Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (544) | 18 мая 2015г.
 

Открытое письмо

Губернатору Самарской области Н.И. Меркушкину Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучкову В.А., Руководителю Следственного комитета РФ Бастрыкину А.И., Руководителю следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области Самодайкину В.В., Начальнику ГУ МВД России по Самарской области Солодовникову С.А.

Мы, представители структур, профессионально занимающихся спасением людей в Самарской области, просим обратить внимание, провести всестороннюю проверку и дать оценку ситуации, сложившейся в результате действий руководства ГУ МЧС России по Самарской области.

С момента вступления в должность начальника ГУ МЧС России по Самарской области Олега Бойко общественная безопасность региона стала рассматриваться с точки зрения бизнеса. На сегодня имеются все предпосылки считать, что его действия нацелены на дискредитацию всех спасательных подразделений, осуществляющих свою профессиональную деятельность на территории Самарской области, но не подчиняющихся ГУ МЧС и финансируемых за счет средств Правительства Самарской области и муниципальных образований.

Около года мы делали все, для того чтобы решить этот вопрос внутри профессионального сообщества. Но все попытки оказались бесполезными. Бойко, игнорируя принцип взаимодействия различных спасательных организаций, осуществляет вмешательство в их хозяйственную деятельность. Сегодня умалчивать эту тему считаем преступным, поскольку последствия от подобных действий Бойко и его «команды» в вопросе общественной безопасности могут стать еще трагичнее и приобрести катастрофические масштабы для жителей Самарской области.

В преддверии отличающегося повышенной опасностью летнего периода работа структур, занимающихся спасением людей в регионе, парализована. ГКУ «Поисково-спасательная служба Самарской области» (ПСС СО, руководитель Моцарь О.П.), учредителем которой является Правительство Самарской области, фактически не имеет возможности исполнять в полном объеме свои прямые обязанности, а специалисты подобной квалификации в ГУ МЧС отсутствуют.

Так, сразу после своего назначения на должность начальника ГУ МЧС по Самарской области Олег Бойко начал активно проявлять интерес к центральной спасательной станции на воде, где базируются катера ПСС СО. Станция расположена в центре города по адресу: Волжский проспект, 2а. С лета 2014 года Олегом Бойко предпринимались попытки захвата станции, в том числе и силовые. Попытки обращения спасателей в военную прокуратуру результатов не дали. Виновные не были наказаны. После обращения в Приволжский региональный центр МЧС России военные, захватившие станцию, были с нее удалены. Далее, с целью выгнать катера ПСС СО со станции и лишить их возможности оперативного реагирования на экстренные вызовы, последовало исковое заявление в Арбитражный суд Самарской области. Иск подало ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Самарской области» (это учреждение подконтрольно ГУ МЧС России по Самарской области). Ответчиком выступил Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ФАВР). 2 февраля 2015 г. требование ФКУ «Центр ГИМС» было удовлетворено. Суд признал незаконным распоряжение ФАВР от 14 марта 2013 г. № 1-Р. Указанным распоряжением была аннулирована лицензия на водопользование ликвидированного ГУ ГИМС. Суд обязал ФАВР восстановить лицензию на водопользование в описанном месте за ГУ ГИМС. Таким образом, фактически суд восстановил право водопользования за структурой, которая на момент вынесения решения уже 5 лет как была ликвидирована. Тем не менее ГУ МЧС России по Самарской области настаивает на правоте ФКУ «Центр ГИМС». Интересы ГУ МЧС в судебном заседании представлял лично Олег Бойко. Он открыто заявил суду апелляционной инстанции, что намерен выгнать ПСС СО с Центральной спасательной станции, а также то, что подал документы в ФАВР, чтобы забрать и другие участки водопользования, которые оформлены на ПСС СО.

Мы считаем, что данное судебное решение было вынесено незаконно, необоснованно и с нарушением норм материального и процессуального права.

В 2005 г., после прекращения деятельности ГУ ГИМС, все спасательные станции, их техника и имущество были переданы в ПСС СО для осуществления полномочий по обеспечению безопасности и спасению людей на водных объектах Самарской области. Согласно договору передачи от 16 августа 2005 г. в безвозмездное пользование ПСС СО отошли: здание спасательной станции и здание компрессорной по адресу: Волжский проспект, 2а. Здесь организовано Поисково-спасательное подразделение ПСС СО — «Центральная спасательная станция». Все помещения станции использовались сотрудниками ПСС СО для спасения людей на водных объектах, а также для тушения пожаров в лесных зонах вдоль берега Волги.

Еще раз напомним, что учредителем ПСС СО выступает Правительство Самарской области в лице департамента по вопросам общественной безопасности.

Также известно, что штатное расписание ФКУ «Центр ГИМС» даже не предполагает размещения сотрудников на Центральной спасательной станции, которая сегодня входит в состав ПСС СО. Инспекторский состав ФКУ «Центр ГИМС», а также патрульные катера с 2005 года там не располагались.

Также любопытно, что согласно уставу ФКУ «Центр ГИМС» основной целью этого учреждения является «осуществление надзора за соблюдением законодательства по вопросам пользования маломерными судами и базами для их стоянок». Отдельно следует сказать, что ФКУ «Центр ГИМС» не имеет в своем штате аттестованных спасателей, допущенных к проведению поисково-спасательных работ и аварийно-спасательных работ. Основной персонал ФКУ составляли инспекторы, которые не имели необходимой квалификации для спасения людей. Но, видимо, этот момент также не смутил руководство ГУ МЧС по Самарской области в его желании отнять жизненно важную спасательную станцию.

Мы полагаем, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о наличии правопреемства между ликвидированным лицом — ГУ ГИМС по Самарской области и ФКУ «Центр ГИМС», установив истину на основе устных, не подтвержденных документально доводов заявителя и лично Олега Бойко. В период 2005-2010 гг. юридическое лицо — ГУ ГИМС — существовало лишь формально, в августе 2010 г. оно было ликвидировано. Непонятно, какими нормами Гражданского кодекса РФ руководствовались представители МЧС по Самарской области и ФКУ «Центр ГИМС», заявляя о правопреемственности. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, у ликвидированного юридического лица правопреемники отсутствуют. Однако суд почему-то отказал ПСС СО в удовлетворении ходатайства об истребовании подтверждающих документов из ФНС России, что, по нашему мнению, в итоге помешало правильному и непредвзятому рассмотрению дела. Решение первой инстанции было построено на представленном заявителем иска письме заместителя министра МЧС России Владимира Артамонова, который якобы подтверждает отсутствие у должностного лица, а именно на тот момент начальника ГУ МЧС России по Самарской области Юрия Иванова, полномочий на выделение акватории ПСС СО. Однако к этому письму не приложено ни одного нормативного акта, подтверждающего ограничение полномочий тогда начальника ГУ МЧС по Самарской области Юрия Иванова.

Не было принято во внимание, что в настоящее время часть акватории спорного водного объекта ПСС СО занимает на основании договора водопользования от 31 января 2014 г., заключенного с отделом водных ресурсов по Самарской области ФАВР и зарегистрированного в установленном порядке в государственном водном реестре. На прилегающей территории к водному объекту располагаются поисково-спасательное подразделение (ПСП) «Центральная спасательная станция», осуществляющая поиск и спасение людей в зоне ответственности (в зимнее время от пристани Шелехметь до ПСП «Поляна им. Фрунзе» и в летнее время от пристани Шелехметь до ЦСК ВВС), и поисково-спасательный отряд специального назначения, осуществляющий водолазные работы на территории всей Самарской области.

О том, как Олег Бойко на самом деле думает о спасении населения, красноречиво свидетельствует множество примеров.

Мы остановимся на моментах, которые вышли в публичную плоскость. Требует разъяснения ситуация с публичным конфликтом, возникшим между Бойко и директором областной «Службы спасения» Андреем Пожидаевым. 27 апреля 2015 г. Бойко организовал пресс-конференцию. Пожидаев прибыл в ГУ МЧС для личной встречи с Бойко по обсуждению рабочих вопросов о взаимодействии его формирования и ГУ МЧС, но был поставлен в известность о невозможности встречи, фактически случайно став участником пресс-конференции. Пожидаев был вынужден высказать представителям СМИ точку зрения многих сотрудников, работающих в структурах общественной безопасности. Слова ему не предоставили. Но он успел пояснить, что Бойко препятствует работе добровольной пожарной команды г. Новокуйбышевска и г. Самары, чем ставит под угрозу подготовку к пожароопасному сезону.

Также Андрей Пожидаев открыто заявил, что ГУ МЧС к доставке гуманитарного груза отношения не имеет. Доставка была организована Казачеством Самарской области, а обвинение Пожидаева в платной доставке груза в Луганскую и Донецкую Народные Республики — неправомерно. Пожидаев поделился сведениями, что Олег Бойко саботирует работу добровольных пожарных команд, не выдает не то что бы разрешительную, но и даже всего лишь уведомительную справку, которая является обязательной для получения субсидий.

Без справки невозможно получить финансирование на тушение пожаров. После пресс-конференции Бойко обратился в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела, но получил обоснованный отказ.

О том, как работают сотрудники МЧС под руководством Олега Бойко, можно судить из обращения на имя президента РФ по факту пожара, произошедшего 7 апреля текущего года в г. Новокуйбышевске в пос. Маяк, на ул. Чапаевской, д. 8, кв. 1-8. Из обращения следует: «Первоначально пожар в квартире № 4. Сотрудники МЧС его ликвидировали. Но затем, ссылаясь на неукомплектованность штата, сокращение спасателей и ликвидацию службы пожаротушения, дежурная группа не провела мониторинг возгорания, в квартире не осуществили повторный пролив. В аварийном доме была восстановлена подача электроэнергии, в результате чего в квартире, ставшей источником пожара, произошло новое возгорание, после чего сгорел весь восьмиквартирный дом, и все семьи, в том числе имеющие несовершеннолетних детей, и беременная женщина, остались без жилья и домашнего скарба». Авторы письма подчеркивают, что «сотрудники МЧС не выполнили своих должностных инструкции (поскольку мониторинг очага возгорания регламентирован документами МЧС), изменения штатного расписания и ликвидация службы пожаротушения (СПТ) г.о. Новокуйбышевск не должны были сказаться на работе дежурных подразделений, однако все вышеуказанные внутренние проблемы МЧС стали причиной того, что теперь дети лишены конституционного права на жилье».

В то же время Олегом Бойко для закрепления своих позиций предприняты попытки дискредитации не только спасательных служб, но и руководства департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области, вступившегося за подчиненное областное учреждение.

29 апреля 2015 г. по инициативе Олега Бойко было возбуждено уголовное дело в отношении руководителя департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Юрия Иванова (предшественника Бойко на посту руководителя ГУ МЧС). В рамках этого дела 13 мая 2015 г. дома и в офисе у начальника ПСС СО Олега Моцаря, а также ряда сотрудников департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области прошли обыски.

Кроме того, Бойко регулярно дестабилизирует работу спасательного формирования Пожидаева. К примеру, весной 2015 г. на территорию, где стоит его пожарная и спасательная техника «Службы спасения», около трех часов ночи приехали подчиненные Бойко и предприняли попытку несакционированного проникновения на территорию. Охрана своевременно приняла меры для противодействия незаконному вторжению. Возникает вполне объяснимый вопрос: с какой целью они проникли на охраняемую территорию под покровом ночи? И в таком стиле происходит вмешательство Бойко в деятельность других спасательных служб, являющихся коммерческими структурами и общественными организациями. Сходство одно: их учредителем не является ГУ МЧС.

Стоит отметить, что 27 апреля 2015 г. на пресс-конференции Бойко заявил о намерении обратиться в прокуратуру для проверки деятельности Андрея Пожидаева. При этом Бойко заявил, что уже было проведено две проверки, которые показали якобы отсутствие как добровольцев, так и техники на постах «Службы спасения» Пожидаева (полномочиями проверки Бойко в данном случае не обладал). Считаем, что данное заявление не имеет под собой оснований. Имеются документы и свидетели, которые слова Бойко опровергают. Поскольку техника располагалась на базах, а добровольцы в ночное время согласно ФЗ №100 несли дежурство на дому.

Мы полагаем, что многочисленные проверки, различные заявления являются давлением в отношении людей, занимающихся вопросами спасения жизней и здоровья людей. На одном из учений Олег Бойко прямо заявил спасателям ПСС СО: «Я уничтожу вас как класс...»

На основании вышеизложенного просим защитить спасателей от действий руководства ГУ МЧС России по Самарской области, препятствующего этим людям исполнять свой профессиональный долг. Если позволить руководителю ГУ МЧС продолжать свою работу в указанном ключе, то это приведет к невозможности для спасателей выполнять свои функции и к непоправимым последствиям для жизни и здоровья людей.

Убедительно просим рассматривать данное открытое письмо как официальное и публичное отношение к происходящему со стороны представителей структур, профессионально занимающихся спасением людей в Самарской области.

С уважением Олег Моцарь, Андрей Пожидаев.