Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (545) | 25 мая 2015г.
 

СВГК ищет кредиты

Одна из основных компаний Волгопромгаза готова занять почти миллиард

Сейдамет Абреков

28 мая станут известны итоги тендера ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) на предоставление возобновляемой кредитной линии. Начальная цена тендера — 380 млн р. Такие средства компания намерена заплатить за кредит в размере 950 млн р. Т.е. речь идет о том, что на выплату процентов СВГК готова потратить 40 % от суммы кредита. Это отличный процент и возможность получить прибыль для того, кто будет кредитовать СВГК. Тем более на данный момент банки готовы выдавать кредиты примерно под 20% годовых. Но, видимо, в СВГК не ищут простых путей и готовы чуть ли не озолотить будущего кредитора. Смысл подобных действий можно понять, если предположить, что генеральный директор СВГК Сергей МИРОШНИЧЕНКО (на фото) готов сделать все, чтобы защитить компанию от недружественного поглощения. Даже нагрузить ее непомерными долгами.

С одной стороны, кто-то скажет: в стране экономический кризис, последствия санкций западных стран, поэтому бизнес испытывает сложности и ему нужны заемные средства. Может быть, и так. Но это всего лишь часть правды, причем, судя по всему, небольшая, раз речь в случае с СВГК идет о готовности в виде процентов оплатить чуть ли не половину суммы займа. В целом же, исходя из раскрытых в рамках данного тендера параметров, так и напрашивается вопрос: а зачем СВГК 950 млн р., раз у компании уже есть 380 миллионов? Может быть, есть смысл немного подождать и собственными силами накопить необходимую сумму, раз уж СВГК так понадобились деньги? Тем более что СВГК занимается таким прибыльным видом деятельности, как газоснабжение и транспортировка газа, причем далеко не только жилых помещений, но и коммерческих предприятий. Причем предприятия, если они не платят за газ, можно при желании очень легко отключить от газоснабжения или обанкротить в счет долгов.

Понимание масштабов бизнеса СВГК дает хотя бы собственная информация этой компании. На сайте СВГК хвалится, что эта организация: «один из лидеров газораспределения России.

...Объем транспортированного в 2014 г. газа — более 7,8 млрд куб. м». Опять же согласно сайту компании, ее крупнейшими потребителями в Самаре являются, например, ОАО «Завод им. Тарасова», ОАО «Приволжскнефтепровод», ЗАО «СУТЭК» и т.д. В Тольятти — ОАО «КуйбышевАзот», ОАО «АВТОВАЗ», ООО «Тольяттикаучук», ОАО «Волгоцеммаш» и т.д. Таким образом, у СВГК имеются стабильные источники финансовых средств.

Как ни крути, и население платит довольно аккуратно, да и предприятия, как уже было отмечено, не могут не платить. И это уже не говоря о таких источниках формирования доходов, как плата за присоединение к сетям, изготовление проектов, выдачу технических условий и т.д. Т.е. оборотные средства у СВГК, очевидно, имеются, причем немалые. Так, по итогам трех лет, с 2011 по 2013 гг., компания отчитывалась о выручке 5,51; 5,59 и 5,82 млрд р. соответственно. При этом за эти же годы показывая чистую прибыль 111,18; 331,56 и 350,55 млн р. соответственно. Т.е. это почти 800 млн р. чистой прибыли! Уже в 2014 г. и 2015 г. СВГК продолжило наполняться денежными средствами. Так, по одному только тендеру по заказу ОАО «Самарагаз» на техническую эксплуатацию в течение 2014 г. объектов газового хозяйства СВГК должна была получить чуть более 157,5 млн р. В течение 2015 г. по подобному же тендеру — еще более 166,6 млн р.

При таком положении вещей напрашивается вопрос: зачем СВГК могло понадобиться кредитоваться, причем на столь солидную сумму и с выплатой таких больших процентов? Формально (согласно конкурсной документации) целью получения кредитных средств является:

«Для пополнения оборотных средств, приобретения движимого и недвижимого имущества, оплаты расходов по капитальному ремонту, техническому перевооружению (модернизации), расходов на НИОКР, предпроектные и проектные работы». Но, опять же, судя по сумме, которую СВГК готова оплатить банку-кредитору, и размеру чистой прибыли, полученной этой организацией за последние годы, у нее есть собственные резервы для выполнения столь благородных целей, о которых говорилось в конкурсной документации.

А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Считается, что схема с целенаправленной закредитованностью предприятия применяется тогда, когда нужно защитить бизнес от недружественного поглощения. Подходит ли такая идея в случае с СВГК, бенефициарами которой являются представители холдинга «Волгопромгаз», такие, как, например, Владимир Аветисян? Почему бы и нет! Ведь, как выяснилось, какой-то уж острой необходимости в средствах у компании нет. А вот контроль над газоснабжением довольно густонаселенного промышленного, развитого региона, как Самарская обл., есть. А значит, бизнес СВГК наверняка интересен более крупным конкурентам. Каким? Ну, например, ОАО «Газпром» или ОАО НК «Роснефть». Видимо, чтобы в Газпроме или Роснефти не слишком сильно мечтали о сделке слияния и поглощения в отношении СВГК, и могут придумываться разнообразные защитные схемы. Т.е. будущим потенциальным покупателям СВГК, генеральным директором которой является Сергей Мирошниченко, наверняка будет предложено погасить кредиторскую задолженность. Причем, как можно убедиться на примере тендера, задолженность может быть весьма солидной. И особенно впечатляюще ситуация будет выглядеть, если кредит будет получен в одном из дружественных бенефициарам холдинга «Волгопромгаз» банке, когда сделка кредитования будет напоминать перекладывание денег из одного кармана в другой. Зато кредиторская задолженность будет такая, что мало кому захочется ее гасить.