Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (546) | 1 июня 2015г.
 

Автономность Кузьмичевой

Закупочная деятельность АНО ДО «Планета детства «Лада» может заинтересовать ОНФ

Егор Кошеров

19 мая в ходе регионального антикоррупционного форума «За честные закупки», организованного в Самаре Общероссийским народным фронтом (ОНФ), представителям ОНФ была передана информация об особенностях функционирования АНО Дошкольного образования (ДО) «Планета детства «Лада». Ежегодно через эту организацию проходят сотни миллионов бюджетных и родительских денег. Формат АНО предоставляет высокую степень самостоятельности при выборе способа размещения заказов. Основным лоббистом этой организации принято считать депутата Госдумы РФ Екатерину КУЗЬМИЧЕВУ (на фото). Электоральные и иные ресурсы АНО ДО «Планета детства «Лада» могут дать всякому политику серьезные преимущества на выборах любого уровня.

Вне закона гравитации

В распоряжении Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» имеется выпускная квалификационная работа (дипломная) студента Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» факультета государственного и муниципального управления кафедры управления государственными и муниципальными заказами Зарины Цагараевой на тему «Закупки услуг социального сектора некоммерческими автономными организациями». В своей дипломной работе Цагараева провела анализ трех федеральных законов (ФЗ №94 от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ №44 от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ №223 от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») на предмет их эффективности в отношении регулирования закупочной деятельности автономных некоммерческих организаций (АНО). Автор научной работы сделала вывод: «В ходе исследования были обнаружены следующие главные тенденции: автономные учреждения показывают более низкий уровень конкуренции при проведении закупок; экономия денежных средств более высокая в организациях, работающих по закону № 94-ФЗ; в автономных учреждениях превалируют закупки, размещение которых осуществляется способами, которые относятся не к торгам. Очевидно, что эффективность закупок в автономных учреждениях во многом зависит от самих учреждений. Они не подвержены ригидным (жестким, неэластичным. – Прим. ред.) нормам, которые присутствуют в законе № 94-ФЗ, и, соответственно, от их добросовестности зависят результаты их деятельности в целом... На данный момент (2013 г. –Прим. ред.) нельзя с абсолютной уверенностью говорить об эффективности закупок автономными некоммерческими организациями. Однако можно утверждать, что в дальнейшем это будет зависеть от реформирования закона № 223-ФЗ, принятия иных подзаконных актов и того, по какому пути пойдет законодатель в этой сфере». Далее автор исследования озвучила список рекомендаций, реализация которых, по ее мнению, могла бы повысить уровень ответственности руководителей АНО при ведении закупочной деятельности: «Опираясь на результаты исследования, мы рекомендуем законодателю обратить внимание на следующее: целесообразность подготовки законодательных разъяснений к отдельным нормам закона № 223-ФЗ, поскольку в силу его рамочности часто возникают споры относительно трактовки отдельных норм данного закона; установление обязательной информации, которая должна указываться в отдельных документах к закупкам, поскольку в силу отсутствия таких требований заказчики порой укрывают некоторые данные; установление дополнительного ряда требований в вопросах выбора типа размещения заказа, исполнения контракта и т.д.; установление административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в целях повышения добросовестности заказчиков».

АНО ДО «Планета детства «Лада» была зарегистрирована 17 декабря 2005 г. И сразу же в форме именно АНО. Отметим, что случилось это более чем за 5 лет до появления ФЗ №223, который, в отличие от ФЗ №94, даже несмотря на все свои изъяны, был создан специально для регулирования закупочной деятельности АНО.

Первым директором АНО ДО «Планета детства «Лада» стала Екатерина Кузьмичева. После того как в 2007 г. она в первый раз по партийному списку «Единой России» (ЕР) стала депутатом Госдумы РФ, должность директора уступила своей преемнице Людмиле Пеньковой.

При этом Кузьмичева продолжила курировать деятельность АНО ДО «Планета детства «Лада» в статусе председателя наблюдательного совета. Летом 2014 г. Пенькова оказалась вынуждена отойти на вторые роли, предоставив должность директора Ольге Корабельниковой (см. «Хронограф» №28 (515) от 15.09.14). Случилось это после того, как достоянием широкой общественности стала история о том, что в результате банкротства ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» в нем бесследно исчезли более 200 млн р. АНО ДО «Планета детства «Лада».

В адрес руководства этой АНО звучали вопросы, в т. ч. и от мэрии Тольятти, о том, что стало причиной размещения денег в этом банке? Возникли к АНО вопросы и со стороны налоговой службы и Пенсионного фонда (см. «Хронограф» №14 (501) от 21.04.14).

Претензии носили далеко не праздный характер. Чтобы это понять, следует окунуться в экономику организации, в ее финансово-хозяйственную кухню.

Галактика денег

Здесь важно понимать, что АНО ДО «Планета детства «Лада» была создана на базе Объединения дошкольных образовательных учреждений (ОДОУ) ОАО «АВТОВАЗ». До того как уйти в большую политику, Кузьмичева сделала себе карьеру именно в системе ОДОУ ВАЗа. Существует предположение, что и в Госдуму она проскочила именно благодаря тому, что сеть этих детских садов вполне могла быть способной пополнять предвыборную казну штаба ЕР. О том, что результаты коммерческой деятельности АНО ДО «Планета детства «Лада» могут направляться далеко не только на развитие АНО, могут свидетельствовать следующие моменты.

В документе «Исполнение сметы доходов и расходов» в отчете АНО за 2013 г. (отчет организации от 19 февраля 2014 г.) отражена строка «Задолженность банка», в ней указана сумма почти в 423 млн р. Напомним, что в 2013 г. у АНО зависли деньги в ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития». Пропавшие в том банке сотни миллионов не пошатнули стабильность работы АНО. Следовательно, сумму такого порядка вполне можно было бы изъять на какие-либо иные цели, и этого почти никто не заметил бы. Так вот, анализ отчетности АНО за 2013 г. показал, что наличие «задолженности банка» позволило АНО списать (!) около 500 млн р. выручки.

В отчетной документации АНО по итогам 2014 г. можно видеть «доходы от родительской платы в 230 млн р.», «доходы от предпринимательских видов деятельности в 120 млн р.». Общая сумма по «Собственным поступлениям» обозначена как 359 млн р. По итогу 2013 г. «собственные поступления» были на уровне 330 млн р. Т. е. по этому показателю виден прирост на 29 млн р. Вероятно, прирост будет и по итогам 2015 г.

Примечательно, но субсидии из бюджетов области, города и целевое финансирование АВТОВАЗа в 2013 г. составили 1000,7 млн р. В 2014 г. данные доходы АНО составляли около 970 млн р. Казалось бы, АНО ведет успешную предпринимательскую деятельность, а не сидит на шее у бюджетов. Но так может показаться только дилетанту, незнакомому с реальной ситуацией.

Необходимо понимать, что источником гарантированного спроса на коммерческие услуги АНО являются дети, получающие дошкольное образование. Этот вид образования им обязаны предоставить. И оно в полном объеме финансируется государством. Однако в условиях «дефицита мест», видимо, созданного в присутствии таких деятелей, как руководитель департамента образования мэрии Тольятти Татьяна Терлецкая и Кузьмичева, родители становятся вынуждены идти на все, чтобы получить для своих детей место в детском саду. Ведь им говорят: «По детскому саду есть очередь в 144 чел.! Не веришь? Смотри доклад Терлецкой. У нее все подсчитано». Кто будет после этого спорить? Придется платить — выкупать очередь. Иначе как можно объяснить то, что муниципальные детские сады не имеют таких финансовых результатов по своей деятельности, как АНО? С трудом верится, что Кузьмичевой неизвестны подобного рода технологии выбивания денег из родителей. А может быть, она их автор?

Насколько для региональных властей и в дальнейшем будет удобно финансировать деятельность АНО, можно судить из следующих событий. Не так давно губернатор Самарской обл. поднимал вопрос касаемый того, что образовательные учреждения региона грешат навязыванием дополнительных необязательных образовательных услуг. Это было озвучено в рамках заседания постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка на территории региона, прошедшего 26 февраля 2015 г. Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин открыл заседание фразой: «Второй (по важности) вопрос связан с противодействием коррупции в сфере оказания услуг здравоохранения, дошкольного и школьного образования». По данным направлениям проведена тщательная предварительная работа. По итогам совещания было принято решение, что министерства образования и здравоохранения неудовлетворительно справляются с противодействием коррупции.

Черная дыра

Но вернемся вновь к АНО ДО «Планета детства «Лада», вернее, к тем возможностям, которые имеются у организаций, функционирующих в форме автономных некоммерческих. Продолжим цитировать научный труд Цагараевой: «В разрезе исследуемой темы самую важную роль играет факт, что автономные учреждения имеют право открывать счета в кредитных организациях, не являются получателями бюджетных средств и, соответственно, до принятия закона № 223-ФЗ они выходили из влияния федерального законодательства о размещении государственного (муниципального) заказа... Итак, ... автономные учреждения буквально остались у обочины законодательного регулирования закупочного процесса. Впоследствии в стране очень долго сохранялась картина неопределенности: одни считали, что такие учреждения должны опираться на нормы закона № 94-ФЗ, что, собственно говоря, и делали отдельные организации. Другие полагали, что такой подход неприемлем и организации должны сформировать свои закупочные системы. Такая неурегулированность процедур закупок могла стать причиной повышения уровня коррумпированности среди руководства рассматриваемых учреждений. Таким образом, принятие закона № 223-ФЗ (18 июля 2011 г. – Прим. ред.) стало важным событием, которое должно было привести к некоторому порядку». Однако на деле вышло несколько иначе. Как уже было сказано выше, ФЗ №223 сохранил массу изъянов для АНО в части организации закупочной деятельности.

Учитывая масштабы годовых оборотов АНО ДО «Планета детства «Лада», впору провести аналогию с черной дырой. Все видят, какие объемы материальных ценностей в нее втягиваются. Однако сразу после того, как они скрываются за «горизонтом событий», о их дальнейшей судьбе остается только гадать.

Масштабы закупочной деятельности АНО ДО «Планета детства «Лада» колоссальны. Но одновременно с этим эта деятельность непрозрачна. Сегодня у экспертов ОНФ появилась возможность снять завесу тайны с темы о закупочной деятельности АНО ДО «Планета детства «Лада».

Для кого-то вся эта история — повод задуматься о признаках коррупции, а для кого-то — источник для проведения выборов в Госдуму РФ в 2016 г. Другими словами, избирателям Кузьмичевой можно не переживать за нее — деньги на переизбрание у нее найдутся. Вопрос в другом -начнут ли родители спрашивать у воспитателей и заведующих детсадов этой некоммерческой организации, какая часть от их взносов пойдет на финансирование избрания Кузьмичевой в Госдуму РФ? Вопрос может стать далеко не праздным и очень даже обоснованным.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.