В начале июня администрация г. о. Самара готовится обратить внимание на ход исполнения ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) мероприятий инвестпрограммы по строительству, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения и водоотведения в областном центре. Одной из первоочередных задач является строительство двух водоводов от НФС-2 до пос. Управленческого общей длиной 18 км. Без этого ставшую уже притчей во языцех проблему слабой обеспеченности водой территории поселка и качества подаваемого его жителям ресурса решить, скорее всего, уже не удастся. Реализация проекта стоит дорого, а у СКС, похоже, недостаточно денежных средств. Между тем нормальное водоснабжение Красноглинского р-на в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. видится ключевым фактором, способным привлечь инвесторов.
Застарелая болячка14 августа 2014 г. решением Арбитражного суда Самарской обл. по делу № А55-11325/2014 были признаны обоснованными выводы регионального управления Роспотребнадзора относительно качества воды, поступающей в распределительную сеть по адресу: г. Самара, пос. Управленческий. Надзорный орган выявил, что качество воды не соответствует санитарным требованиям из числа исследуемых ингредиентов по целому ряду показателей. Так, сухой остаток при норме 1000 мг/куб. дм фактически составлял 1234 мг/куб. дм, что превышало предельно-допустимую концентрацию (ПДК) в 1,2 раза. Общая жесткость при норме 7 градусов жесткости фактически составляла 16 градусов, что превышало ПДК в 2,3 раза. Концентрация марганца при норме 0,1 мг/ куб. дм фактически составляла 0,14 мг/куб. дм, что превышало ПДК в 1,4 раза. Эти сведения зафиксированы по итогам санитарно-гигиенических испытаний № 1-28/208 от 10 февраля 2014 г. Установлено, что указанные превышения являются нарушением ст. 11, 19 Федерального закона РФ (ФЗ) №52 от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 п. 1 ФЗ № 416 от 7 декабря 2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 2.2, 3.1, 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». На несоответствие качества питьевой воды, подаваемой населению пос. Управленческого и Красная Глинка, санитарно-гигиеническим требованиям нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» указывается уже давно. Так, ссылка на некачественную воду содержится еще в инвестиционной программе МП г. Самары «Самараводоканал» (СВК) по развитию, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения и канализации на 2009-2011 гг., утвержденной решением Думы г. о. Самара № 568 от 24 апреля 2008 г. Также в этой программе сообщается: «Не обеспечена пропускная способность водоводов. Отсутствуют резервные источники водоснабжения поселков Красноглинского района. Необходимо строительство 2 водоводов Д-600 мм от насосной станции 2 подъема НФС-2 до площадки очистных сооружений в пос. Управленческом общей длиной 18 км для обеспечения водоснабжения пос. Управленческого, в т.ч. новой застройки (водоснабжение 747 куб. м/сут и пожаротушение 108 куб. м/ч)». Строительство двух водоводов, по мнению авторов инвестпрограммы, могло бы решить проблемы с водоснабжением, в частности, пос. Управленческого. | | Несмотря на близость Волги и наличие места для резервуаров-накопителей, проблемы с водой в Управленческом пока не решены
Ориентировочная стоимость строительства, согласно приложению к инвестиционной программе, была установлена на отметке 226,5 млн р. Однако к строительству двух водоводов в период реализации СВК инвестпрограммы так и не приступили. Более того, на сайте департамента ЖКХ администрации г.о. Самара сообщается, что на основании мониторинга показателей инвестиционную программу СВК на 2009-2011 гг. можно характеризовать как нереализованную. С 1 января 2013 г. к эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства Самары по договору аренды приступило СКС. Приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. № 79 от 22 мая 2013 г. была утверждена инвестиционная программа СКС по строительству, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения и водоотведения г.о. Самара. Инвестиционная программа была разработана на основании технического задания, утвержденного постановлением администрации г. о. Самара №1568 от 29 ноября 2012 г., и в соответствии с Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г.о. Самара на 2012-2025 гг., утвержденной решением Думы г.о. Самара №193 от 29 марта 2012 г. «Срок реализации инвестиционной программы — 2013-2019 гг. Укрупненная стоимость мероприятий инвестиционной программы — 3 602,9 млн р. с НДС», — сообщается на сайте СКС. Согласно перечню инвестпроектов на период реализации инвестпрограммы СКС и плану их финансирования, на строительство двух водоводов диаметра 600 мм от НФС-2 до пос. Управленческого общей длиной 18 км СКС заложили всего-то 39,4 млн р. Из них 19 млн р. должно было быть выделено в 2014 г., 20,4 млн р. — в 2015 г. Как проходит освоение этих денег, неизвестно. Зато заметно, что строительство водоводов не сдвинулось с мертвой точки. Как лечить?Разумеется, предусмотренных в инвестпрограмме СКС средств явно недостаточно для решения проблемы с водоснабжением пос. Управленческого. К примеру, по оценкам департамента строительства и архитектуры г. о. Самара, стоимость необходимых мероприятий в переводе на цены сегодняшнего дня может достигать 1,5 млрд р. Логично, что без софинансирования строительства из муниципального и регионального бюджетов такую сумму тем же СКС собрать будет сложно. А ведь до момента завершения строительства надо, не говоря пока о необходимом количестве питьевой воды, как-то временно улучшить ее качество. До последнего времени водоснабжение пос. Управленческого осуществлялось путем смешивания подземных вод двух водозаборов, один из которых находится в Коптевом овраге (6 скважин глубиной 28-32,5 м), а второй — на о. Зелененьком (9 скважин глубиной 25,6-30,5 м). Суммарная установленная мощность двух водозаборов составляет 19,96 тыс. куб. м/сут. Этого едва хватает, чтобы перекрыть потребности поселка в моменты пиковых нагрузок. Качество же водоподготовки, как уже указывалось выше, оставляет желать лучшего. К слову, имеется еще одна водокачка, ранее поставлявшая техническую воду на ОАО «СНТК им. Н. Д. Кузнецова». Современные технологии очистки позволили бы довести эту воду до требований СанПиН. Но сегодня водокачка в частной собственности. | | Кроме того, по некоторым данным, водозабор в Коптевом овраге, дающий большую часть суммарной мощности закачки на пос. Управленческий, вскоре также рискует оказаться приватизированным. Жителям поселка в таком случае останется уповать на водозабор о. Зелененького мощностью 8,96 тыс. куб. м/сут. Понятно, что такой мощности будет недостаточно для нормального жизнеобеспечения. Еще в советское время с подачи знаменитого конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Кузнецова, возглавлявшего Государственный опытный завод № 2 в пос. Управленческом, была разработана схема обеспечения поселка водой, что называется, про запас. На пересечении Волжского и Красноглинского ш. возвели резервуары-накопители, вода из которых должна была расходоваться при пиковых нагрузках (например, в обеденный перерыв) или в случае аварий. После уровень ресурса восстанавливался бы путем подкачки. Однако воплотить этот отличный замысел Кузнецову не удалось. После развала СССР участок с резервуарами отошел в частную собственность, все сооружения разрушили, а на их месте сегодня — недостроенный торговый центр. Теоретически схему с накопительными резервуарами можно реализовать и в районе вертолетной площадки, где сегодня несколько земельных участков выделено властями под перспективную жилищную застройку. Для этого должно потребоваться на порядок меньше денежных средств, чем на прокладку водоводов от НФС-2 из Студеного оврага. Что же касается качества воды, которая начнет поступать в резервуары из скважин на о. Зелененьком, то современные технологии очистки, без внедрения которых не обойтись, позволят жителям Управленческого наконец получить то, за чем они сегодня стоят в очередях в супермаркетах и у киосков с родниковой водой, из-под крана в собственной квартире. Дело имиджаМежду тем проблемы с водоснабжением такой привлекательной для туристов и отдыхающих территории, как пос. Управленческий и его окрестности, грозят негативно отразиться на имидже региона в преддверии принятия Самарой матчей Чемпионата мира по футболу 2018 г. Если представить ситуацию, когда болельщики команд-участниц мундиаля вдруг вынуждены будут просиживать в гостиничных номерах без возможности принять душ или хотя бы вымыть руки или, что также возможно, получат острое отравление из-за выпитой воды, не соответствующей санитарным нормам, то впечатления у них от мирового футбольного форума останутся безнадежно испорченными. Другая сторона проблемы состоит в том, дождется ли вообще Красноглинский р-н масштабного строительства туристической инфраструктуры к Чемпионату мира. Ведь инвесторы оценивают в первую очередь степень обеспеченности территории коммунальными ресурсами -электроэнергией, газом, водой. В той же вышеупомянутой инвестпрограмме СВК говорилось, что водоводы от НФС-2 необходимы для обеспечения водоснабжения пос. Управленческого, в т.ч. новой застройки. Сегодня новая застройка, учитывая размеры отведенных под нее в окрестностях поселка земель, будет потреблять отнюдь не 747 куб. м/сут, а гораздо больше. Это если вода все-таки появится. А не будет воды — и инвесторы, скорее всего, откажутся от своих планов. Поэтому областным и городским властям впору задуматься, как можно в сжатые сроки повысить привлекательность Красноглинского р-на в первую очередь для застройщиков. |