фурсов возглавил мэрию в конце прошлого года, ему пришлось сходу решать накопившиеся вопросы. По сути, ему пришлось рассказывать о работе администрации в период, когда ею руководил Дмитрий АЗАРОВ со своей командой. С этого года подход к организации работы администрации города кардинально изменился. В ближайшее время будет переформатирована структура мэрии. Уже 4 июня, сразу после отчета Фурсова, депутаты утвердили ряд предложенных изменений в этой структуре.

Слабые звенья

В своем докладе Олег Фурсов подробно остановился на деятельности муниципальных предприятий (МП) города. Долгие годы многие МП работали в убыток, но предыдущие главы города порядок в этом вопросе не наводили. В 2014 г. в Самаре осуществляли деятельность 32 МП с общей численностью служащих 9298 человек. Традиционно совокупным результатом деятельности всех МП стал убыток в размере 190 млн р. По сравнению с 2013 г. размер убытков снизился в 1,5 раза, однако 190 млн р. — также немалая сумма. В связи с низкой эффективностью работы были уволены руководители 4 МП.

5 февраля т.г. вступило в силу постановление Олега Фурсова, согласно которому в первом полугодии 2015 г. будет сокращено не менее 20% муниципальных служащих. Сокращения коснутся и самих МП. Фурсов отметил, что только 22 МП являются прибыльными и лишь 16 из них выполнили годовой план по финансовым результатам. Убыток показали 8 МП — «Благоустройство», «Инженерная служба», «Парки города Самара», «Самарская набережная», «Самарский метрополитен», «Пассажиртранссервис», «Пассажиравтотранс», «Самарский бизнес-инкубатор». Два МП вообще не представили отчетность в мэрию — это «Коммунальник» и «Молодежный культурно-концертный центр» (МККЦ). В настоящее время в отношении «Коммунальника» введена процедура внешнего управления, а МККЦ преобразуют в муниципальное учреждение.

При подведении итогов за 2014 г. в отношении МП были отмечены низкий уровень доходности, отсутствие инициативы в развитии новых видов деятельности, неполное использование материально-технической базы, осуществление предприятиями необоснованных и незапланированных расходов и т.д. Так, например, «Самарская набережная» заказала в прошлом году ремонт и обслуживание поливочной системы на 10,5 млн р., по которому не была подтверждена достоверность работ, выполненных подрядчиком. Кроме того, производилась закупка ГСМ по ценам выше среднерозничных на 20-25%. Были выявлены и другие нарушения. В частности, «Бюро реконструкции и развития» производило реконструкцию сгоревшего здания без получения разрешительной документации от департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.

Реформирование коснется не только МП. На том же заседании ДГОС, где Фурсов выступил с отчетом, депутаты проголосовали за предложенные изменения в структуру администрации. В частности, департамент благоустройства и экологии будет присоединен к департаменту ЖКХ. В итоге будет один департамент — городского хозяйства и экологии (ДГХиЭ), как это и было до прихода Азарова к власти в октябре 2010 г. Соответственно, должности руководителей данных департаментов будут сокращены. Вместо этого появится одна ставка — руководителя ДГХиЭ. То же самое касается департамента социальной поддержки и защиты населения и департамента семьи, опеки и попечительства, из которых тоже будет образован единый департамент. Департамент экономического развития будет сокращен, а его полномочия передадут в департамент финансов.

Также будет ликвидирован департамент административной реформы. Департамент транспорта объединят с департаментом по промышленной политике и поддержке предпринимательства. Отдельно следует заметить, что из состава департамента финансов будет выделено Управление организации торгов с подчинением его непосредственно главе администрации Самары.

По теме закупок Фурсов прошелся особо. «По итогам 2014 г. было опубликовано и совершено 1785 закупок на общую сумму 7,5 млрд р. Экономия от начальной цены контракта составила 161 млн р. Коллеги, это очень низкий показатель, сумма должна быть гораздо больше. Насколько я знаю, по итогам 5 месяцев этого года экономия уже составила свыше 180 млн р.», — отметил Фурсов.

Благоустройство, дороги и реклама

Так сложилось, что в последние годы приоритетными направлениями работы для властей Самары были ремонт дорог, благоустройство, а также ликвидация незаконных объектов торговли и рекламы. Фурсов не оставил в своем докладе без внимания и эти темы. Он отметил, что дорожный вопрос сейчас стоит крайне остро. «Дороги имеют большой износ. Одни дороги мы ремонтируем, те, которые были благоприятными, за день переходят в разряд неблагоприятных. Мною поставлена задача — существенно нарастить объем средств, привлекаемых из областного бюджета на ремонт дорог», — заявил Фурсов.

До сентября мэрия планирует передать в министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. всю проектно-сметную документацию более чем на десяток крупных городских дорог, которые ожидает капитальный ремонт и реконструкция. Всего же в Самаре, по словам Фурсова, в неудовлетворительном состоянии находится 65,2% площади дорожного покрытия. В 2014 г., благодаря поддержке руководства Самарской обл., было отремонтировано в Самаре более 1 млн кв. м улично-дорожной сети и внутриквартальных проездов. На эти цели было направлено свыше 1,4 млрд р. Полностью отремонтировать удалось 12 дорог.

Также Фурсов отметил, что в декабре 2014 г. на дорогах, пешеходных зонах и тротуарах в некоторых районах Самары использовался противогололедный реагент «Бионорд». «Там, где использовалась эта смесь, после зимы осталось меньше пыли, не было песка. Это позитивно сказывается на здоровье и экологии города. В этом году мы намерены в центральных районах города полностью отказаться от песчано-соляной смеси», — рассказал Фурсов.

В рамках мероприятий по благоустройству и содержанию города в чистоте мэрия под руководством Олега Фурсова добивается того, чтобы собственники держали свои территории в порядке. Что касается материально-технической базы, то анализ технической оснащенности МП «Благоустройство» показал, что основной парк техники (70%) имеет более чем десятилетний срок эксплуатации. Естественно, такое качество и количество техники не позволяет предприятию быстро и эффективно убирать город. Поэтому одной из задач на 2015 г. ставится закупка новой уборочной техники. По словам Фурсова, парк техники должен насчитывать 1500 единиц, а сейчас в распоряжении города только 220 единиц плюс 100 арендованных.

Напомнил Олег Фурсов и о качестве уборки города в прошедшую зиму. «За зимний период 2014-2015 гг. с автомобильных дорог города было вывезено 639 тыс. т снега. Это гораздо больше, чем в предыдущие периоды, но все равно лишь 45% уровня выпавших осадков. Это вызывало справедливые нарекания горожан», — отметил глава администрации Самары.

Также было сказано, что до сих пор в городе существует проблема несанкционированных свалок отходов. В 2014 г. город затратил 12 млн р. на ликвидацию этих свалок, в то время как объем штрафов, собранных с организаторов свалок, составил менее 100 тыс. р. По мнению Фурсова, необходимо более эффективно выстраивать взаимодействие с правоохранительными органами по данному вопросу.

Кроме того, в докладе Фурсов подчеркнул, что в 2014 г. в городе наиболее остро встал вопрос с незаконными рекламными конструкциями. В прошлом году было демонтировано более 1,1 тыс. незаконных рекламных конструкции, в т.ч. щиты размером 3x6 м. Утверждена схема размещения рекламы. В настоящее время доходы от размещения рекламных конструкций уже на законных основаниях поступают в администрацию Самары.

Кстати, депутаты после выступления Фурсова проголосовали за вопрос «О наделении органов местного самоуправления г.о. Самара Самарской обл. отдельными полномочиями в сфере рекламы». Это позволит наводить порядок на рекламном рынке Самары более эффективно. В последнее время в оперативный режим перешла и работа по ликвидации незаконных объектов потребительского рынка.

Реформа и ЖКХ

В своем докладе Олег Фурсов вновь поднял тему создания в Самаре Единой теплоснабжающей организации (ЕТО). В январе в Самаре начала действовать ЕТО, созданная на базе ОАО «Предприятие тепловых сетей» (ПТС). Еще в 2014 г. компании ПТС под руководством новых собственников из группы «Ренова» Виктора Вексельберга были переданы абоненты Самарского филиала ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК). Т.к. у ПТС тарифы были выше на 20%, то в результате из-за подключения к ЕТО крупные самарские предприятия рискуют потерять почти 100 млн р. Нагрузка легла и на городской бюджет, ведь горожанам приходится выплачивать компенсации. Как ни странно, в городе в 2014 г. не проводилось никаких публичных слушаний, чтобы жители могли высказать свое мнение о создании ЕТО на базе ПТС. Руководство ПТС и ВоТГК, видимо, опасалось, что самарцы воспримут такое спорное решение в штыки. «В данном выборе есть свои плюсы, но и значительное количество минусов. Присвоение статуса ЕТО было поспешным. Для меня не до конца понятен тариф, который был установлен. Поэтому по этому вопросу работа у нас продолжается», — сообщил Фурсов.

Сказал несколько слов глава администрации и о работе ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС), эксплуатирующего водопроводно-канализационное хозяйство Самары. Фурсов заявил, что мэрия будет добиваться того, чтобы СКС выполнило все свои финансовые обязательства в полном объеме.

Не оставил без внимания Фурсов и тему реформирования МСУ. «Безусловно, одним из основных событий прошедшего года стало начало реформы органов местного самоуправления. В сентябре 2014 г. в выборах губернатора приняли участие более 62 тыс. жителей губернии. 91,35 % поддержали Николая Ивановича Меркушкина. Это беспрецедентные результаты, которые показали высокий уровень доверия людей к власти. Это значит, что самарцы готовы работать с властью, взаимодействовать с ней во благо родного края. Чтобы сделать местную власть по-настоящему близкой к народу и повысить уровень взаимодействия, был дан старт реформе местного самоуправления. Хотя я недолго работал в прошлом году, я хочу поблагодарить всех вас за совместную работу. Недостатки есть, но самое главное, что мы понимаем, как их устранить, чтобы город развивался более динамично», — резюмировал Олег Фурсов.

После выступления депутаты отметили, что доклад главы администрации Самары был настолько содержателен и интересен, что дополнительных вопросов задавать не потребовалось.