Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (115) | 9 декабря 2005г.
 

Навигация-2005 завершена

Суда ОАО «Порт Тольятти» пока в движении

Наталья Маевская

20 ноября официально завершен навигационный сезон. Итоги 47-й навигации порта Тольятти, по оценкам специалистов, позволили предприятию остаться в числе лидеров транспортных узлов Волжско-Камского речного бассейна. Показатели эффективности деятельности порта выросли на 10% по сравнению с прошлым годом и еще будут уточняться. Движение судов вверх по Волге из порта Тольятти продолжится до 10 декабря.

Показатели плюсов и минусов

Деятельность четырех структурных подразделений ОАО «Порт Тольятти» сформировала доходную часть бюджета предприятия в этом году. Это объединенный грузовой район (ОГР), участок по эксплуатации и ремонту флота, горно-производственный участок и участок пассажирских перевозок. Рост показателей эффективности работы порта обусловлен рядом факторов.

Во-первых, увеличился объем грузоперевозок. Общий грузооборот порта составил 3200 тыс. т. Это несколько выше прошлогодних показателей. Основной объем работ приходился на минерально-строительные грузы. В этом сезоне добыто и перевезено 1200 тыс. т песка. Спрос на песок вырос благодаря активизации строительной инфраструктуры Тольятти и Жигулевска. Портфель заказов был заполнен заявками городских и областных предприятий. Значимую долю в перевозках порта заняла поставка щебня на территорию Самарской области, а также в другие регионы России. Щебневыми поставками порт завязан на четырех карьерах: ОАО «Жигулевские стройматериалы», ОАО «Жигулевский известковый завод», Сокское и Жигулевское карьероуправления.

Традиционный экспортный спрос на российские азотные удобрения в мировом рыночном пространстве обеспечил отгрузку жидких и твердых азотных удобрений через Тольяттинский порт. Главным поставщиком химической продукции выступило ЗАО «Куйбышевазот». Общая перегрузка азотных удобрений, являющихся высокотарифицированными грузами, составила 357 тыс. т.

Несмотря на то что погодные условия минувшей навигации благоприятствовали портовикам и на счету участка пассажирских перевозок порта 270 тыс. клиентов, это структурное подразделение понесло убытки. Даже областные дотации в размере 3 млн. р. не покрыли расходов на пассажирские перевозки. Порядка 2 млн. р. убытков пришлось закрывать за счет прибыли, полученной от производственной деятельности. Балансовые показатели в целом остались положительными.

Конкурентоспособность порта Тольятти на сегодняшний день достаточно высока. По грузообороту, техническому оснащению и практическому состоянию он находится в числе лидеров среди портов Волги.

Такому положению дел способствует грамотные управленческие решения главного акционера предприятия – компании «Куйбышевазот» в тандеме с коллективом порта.

Запас прочности

Основные средства порта Тольятти поддерживается в рабочем состоянии, но изношены на 80%. В связи с этим второй статьей затрат после заработной платы является ремонт портового оборудования. Бюджетные расходы порта на эти нужды составляют порядка 25 млн. р. ежегодно. По мнению специалистов, этих денег недостаточно для приобретения новых судов, барж и другого оборудования. Однако эти средства помогают держаться портовой технике на плаву в прямом и переносном смысле. За последние четыре года из семи барж, имеющихся на балансе порта, у каждой отремонтирована, а затем и заменена подводная часть. В то время как

Идет загрузка теплохода «Волго-Дон – 167» удобрением – карбамидом произво
Идет загрузка теплохода «Волго-Дон – 167» удобрением – карбамидом произво

новая баржа стоит 20 млн. р., замена подводной части баржи обходится порту в 5 млн. Капитальный ремонт барж проводится в текущем режиме на Тольяттинском и Криушенском судоремонтных заводах. Такая схема поддержания жизнеспособности плавучего портового оборудования позволяет отодвинуть необходимость единовременной модернизации еще на десять лет. Таким образом, продляется срок службы барж. Увеличивается запас прочности предприятия при условии активного развития новых доходных направлений деятельности.

Поддержка управляющей компании

Главным акционером порта, владеющим контрольным пакетом акций, является ЗАО «Куйбышевазот». Предприятие заинтересовано в дальнейшем развитии порта, о чем свидетельствует помощь в приобретении основных средств. На взаимовыгодной основе только в этом году по лизингу приобретены экскаватор, трактор-бульдозер, контейнерный погрузчик для перегрузки сорокафутовых контейнеров. Во всем мире сорокафутовые контейнеры признаны перспективным направлением грузоперевозок. Дорогостоящий погрузчик, уже имеющийся у Тольяттинского порта, подтверждает начало реализации этой программы.

Другой аспект заинтересованности Куйбышевазота в работе порта – продвижение производимой продукции. Сбытовая политика завода направлена на отгрузку азотных удобрений, прежде всего водным транспортом. Таким образом, существенно снижается себестоимость продукции и повышается ее конкурентоспособность на мировом рынке. Одновременно Куйбышевазот обеспечивает дочернее предприятие объемом работ.

Перспективы развития

Вся деятельность порта осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта и подтверждается лицензиями. Порт Тольятти – один из немногих судовладельцев в регионе, имеющий лицензию на прием отходов и отработанных нефтепродуктов с проходящих пассажирских и грузовых судов. На балансе порта есть специальное судно – сборщик этих отходов. Однако сейчас требования к выполнению данного вида деятельности повысились. Помимо технической оснащенности порт должен иметь аттестованную бригаду по ликвидации загрязнений окружающей среды в прилежащей акватории. Само по себе структурное подразделение в порту давно сформировано. Осталось лишь официально оформить соответствующие документы и аттестовать персонал.

В условиях рыночных отношений порт Тольятти работает с клиентами исключительно на предоплате. Портовики застраховали себя от неплатежей, четко следуя производственно-финансовому плану. Кстати, на производственно-экономическом совете новый план работы порта на 2006 г. уже защищен. Он не только сформирован, но и подкреплен договорами. 6 декабря состоится заседание совета директоров порта, на котором он будет окончательно утвержден. Подтверждение объема грузооборота предполагает и его 15-процентное увеличение от наработанного в 2005 г. Прогнозируется повышение заработной платы сотрудникам. В эту навигацию средняя заработная плата на предприятии

составила 8,5 тыс. р.

В планах порта поддержание традиционных услуг. Это погрузочно-разгрузочные работы. Глубина причалов порта позволяет принимать суда смешанного плавания класса «река-море». Инвестиционная привлекательность обеспечивается единой площадкой, концентрирующей все виды транспорта. При содействии администрации Самарской области порт Тольятти включен в российскую программу Министерства транспорта по развитию мультимодальных контейнерных перевозок. Уже определена территория строительства современного терминала. Два ныне существующих причала будут реконструированы. В данный момент программа находится на стадии согласования документации. Ясность будет внесена к 2007 г., поскольку развитие контейнерного терминала без инвесторов, в том числе и иностранных, невозможно. Но уже сегодня портовики готовятся к следующей навигации, разрабатывают и согласовывают документацию по открытию контейнерной площадки для приема сорокафутовых контейнеров. А водители мощного автопогрузчика «Кальмар» нарабатывают практические навыки работы с контейнерами.

Комментарии

Игорь ОРЕХОВ, исполнительный директор – начальник порта:

– Эта навигация была непростой для Тольяттинского порта. В середине сезона нам пришлось на ходу менять тематику работы и искать заказчиков. Плановость была нарушена в связи с уходом от сотрудничества одного их крупных самарских потребителей речного песка. При этом потери компенсировались оперативной работой маркетинговой службы порта. Новые заказчики были найдены в Жигулевске. Рост цен на дизельное топливо серьезно ударил по транзитным перевозкам. Их пришлось сократить. Однако в целом коллектив порта справился со всеми текущими трудностями. Мы смогли сохранить прибыль в рамках плановых показателей.

Иван ДЕМИДОВ, начальник транспортного управления ЗАО «Куйбышевазот»:

– Водный транспорт очень важен для нашего предприятия. Мы стремимся использовать период навигации с максимальной выгодой и уйти от проблем, связанных с транспортировкой грузов по железной дороге. В навигационный сезон появляется возможность дополнительно отремонтировать высвобожденный подвижной состав и даже сдать в аренду. А использование автомобильного транспорта по доставке продукции от завода в порт позволяет ритмично загружать суда.

На мой взгляд, навигация прошла без резких всплесков. К сожалению, мы не выполнили план, который намечали. На это повлияли выход из строя портового крана в середине навигации и несогласованность действий с некоторыми заказчиками. С другой стороны, мы впервые в этом году опробовали перевозку карбамида в собственных контейнерах. Получилось.

Перспективным направлением в работе порта является строительство мультимодального терминала. По его освоению есть проблемы с документацией. Надо получить официальное разрешение РЖД о перевозке грузов в контейнерах. Однако есть надежда, что с большегрузными контейнерами порт Тольятти заработает в новом сезоне. Это позволит Куйбышевазоту выйти на новое качество отгрузок. Может быть, появится другая схема реализации продукции. Мы заинтересованы в нормальной работе порта и в его развитии как поставщики и как акционеры. Поэтому приобретаем технику, проводим ремонт. В настоящее время идут работы по капитальному ремонту железнодорожных путей. В общем, мы готовим задел на будущее.