Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (545) | 25 мая 2015г.
 

Неутешительные итоги

С чем Андрончев встречает год на посту и.о. ректора СамГУ

Татьяна Федорова

12 мая прокуратура Самарской обл. сообщила о выявлении фактов неправомерного увеличения стоимости платного обучения в ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» (СамГУ). Выяснилось, что вуз под руководством и.о. ректора Ивана АНДРОНЧЕВА (на фото) в 2014/2015 учебном году повысил стоимость платных образовательных услуг вплоть до 19%. Теперь Андрончеву предстоит изыскать возможность вернуть студентам излишне уплаченные деньги. Кроме того, над и.о. ректора навис риск возмещения вузу убытков, причиненных закупками без согласования с Минобрнауки РФ. Доводы прокуратуры позволяют выстроить ретроспективу событий, случившихся в СамГУ после прихода Андрончева на пост и.о. ректора весной 2014 г. Теперь об утверждении в должности ректора остается только мечтать.

12 мая на сайте прокуратуры Самарской обл. были опубликованы результаты проверки прокуратурой Октябрьского р-на г. Самары соблюдения законодательства об образовании в РФ. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указывается полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Прокуратура установила, что согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 гг.» основные характеристики федерального бюджета на 2014 г. утверждены исходя из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 5,5%. В 2014 г. уровень инфляции был определен в размере 5%.

«Вопреки указанным требованиям федерального законодательства в 2014/2015 учебном году в ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» стоимость платных образовательных услуг в зависимости от направлений подготовки и форм обучения повышена на 5,26 — 19%, -установил надзорный орган.

- В связи с изложенным в адрес руководителя образовательного учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений закона с требованием произвести возврат (перерасчет) обучающимся излишне уплаченных денежных средств. На приказы об установлении стоимости платных образовательных услуг в 2014/2015 учебном году принесены протесты». О реакции Ивана Андрончева на указанные акты до сих пор ничего не известно.

К слову, прокурорская проверка выявила завышение цен на платное образование и в Самарском государственном аэрокосмическом университете им. акад. СП. Королева (СГАУ). Однако представители СГАУ в отличие от СамГУ моментально отреагировали на сообщение и прокомментировали ситуацию, пояснив, что завышение стоимости обучения — следствие ошибки, допущенной сотрудниками учреждения. «Из-за некорректного толкования норм федерального законодательства сотрудниками университета был произведен расчет с учетом фактического уровня инфляции. По некоторым направлениям обучения рост составил 6,25 — 9,7% (в зависимости от форм обучения). В то время как основные характеристики федерального бюджета на 2014 г. утверждены исходя из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 5%», — сообщила пресс-служба СГАУ. В СамГУ же предпочитают отмалчиваться.

Характерно, что идея взвинтить цены за обучение посетила руководство СамГУ вскоре после назначения на пост и.о. ректора Ивана Андрончева. Андрончев привел с собой Виталия Асабина, занявшего должность и.о. первого проректора. Вместе Андрончев и Асабин развернули бурную деятельность по организации различного рода закупок сомнительного содержания и целесообразности.

Но этого им, по-видимому, показалось мало, и могло быть принято решение «погреться» на студентах.

Далее началась цепная реакция. Похоже, что ряд недовольных повышением стоимости обучения студентов предпочли продолжить получать образование в других вузах. Снижение поступлений от платников в связи с их оттоком могло стать причиной падения валюты баланса СамГУ на конец 2014 г. Так, финансовые активы вуза в виде денежных средств на лицевых счетах похудели с 33 млн р. на начало года до 13 млн р. на его конец.

Как результат — крупные госзаказы, проведенные СамГУ во второй половине 2014 г., стали подпадать под требование о согласовании их с Минобрнауки РФ. Однако об этом Андрончев с Асабиным, судя по всему, не заботились, чем вызвали раздражение в министерстве и навлекли на себя обязанность отчитываться чуть ли не за каждый чих (см. «Хронограф» № 15 (543) от 27.04.15). Сегодня помимо крайне неприятной перспективы возврата вузу стоимости совершенных без согласования крупных сделок перед руководством СамГУ встает вопрос, где взять денег, чтобы произвести перерасчет излишне заплатившим студентам.

Причем выводы прокуратуры, несомненно, не прибавят федеральному министерству желания довести до конца и без того слишком затянувшуюся процедуру выборов ректора СамГУ. Более того, Андрончеву и Асабину, скорее всего, предложат задуматься над целесообразностью их дальнейшего пребывания в вузе, который вскоре присоединится к СГАУ.