Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (115) | 9 декабря 2005г.
 

Октябрьская революция не состоялась

Руководство АТП-1 сохранило контроль над ситуацией

Наталья Мишанина

30 ноября в районном суде Автозаводского района состоялись предварительные слушания по искам водителей МУП ТПАТП-1, уволенных после того, как 7-8 октября они отказались выйти на работу. Их интересы в суде представляет лидер профсоюза «Единство» Петр ЗОЛОТАРЕВ. Представитель ответчика – юрист МУП АТП-1 Олег ЛАЗАРЕВ заявил, что руководство предприятия считает свои действия в сложившейся ситуации верными. Наблюдатели полагают, что и водители, и администрация АТП-1 стали заложниками передела рынка пассажирских перевозок.

Напомним, что 7-8 октября водители МУП ТПАТП-1, которое осуществляет доставку работников на ОАО «АВТОВАЗ», отказались выйти на работу. Они объявили это забастовкой, хотя заранее о забастовке никто не сообщал и на тот момент требования работников сформулированы не были. Тем временем работников на автозавод доставляли троллейбусы и альтернативные перевозчики. 9 октября, ничего не добившись, водители АТП-1 приступили к работе в прежнем режиме.

После этого на АТП-1 было проведено служебное расследование. По мнению администрации, которое озвучил юрисконсульт АТП-1 Олег Лазарев, акция водителей не является забастовкой. Дело в том, что на тот момент на предприятии отсутствовал трудовой спор и не был определен орган, который представлял бы интересы работников и возглавил забастовку. Поэтому действия водителей были расценены как прогулы. В итоге за это дисциплинарное нарушение 542 водителям был объявлен выговор. 26 человек были уволены по 81-й статье Трудового кодекса РФ. Кандидатуры были согласованы с профкомом АТП-1, возглавляемым Виталием Субботиным.

На эти события откликнулся профсоюз «Единство». На своем заседании 17 октября профком «Единства» принял обращение к водителям и кондукторам – участникам акции. Обращение выражало озабоченность тем, что действия воителей АТП-1 носили стихийный, а не

организованный характер. В то же время «Единство» поддержало их требования и заявило, что готово оказать юридическую и организационную помощь в защите прав и интересов работников АТП. 24 уволенных водителя воспользовались этим предложением. Они подали исковые заявления в Автозаводский районный суд о восстановлении их на работе и доверили представлять свои интересы в суде лидеру «Единства» Петру Золотареву.

В зале суда водители говорили, что многие из них ничего не знали об объявлении забастовки. Но присоединились к ней, узнав, что главное требование – повышение зарплаты, так как этот вопрос волнует многих на фоне значительного роста в этом году квартплаты и цен на другие товары и услуги. Водители говорят, что во время забастовки их требования были записаны, но по каким-то причинам лидер профсоюза АТП-1 Виталий Субботин не смог донести их до администрации. Зачинщики той акции не были найдены. Поэтому водители считают свое увольнение незаконным.

Примечательно, что обе стороны считают, что акция была спровоцирована. Их мнения расходятся лишь по поводу целей самой провокации. Начавшиеся судебные разбирательства, г.е продолжается конфликт сторон, косвенно подтверждают это предположение. По мнению наблюдателей, водители и администрация АТП-1 стали заложниками передела рынка пассажирских перевозок. Понятно, что заставить руководство АВТОВАЗа пересмотреть давние партнерские отношения с АТП-1 можно было, лишь скомпрометировав последнего. Невыход на линии даже 20-30% автобусов привел бы к массовому опозданию работников на завод. Что сказалось бы на работе

конвейера, а при затяжном конфликте – на ситуации во всем городе. В период заключения договоров на следующий г.д АТП-1 предстало в невыгодном свете. После этого руководство автозавода стало рассматривать другие варианты организации доставки работников на предприятие.

Администрации АТП-1 удалось сохранить в тот момент контроль над ситуацией и разрешить инцидент с заказчиком услуги. Однако начавшаяся судебная тяжба может нелучшим образом сказаться на имидже предприятия. Именно поэтому руководство АТП-1 заняло принципиальную позицию по вопросу уволенных водителей и, по словам Олега Лазарева, не намерено ее менять. Модераторы «революционной ситуации» остаются в тени.

«Хронограф» будет следить за развитием событий.

Комментарии

Николай МАКАРОВ, директор МУП АТП-1:

-Да, мы пошли на жесткие меры. Но в тот момент мы добились главного – сохранили контроль над ситуацией. Мы долго отговаривали водителей от отказа от работы. Потому что это могло привести к срыву договора с автозаводом. А это, в свою очередь, было чревато не только большими штрафами, но и, в конечном итоге, расторжением договора с АВТОВАЗом. Сейчас этот договор – наша основная работа. Желающих получить гарантированный заказ много, конкуренция на рынке жесткая. Если мы потеряем заводской заказ, это ударит по всему коллективу. Тогда вопрос о каком-либо повышении зарплаты станет бессмысленным.

Еще раз повторю: мы были вынуждены пойти на жесткие меры. Но после всех прошедших событий видим, что в коллективе появилось понимание того, что если предприятие не сможет качественно выполнять заказы, работы лишатся все, в том числе и водители.