Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (544) | 18 мая 2015г.
 

Кластерная дипломатия

Позволяет Путкину зарабатывать на пустом месте

Егор Кошеров

Директор НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» Владимир ПУТКИН (на фото) любит организовывать собрания не только у себя под боком. Он также находит время посещать подобного рода мероприятия в других регионах. И не важно, что они не связанны с автомобильной тематикой, главное — возможность неформального общения. Примерно то же самое могло привлечь Путкина посетить 24 марта Нижний Новгород. Столь гиперразвитая легкость Путкина на подъем должна привлечь внимание не только директора управляющей технопарком «Жигулевская долина» организации ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» Дениса ЖИДКОВА, но и бенефициаров ГК «Детальстройконструкция», которые относительно недавно впустили Путкина в свой закрытый круг.

Любитель тусовок

Начнем с Нижнего. 24 марта директор НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» Владимир Путкин принял участие Российско-Словенском бизнес-форуме, который был организован в Нижнем Новгороде. НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» является резидентом технопарка «Жигулевская долина». В конце 2014 г. эта организация сумела на безальтернативной основе получить сразу два госзаказа от ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» на общую сумму более 11 млн р. За эти деньги предлагалось выполнить работы весьма сомнительной целесообразности.

Но вернемся к прошедшему в Нижнем Новгороде форуму. На официальном сайте нижегородского форума говорилось: «В форуме примут участие представители органов исполнительной власти Нижегородской обл., а также российских и словенских компаний, заинтересованных в сотрудничестве в различных сферах. К участию в форуме приглашаются представители малого и среднего бизнеса Нижегородской обл.». Путкин принял участие в этом форуме в качестве директора НП «Автомобильный кластер Самарской обл.». То есть форум был организован не для организаций из Самарской обл. Но он туда все равно поехал. Спрашивается, зачем? Этот вопрос вполне мог бы заинтересовать и директора организации, управляющей технопарком «Жигулевская долина», ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» Дениса Жидкова. Ниже представим набор версий более классического содержания, а пока начнем с наиболее модного варианта.

На первый, поверхностный взгляд, складывается впечатление, что Путкина в Нижний потянули далеко не проблемы развития автомобильной промышленности Самарской обл. Все могло быть намного проще.

Известно, что для некоторых деятелей подобного рода мероприятия это отличная возможность неформального общения с теми, к кому в иных обстоятельствах подобраться почти невозможно. Как правило, такие деятели стремятся обзавестись соответствующей должностью или статусом.

Это помогает попасть в узкий круг избранных и находиться там до тех пор, пока тебя не раскусят. Но даже этот короткий миг можно использовать для дальнейшего получения соответствующих дивидендов путем демонстрации менее посвященным людям уровня своих связей.

А теперь посмотрим на ситуацию, связанную с визитом Путкина на нижегородский форум. На официальном сайте форума сказано: «Ведущий форума — председатель Делового совета по сотрудничеству РФ со Словенией Э.К. Вайно». Также известно, что Эдуард Вайно занимает должность вице-президента по внешним связям и взаимодействию с акционерами ОАО «АВТОВАЗ», а его сын Антон Вайно уже несколько последних лет работает заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации (РФ). Также известно, что в повестке дня форума не было запланировано специальных секций или круглых столов, на которых могли бы обсуждаться вопросы развития автомобильных кластеров в РФ. Этот форум был посвящен вопросам взаимодействия российских и словенских бизнесменов, занятых в отрасли ЖКХ. Подтверждением этому стало приглашение на форум докладчиков по следующим темам: «Программа развития ЖКХ Нижегородской обл.», «Технологические решения и стандарты в области водных ресурсов ЖКХ», «Комплексные решения в области утилизации твердых бытовых отходов». Где тут место для НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» — не совсем понятно. Зато повод для тусовки очень удачный. Не каждый же день выпадает возможность оказаться рядом с такой статусной персоной, как Эдуард Вайно. Если брать в расчет именно этот фактор, то тогда визит Путкина на форум в Нижнем уже можно было бы считать удавшимся.

По возвращении в Тольятти с форума у Путкина вполне могла появиться возможность войти в кабинет директора ГАУ «Центр инновационного развития и кластерных инициатив», то есть к Денису Жидкову (на фото), немного другим человеком, чем до поездки на форум. Теперь Путкин — человек, который обсуждал глобальные вопросы, «сидя с Эдуардом Вайно за одним столом». Так ли это было на самом деле — об этом, наверное, знает только лично Путкин. Но для государственника Жидкова одно лишь упоминание об Эдуарде Вайно значит очень многое. Жидков ведь успел при Вайно поработать на АВТОВАЗе. Попробуй после этого откажи такому, как Путкин, в реализации тех или иных его затей, задуманных под прикрытием НП «Автомобильный кластер Самарской обл.».

Решили подзаработать

Хотя, с другой стороны, в деле освоения бюджетных средств через размещение многомиллионных госзаказов по линии НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» Жидкова вполне можно было бы рассматривать в качестве партнера Путкина. И вот почему.

НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» было зарегистрировано 19 июня 2014 г. Т.е. менее года назад. Учредителями этого некоммерческого партнерства стал Путкин и уже возглавляемое на тот момент Жидковым ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив». Причем Путкин сразу же и возглавил НП «Автомобильный кластер Самарской обл.». Непосвященному наблюдателю это могло бы показаться чем-то серьезным, направленным на создание в Тольятти нового центра будущего промышленного подъема. Однако уже через 4 месяца, в октябре 2014 г., стало совершенно очевидным то, зачем Жидкову и Путкину могло понадобиться создавать это НП. Причем со столь говорящим для Тольятти названием — «Автомобильный кластер». Получение госзаказов на миллионы рублей — что могло бы быть более выгодным для маскировки реальных целей при эксплуатации столь громкого словосочетания?

22 октября ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» объявило о проведении 12 ноября открытого конкурса №92 на право заключения договора на оказание информационно-консультационных услуг по целому комплексу тем. Далее шел перечень тем: «Требования к системам качества поставщиков, анализа и обработки информации, статистического управления процессами. Общие принципы системы менеджмента качества, анализ и управление измерительными системами», «Вопросы управления (ISO 16949, ISO 9001, система менеджмента качества, бережливое производство, управление рисками и сбалансированные показатели)», «Инжиниринг (PLM, S/R/D-продукт, CAD, САЕ, Сах, задание геометрических характеристик и допусков)», «NPI (процесс разработки продукта в автомобильной промышленности, APQP, РРАР, FMEA и управление проектами) и SCM (управление поставками нижнего уровня и аудит, Всемирное соглашение по управлению материалами и логистикой (MMOG/LE), система EDI, SCRM)», «Управление производством (VDA 6.3., управление процессами, MSA, SPC, стоимость плохого качества, решение проблем/исправление ошибок, системы ЧПУ и роботизации, ТРМ, 5S, OEE/OEU, Lean&6Sigma) и кадрами (планирование карьеры, работа в команде, специальная подготовка с лицензированием)».

Такое количество тем в одном лоте и столь детальное их описание запросто могло отпугнуть любого потенциального участника торгов. Кроме того, это могло сыграть в пользу защиты интересов того, кто заранее мог считать себя готовым к этому тендеру.

А ведь подготовка к организации этого конкурса действительно могла понадобиться. Цена вопроса говорила сама за себя — 5 млн р. И это притом, что требования задания подразумевали всего 32 часа обучения в очной форме всего для двух групп по 20 человек. Таким образом, 1 час занятий был оценен в 78 152 р. (по курсу того момента это более S2 тыс.) Расценки, прямо скажем, такие, что позавидовал бы любой академик, даже из-за границы. Между тем конкурентной борьбы за этот заказ не было. Единственным участником торгов стало НП «Автомобильный кластер Самарской обл.». Ему-то и досталось задание по максимально возможной цене — 5 млн р.

Остается только гадать, то ли содержание лота было настолько тонко составлено, что конкуренты предпочли не проявляться, то ли вдобавок к этому отпугивающим образом могли подействовать требования, заявленные заказчиком работ к месту проведения занятий. Так, например, в конкурсной документации было четко прописано: «Форма оказания информационно-консультационной услуги — очная. Режим занятий: в соответствии с расписанием, но не менее восьми академических часов в день. Место проведения: г.о. Тольятти, Южное ш., 161». Для понимания ситуации стоит напомнить, что Южное ш., 161, — это место регистрации и базирования НП «Автомобильный кластер Самарской обл.». Что тут еще добавишь? О какой конкуренции на фоне всего этого вообще можно думать? Но, как выяснилось, это было только началом.

18 ноября ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» объявило о проведении 9 декабря открытого конкурса №111 на право заключения договора на оказание услуг по проведению тренингов сразу по 21 теме! Причем первые пять тем в этом лоте один в один повторяли те, что были разыграны в открытом конкурсе №92 12 ноября и достались, как было отмечено выше, НП «Автомобильный кластер Самарской обл.». 16 остальных тем также имели формулировки с очень детальным описанием специфики: «Методика 8D, инструменты решения проблем, анализ первопричин»; «FMEA анализ/ FMEA процессов (PFMEA)»; «Лин-офис, Лин-учет (система «бережливого учета»); «Система вытягивания, расчет и внедрение Канбан»; «Основы стратегического планирования»; «Основы инновационного менеджмента»; «Лидерство и управление изменениями»; «Lean методы и Шесть Сигма»; «Основы управления проектами»; «Управление рисками»; «Международный маркетинг»; «Ценообразование. Основные аспекты»; «Развитие руководителей линейного звена на основе методики TWI»; «Цикл управления. Применение метода постоянного улучшения на основе цикла Деминга»; «Проведение интенсивного тренинга с рабочей группой»; «Основы маркетинга. Инструменты создания и поддержания долгосрочных взаимоотношений. Сегментация рынка. Исследование рынка. Освоение свободного пространства». Тренинг по всем этим темам предполагалось также провести по адресу: Южное ш., 161. Цена вопроса-6,624 млн р. срок окончания исполнения работ -до 20 декабря. То есть всего 10 календарных дней со дня проведения конкурса. В данной ситуации уже совершенно не возникает вопросов, почему в открытым конкурсе №111 приняло участие только НП «Автомобильный кластер Самарской обл.». И почему именно ему заказ достался по максимально возможной цене. Здесь это уже выглядит как закономерность.

Однако куда более актуальными становятся вопросы о качестве обучения, о том, сколько реально исполнитель заказа в лице НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» израсходовал средств на исполнение этих двух госзаказов, кто те самые безымянные счастливчики, которых за бюджетный счет обучали по столь дорогостоящим программам, да и вообще, были ли в реальности сами тренинги и информирования с консультациями за миллионы бюджетных рублей. Вопросы далеко не праздные. Ведь бюджет потратил на это более 11,6 млн р.

Поиски ответов на эти вопросы можно было бы начать с изучения технического задания. Вот как там сказано о тех, кого надо было консультировать и тренировать: «Участники информационно-консультационной услуги/тренинга: руководители и специалисты СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства) Самарской обл. Категория слушателей: представители руководства по качеству, руководители процессов СМК (система менеджмента качества), а также инженерно-технические специалисты предприятий». Но где таких найти? Не через объявления в бесплатных газетах же их искать. Так только сама группа будет формироваться более месяца. Заниматься будет некогда. Но даже в этом у Путкина и у подконтрольного ГАУ НП имелось существенное преимущество. Попытаемся разобраться.

Путкин и его старшие товарищи

С относительно недавнего времени Путкин входит в число аффилированных лиц Группы компаний «Детальстройконструкция» (ГК «ДСК»). Сведения об этом можно почерпнуть из отчетности ОАО «ТЗТО», единственного предприятия этой ГК, вынужденного раскрывать информацию о своей деятельности. Так, например, в списке аффилированных лиц ОАО «ТЗТО» Путкин числится как владелец 4,85% акций предприятия. Еще один источник, из которого можно понять о принадлежности Путкина к ГК «ДСК», это ЕГРЮЛ. Получив выписки из ЕГРЮЛ, можно обнаружить, что на данный момент Путкину принадлежит 5% в ООО «ДЕТАЛЬСТРОЙКОНСТРУКЦИЯ» (ИНН 6321158664). Причем это один из основных производственных активов ГК «ДСК», предприятие занято изготовлением автокомпонентов. По итогам 2013 г. оно показало 2,5 млрд р. валовой выручки, годом ранее — 3,7 млрд р. Особую роль в структуре бизнеса ГК «ДСК» занимает ООО «ИНТЕГРАЛ». Эта организация обеспечивает управление комплексом недвижимого имущества предприятий ГК «ДСК» и держит его под контролем. В ООО «ИНТЕГРАЛ» Путкину принадлежат все те же 5%.

Все это говорит о том, что Путкин достаточно глубоко интегрирован в бизнес ГК «ДСК», основными владельцами которого считаются семьи Николая Ляченкова, Алексея Зверева и Николая Журавлева. Это также говорит и о том, что подконтрольному Путкину НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» не составило бы труда подобрать весьма лояльные по отношению к себе группы слушателей курсов. Слушателей из числа тех, о ком в конкурсной документации было указано, что это должны быть исключительно «представители руководства по качеству, руководители процессов СМК (система менеджмента качества), а также инженерно-технические специалисты предприятий». Если вдруг выяснится, что полученные от ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» госзаказы аффилированное Путкину и, соответственно, Жидкову НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» отрабатывало на менеджменте предприятий ГК «ДСК», то данной историей впору будет заняться правоохранительным органам. Причем можно не сомневаться, что у нового начальника ГУ МВД по Самарской обл. в случае реальной необходимости хватит административной воли привлечь всех виновных к реальной ответственности.

Но отвлечемся на мгновение от перспектив уголовного преследования. Вернемся к выше обозначенным вопросам о качестве обучения и о том, проводилось ли вообще обучение. Существует аксиома: если работнику выпадает возможность сделать то, что уже сделано, то от него может потребоваться лишь создание видимости работы. В этом случае издержки такой работы будут минимальные или даже нулевые. Этот пример очень хорошо подходит к версии о том, что было бы, если б НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» проводило оплаченные из бюджета занятия для лояльной группы курсантов.

Однако на это можно посмотреть и под другим ракурсом. А что если бенефициары ГК «ДСК» Ляченков, Зверев и, конечно же, Журавлев поставили себе задачу решить проблему повышения уровня профподготовки своих инженерно-технических работников (ИТР) за счет государства? В принципе, выход на Жидкова у них есть: все когда-то работали на ВАЗе. Что касается Путкина, так тут и так все понятно. Более того, старшие товарищи Путкина по ГК «ДСК» в случае удачной реализации такого замысла могли получить возможность дополнительно обогатиться, в т. ч. и за счет все тех же ИТР. Ведь им запросто могли бы сказать, что за курсы повышения квалификации надо заплатить. Кто не согласен — дверь на улицу открыта. Данная версия тоже видится весьма реалистичной. Следовательно, редакция «Хронографа» будет вынуждена попросить начальника главка Сергея Солодовникова проверить и ее тоже.

На этом эпизоде пришло время вновь переключиться на поездку Путкина в Нижний Новгород для участия 24 марта в Российско-Словенском бизнес-форуме. 14 января 2011 г. в Тольятти по адресу: ул. Советская, 74а, было зарегистрировано НП «Русско-Словенский клуб предпринимателей». В число ^учредителей этого НП вошло и ООО «ДЕТАЛЬСТРОЙКОНСТРУКЦИЯ» (ИНН 6321158664). В связи с этим странным видится то, что на форум в Нижний Путкин поехал не как представитель ГК «ДСК», а как руководитель аффилированного Жидкову НП «Автомобильный кластер Самарской обл.». Такое впечатление, будто бы Жидков и Путкин решили поиграть в свою собственную игру за спинами основных бенефициаров ГК «ДСК». С другой стороны, Жидков и Путкин не производят впечатления людей, жаждущих вести по отношению к своим основным партнерам двойную игру. Если это так, то зачем тогда Путкин ездил на форум? Потусоваться в окружении Вайно? Чтобы по возвращении оттуда произвести впечатление на руководство ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив»? Звучит, конечно, дико, но логика усматривается. На фоне стагнации рынка производства автокомплектующих старшие партнеры Путкина по ГК «ДСК» вскоре могут оказаться в убытках, а может быть, даже под угрозой банкротства. В подобной ситуации Путкин и Жидков оказываются на коне, ведь организованное Путкиным и поддержанное Жидковым НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» уже сумело найти свое место в русле потока бюджетных денег через ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив». Если так и далее пойдет, то в пору уже Ляченковым, Зверевым и Журавлевым бежать к Жидкову с Путкиным с протянутой рукой. Разве не об этом Путкин сегодня мечтает с его 5% в бизнесе ГК «ДСК»? Возможно, что для Жидкова с Путкиным это не очень приятная тема для обсуждения. Но тогда что может отвлекать их внимание и интеллектуальный ресурс от реализации задач по реальному продвижению проекта НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» на региональном и федеральном уровнях? Наглядный пример тому, что Жидков с Путкиным в этом явно проигрывают, долго искать не надо.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение (ФГАОУ) Высшего профессионального образования (ВПО) «Национальный исследовательский университет (НИУ) «Высшая школа экономики» (ВШЭ) в своей структуре имеет Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ). Так вот, ИСИЭЗ ФГАОУ ВПО «НИУ «ВШЭ» (ИСИЭЗ «НИУ «ВШЭ») осуществляет научное кураторство процессов формирования и развития кластерных решений в экономическом пространстве РФ. ИСИЭЗ «НИУ «ВШЭ» для этой цели реализует ряд мероприятий. Одно из них — это консолидация всех возникающих и развивающихся в РФ кластеров по самым разным видам производственно-технической и научной деятельности. Для этого силами ИСИЭЗ «НИУ «ВШЭ» был создан специализированный интернет-портал «Российская кластерная обсерватория» (www.cluster.hse.ru). На нем в разделе «Кластеры» можно найти информацию о 25 организациях, которые пытаются позиционировать себя в качестве основы кластерной матрицы в своем регионе. На этом портале представлены странички кластеров практически всех промышленно развитых регионов страны. Информации о том, что в Тольятти существует кластер автомобильной направленности, нет! И это притом, что организованное Путкиным НП «Автомобильный кластер Самарской обл.», не просуществовав и года, уже успело получить от государства через возглавляемую Жидковым госструктуру более 11,6 млн р. Что это — забывчивость или пренебрежение? Или, может быть, это просто показатель безразличия Путкина и Жидкова ко всему, что сегодня делается государством для развития экономики страны? Жидков с Путкиным, конечно, сами себе хозяева, но должны понимать, что учредителем ФГАОУ ВПО «НИУ «ВШЭ» является Правительство РФ, сменившее тут недавно Министерство экономического развития РФ. Это лишь подчеркивает тезис о том, что вопросы кластерной политики в системе развития экономики страны курируют на самом высоком уровне. А это значит, что у Путкина выбор невелик: тусить на форумах, маркитанить с Жидковым, интриговать за спинами своих старших партнеров по ГК «ДСК» или реально заняться государственно-важным делом. Кому как не Жидкову это должно быть известно?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Вопросы от ОАЕ «Хронограф», на которые Владимир Путкин решил не отвечать:

1. Зачем Вы ездили на форум в Нижний Новгород?

2. Это была Ваши личная инициатива или Вас кто-то об этом просил? Если просили, то кто и зачем?

3. Удалось ли Вам в ходе мероприятий форума лично пересечься с Эдуардом Вайно? Что Вы с ним делали — просто здоровались, успели перекинуться парой фраз, попили кофе или что-то еще?

4. Согласны ли Вы с выражением, что визит на форум, подобный тому, что прошел в Нижнем Новгороде, — это не более чем возможность для тусовки? Если нет, то почему? И что Вам удалось там сделать помимо того, что имелась отличная возможность потусить?

5. Сегодня приходится слышать информацию о том, что Вы чуть ли не в оппозиции по отношению к Жидкову и тем, кто за ним стоит. Так ли это?

6. Как выстраиваются Ваши партнерские отношения с Жидковым? Кто в рамках этих отношений ценит друг друга больше — Вы или он? Не возникает ли на этой нише обид по типу «тот-то и тот-то меня переиграл, хотя я ему доверял и верил»?

7. Вы уже успели отчитаться перед своим компаньоном по НП «Автомобильный кластер Самарской обл.», директором ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» Жидковым, о достигнутых успехах на форуме в Нижнем Новгороде? Если пока еще не успели, то когда планируете ему доложить об этом?

8. Давал ли Жидков Вам какие-либо поручения как участнику этого форума? Были ли эти поручения основаны на перспективах решения важных для Тольятти общегородских задач?

9. Зачем Вы создали НП «Автомобильный кластер Самарской обл.»?

10. Кто именно из руководства ГК «ДСК» настаивал на том, что путем использования Вас надо хоть как-то снизить издержки производства?

11. Почему НП «Автомобильный кластер Самарской обл.» до сих пор не направило свои данные в ИСИЭЗ ФГАОУ ВПО «НИУ «ВШЭ»?

12. Сколько еще десятков миллионов Вы планируете заработать в связке с Жидковым?

13. Будете ли Вы этим делиться со Зверевым и Жуковым?

14. Сколько еще Вы планируете проработать в связке с ГАУ Самарской обл. «Центр инновационного развития и кластерных инициатив»?