Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (543) | 27 апреля 2015г.
 

Выбор за Ларионовым

Создателю ГК «Уран» Владимиру Купцову остается надеяться на лояльность минлесхоза

Андрей Неретин

5 мая министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской обл. начнет обосновывать в арбитражном суде отказы в утверждении проектов освоения лесных участков в Красноглинском р-не Самары, переданных в декабре 2004 г. в аренду ООО «СК «СтройТехИнвест» (СТИ). СТИ контролируют члены семьи экс-бенефициара ГК «Уран» и действующего депутата Самарской губернской думы Владимира КУПЦОВА, чей бизнес сегодня переживает не лучшие времена. Вероятно, заморозка строек побуждает Купцова попытаться извлечь максимальную выгоду с земельных угодий, расположенных в зеленой зоне Самары. В этом вопросе Купцов вправе особенно рассчитывать на понимание со стороны министра Александра ЛАРИОНОВА (на фото).

Выпилили надел

1 апреля СТИ подало в Арбитражный суд Самарской обл. три исковых заявления к минлесхозу, потребовав признать недействительными три приказа минлесхоза от 29 декабря 2014 г. за № 586, 587, 588. Этими приказами утверждались заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов по договорам аренды трех лесных участков от 23 декабря 2004 г. № 233, 234 и 235, заключенным с СТИ.

Похоже, что заключения госэкспертизы на представленные компанией проекты освоения лесов были отрицательными. Ведь в исковых заявлениях СТИ требует от минлесхоза рассмотреть представленные ранее проекты освоения лесов по использованию трех лесных участков для осуществления рекреационной деятельности. Причем проекты разрабатывались на основании договоров аренды участков от декабря 2004 г.

По договору аренды № 233 СТИ получило в пользование лесной участок площадью 19,65 га. Участок расположен в Красноглинском р-не Самары в пределах квартала № 8 Самарского лесничества. Его кадастровая стоимость — 647,21 млн р. Предназначение — для объектов общественного-делового значения, а по документам — для культурно-оздоровительных целей. Т.е. рекреацией здесь и не пахнет. Арендная плата была установлена на уровне всего 300 тыс. р. в год.

По договору аренды № 234 СТИ получило в пользование лесной участок площадью 5,1 га. Участок расположен в Красноглинском р-не Самары в пределах квартала № 26 Самарского лесничества. Его кадастровая стоимость — 168,2 млн р. Предназначение такое же, как и у первого участка. Арендная плата была установлена на отметке 80 тыс. р. в год.

Третий лесной участок площадью 25,2 га и вновь для рекреационной деятельности СТИ получило по договору аренды № 235. Участок опять попадает в Красноглинский р-н и лежит в границах квартала № 17 Самарского лесничества. Его кадастровая стоимость — 829,7 млн р. Назначение мало отличается от первых двух. Арендная плата была установлена в размере 390 тыс. р. в год.

Таким образом, во времена губернатора Самарской обл. Константина Титова в пользование СТИ в Красноглинском р-не Самары фактически за бесценок отошли реликтовые лесные массивы общей площадью почти 50 га. И за эти 50 га СТИ платило всего-то по 770 тыс. р. в год.

С платежами не спешили

Все участки были предоставлены в аренду сроком на 25 лет для использования в культурно-оздоровительных целях. Из открытых источников известно, что 24 июля 2008 г. глава г.о. Самара Виктор Тархов подписал постановление № 547 «О предоставлении ООО СК «СтройТехИнвест» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного около моста через р. Сок в кварталах № 8 (договор аренды № 233), № 26 (договор аренды № 234), № 17 (договор аренды № 235) Самарского лесничества в Красноглинском р-не г. Самары, для строительства баз отдыха». Весьма щедрый жест со стороны экс-мэра. Кто же убедил Тархова разрешить СТИ строить «базы отдыха» в лесных угодьях?

Согласно ЕГРЮЛ, одним из соучредителей СТИ числится Максим Купцов — сын создателя ГК «Уран» Владимира Купцова. Во времена Титова и Тархова Купцов-старший начал набирать вес благодаря своим строительным проектам. Т.е. аренда лесных угодий могла представляться Купцову на тот момент чем-то вроде хобби, которое грозило перерасти в увлечение, только если потерпят неудачу основные занятия.

В пользу версии, что Купцов не слишком присматривал за своим хобби, откладывая его на потом, говорит то, что задолженность перед минлесхозом по аренде участков начала накапливаться у СТИ с 2008 г. В то время предприятия ГК «Уран» пребывали в расцвете сил, получая миллиардные бюджетные подряды у структур правительства Самарской обл. при губернаторе Владимире Артякове. Ничто не предвещало краха. А потому рассчитаться за долги по аренде лесфонда можно было в любой момент, даже не заметив каких-то там нескольких миллионов. И то, если бы в мин лесхозе об этом вспомнили.

Но вспомнили в минлесхозе уже тогда, когда предприятия ГК «Уран» были признаны банкротами, а в их отношении открыли конкурсное производство.

13 августа 2014 г. министерство подало три иска к СТИ. По договору № 233 набежал долг и начисленная пеня в размере 2,52 млн р., по договору № 234 — 530 тыс. р., а по договору № 235 — свыше 3 млн р. Однако в связи с тем, что сроки исковой давности по большей части неоплаченных периодов оказались упущенными, Арбитражный суд Самарской обл. взыскал с СТИ далеко не все. По договору № 233 — около 967 тыс. р., по договору № 234 почти 247 тыс. р., а по договору № 235 — 1,22 млн р. Итого вместо 6 млн р. задолженности минлесхоз отсудил у Купцова около 2,43 млн р.

Ловят на расторжении

Однако более важным представляется то, что в своих исковых заявлениях минлесхоз обозначил требования о расторжении всех трех договоров аренды.

Тем самым было послано своеобразное предостережение Купцову, что если не заплатит, то лишится земель. Сегодня лишаться чего-либо Купцову не с руки — он не пользуется расположением властей, да и уцелевшие активы ГК «Уран» выставлены на торги в рамках конкурсного производства. Поэтому цепляться за участки в Красноглинском р-не СТИ, скорее всего, будет до последнего.

Не исключено, что в первую очередь СТИ поспешило хотя бы частично рассчитаться с минлесхозом, чтобы министерство не давило на расторжение. А далее Купцов мог бы озаботиться тем, что на арендованных участках следовало неустанно делать с 2004 г., — рекреационной деятельностью. Вернее, созданием ее видимости. Еще в июне 2014 г. прокуратура сообщала о том, что СТИ было оштрафовано на 10 тыс. р. за эксплуатацию лесного участка площадью 5,1 га без проекта освоения лесов. Далее подготовленные наспех проекты завернула госэкспертиза. На что теперь остается надеяться арендатору?

Не исключено, что Владимир Купцов надеется решить вопрос с участками за счет лояльного отношения к нему кого-то из сохранившихся с 2004 г. министерских сотрудников. В этой ситуации многое должно зависеть от позиции министра Александра Ларионова. Ведь после критических замечаний, которые Ларионов не так давно услышал в свой адрес за недостаточные меры по борьбе с незаконной добычей песка и глины, схожая критика в отношении неэффективного распоряжения министерством участками, переданными в аренду СТИ, грозит стать роковой. Так, избрав жесткую линию поведения в отношении Купцова и его несостоявшихся рекреаций вплоть до возврата земель обратно в министерство, Ларионов может даже реабилитироваться за недоработки по «песочным» делам. Однако если министр поведет себя иным образом, то, скорее всего, его отставка станет вопросом очень быстрого времени.

Между тем помощь может прийти Купцову оттуда, откуда ее могут ждать менее всего. Купцов сохранил связи с бывшим министром строительства и ЖКХ Самарской обл. Павлом Донским. Донской в правительстве Самарской обл. был членом команды Артякова. Сегодня Донской на передовых позициях в госкорпорации «Ростех». Видимо, не без его участия может быть реализовано назначение Купцова на пост руководителя представительства Ростеха в Самарской обл. Здесь стоит напомнить, что именно при Артякове Ларионов получил возможность сделать политическую карьеру — ему было позволено избраться в 2011 г. в Самарскую губернскую думу, стать коллегой Купцова. Кто знает, что предпочтет Ларионов: сохранить отношения с Ростехом или все же интересы региона для него превыше всего?