Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (545) | 25 мая 2015г.
 

Накинули аркан

Перед сменой собственника ОАТ ВАЗИНТЕРСЕРВИС нагрузили обязательствами на полмиллиарда

Илья Ширтанов

Ожидается, что в 2015 г. будет закрыта сделка по продаже ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), которое пока еще находится под контролем Государственной корпорации «Ростех». В качестве покупателя ОАТ указывается ОАО «АВТОВАЗ». Скорее всего, наименее заинтересован в совершении этой сделки советник генерального директора «Ростеха», бенефициар холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ) Владимир АВЕТИСЯН (на фото). Возможно, поэтому предприятия группы ОАТ стали загружать существенными денежными обязательствами. Только ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» (ВИС) в начале 2015 г. приняло на себя бремя поручительства на сумму более чем в 0,5 млрд р.

След ВПГ

Очевидно, что АВТОВАЗ заинтересован в консолидации производителей автокомпонентов под своим крылом. Безусловно, процессу по передаче активов ОАТ, в числе которых присутствует и ЗАО «ВИС», предшествовала серьезная подготовительная процедура. Причем к смене собственника ОАТ, похоже, готовились не только прямые бенефициары «Ростеха» и руководство АВТОВАЗа, но и бизнес-структуры, фактически контролировавшие процессы производства и оборота автокомплектующих.

В Самарской обл., где, собственно, находится основной потребитель продукции группы ОАТ — АВТОВАЗ, ставленником «Ростеха» является Владимир Аветисян. Последний не только занимает должность советника генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова, но и курирует крупную бизнес-структуру — холдинг ВПГ.

Формально ВПГ не владеет знаковыми машиностроительными предприятиями. Однако в вопросах лоббистской направленности люди из ВПГ продвинулись очень далеко (см. «Хронограф» № 11 (539) от 30.03.15). Так, например, Аветисян возглавляет самарское региональное отделение (СРО) общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» (Союзмаш). Причем с момента его основания. Один из федеральных лидеров Союзмаша Владимир Гутенев даже получил возможность стать депутатом Государственной думы РФ, воспользовавшись в 2011 г. поддержкой партийных функционеров «Единой России» (ЕР) в Самарской обл. Кстати, в СРО ЕР тоже немало лиц из ВПГ.

Таким образом, можно прийти к выводу, что если руководство «Ростеха» продает ОАТ (в структуру которого входят три десятка промышленных предприятий) на выгодных для себя условиях, то для Аветисяна эта сделка может означать утерю позиций. В таком случае сложно ожидать, что ВПГ легко пойдет на уступки.

Как отмечалось выше, каждая сторона начала собственную подготовку к смене собственника ОАТ. 23 марта 2015 г. место генерального директора ОАТ занял Василий Лапотько. Он сменил на этом посту Михаила Кучинского. Об этом событии была внесена запись в список аффилированных лиц ОАТ. О Лапотько известно, что он является председателем Московского регионального отделения «Союзмаша» и числится в должности заместителя генерального директора ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ».

Подарок к Новому году

Кадровые изменения затронули не только базовую компанию ОАТ, но и подконтрольные структуры. В конце 2014 г. был назначен новый генеральный директор ЗАО «ВИС» Андрей Кочетков взамен уволившегося с предприятия Евгения Ротмана. В марте 2015 г. и.о. генерального директора ООО «Автосвет» был назначен Ирек Сафиуллин. Однако модераторы пошли дальше. Они подготовили новому собственнику ОАТ весьма дорогостоящий «сюрприз».

Буквально накануне новогодних праздников было заявлено о проведении общего внеочередного собрания акционеров ЗАО «ВИС», ^января 2015 г. собранием было принято решение одобрить договор поручительства между ВИСом и ООО «Сименс Финанс». Выгодоприобретателем по сделке выступил «Автосвет», так же как и ЗАО «ВИС», аффилированный ОАТ. Из документа, раскрытого на сайте ЗАО «ВИС», видно, что речь идет о договоре лизинга на сумму 523 млн р. Стоит отметить, что председательствовал на том собрании акционеров ЗАО «ВИС» Кучинский, которого считают креатурой Аветисяна.

Как следует из раскрытого документа, «Автосвет» выступает в роли не только лизингополучателя, но и продавца, что, по логике, противоречит здравому смыслу. Лизингодателем называется «Сименс Финанс». Предмет договора расшифровывается следующим образом: «Лизингодатель на условиях отдельно заключенного договора купли-продажи (далее именуемый договор купли-продажи) обязуется приобрести в собственность у ООО «Автосвет» оборудование (далее именуемое Оборудование), которое он предоставит Лизингополучателю в финансовую аренду для предпринимательских целей».

Более нелогичного договора лизинга сложно себе представить. Выходит, что «Автосвет» продает принадлежащее организации оборудование с тем, чтобы сразу же принять его от «Сименс Финанс» в лизинг. При этом: «Лизингополучатель обязуется произвести авансовый платеж по Договору лизинга в размере 57123679 (пятьдесят семь миллионов сто двадцать три тысячи шестьсот семьдесят девять) р. ... После получения авансового платежа Лизингодатель уплачивает стоимость Оборудования Продавцу в соответствии с условиями договора».

Пойдут «паровозом»

В решении собрания акционеров ЗАО «ВИС» также отмечается, что все оборудование, которое «Автосвет» продает «Сименс Финансу», произведено в 2014 г. в Австрии. Оборудование находится по месту расположения завода «Автосвет» в г. Димитровграде Ульяновской обл. и, скорее всего, задействовано в производственном процессе.

Каким образом инжекционно-литьевые машины достались «Автосвету» и с какой целью понадобилось проводить сомнительную операцию с новым оборудованием, не сообщается. И.о. директора по связям с общественностью АВТОВАЗа Ирина Вагнер в ответе на запрос «Хронографа» посоветовала обратиться с данным вопросом в пресс-службу ОАТ. Из пояснений Вагнер следует, что «ОАО «АВТОВАЗ» не может комментировать действия другого хозяйствующего субъекта». В ОАТ, похоже, также решили уклониться от комментариев. Во всяком случае на запросы в адрес ЗАО «ВИС» и «Автосвет» ответов не последовало.

После подписания договора и «Автосвет», и ВИС попадают в финансовую кабалу к «Сименс Финансу». В представленном документе разъясняется, что лизингополучатель с поручителем несут солидарную ответственность в т.ч.: «По возмещению любых штрафов, суммы конфискации, наложения ареста, неустоек, ущерба, а также иных убытков, расходов и/или издержек вследствие любого нарушения Лизингополучателем условий Договора лизинга и/или действующего законодательства». В этом свете будет нелишним обратить внимание на «Сименс Финанс», который, как может показаться в данной сделке, занимает привилегированное положение.

Насколько известно, бенефициары «Ростеха» весьма плотно сотрудничают с консорциумом Siemens AG в России. Но и в регионе у Siemens AG уже появились свои лоббисты. К числу таковых можно отнести людей из структур ВПГ. В 2013 г. директором самарского филиала ООО «Сименс» стал Игорь Кондрусев. ООО «Сименс» — это ключевая компания Siemens AG в России. До перехода в ООО «Сименс» Кондрусев работал генеральным директором ЗАО «Волгатех-99». Это одно из опорных предприятий холдинга ВПГ Аветисяна.

Эти обстоятельства лишний раз доказывают, кто и с какой целью готовил договор лизинга. По сути, для Аветисяна пока досягаем как ВИС, так и российский представитель Siemens AG. И, скорее всего, модератору заключения лизингового договора ценой в 523 млн р. не составит труда в случае необходимости выставить и «Автосвет», и ВИС должниками перед «Сименс Финансом». Наиболее уязвимым в данном случае может стать АВТОВАЗ, который приобретет компании группы ОАТ, «загруженные» существенными обязательствами.