Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (542) | 20 апреля 2015г.
 

Обделяют «дочку»

Новокуйбышевский НПЗ закупает импортные масла известных брендов

Егор Кошеров

В течение апреля должен определиться победитель открытого запроса предложений по закупке импортных масел в 2015 г. для нужд ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» (НК НПЗ). В перечне затребованного товара -продукция под известными иностранными брендами Shell, Castrol, Mobil, ВР на общую сумму 8,8 млн р. При этом НК НПЗ имеет собственное дочернее предприятие, выпускающее отечественные аналоги масел под товарной маркой «Роснефть», — ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок» (НЗМП). Ориентация на масла из-за рубежа, не исключено, связана с игнорированием НК НПЗ и его директором Виталием ЗУБЕРОМ (на фото) политики импортозамещения, курс на которую провозглашен высшим руководством России.

Сразу стоит подчеркнуть, что в закупочной документации речь идет именно об импортных маслах. Как следует из раскрытой информации, возглавляемый Виталием Зубером НК НПЗ планирует в больших объемах закупить широкий спектр минеральных и синтетических масел и смазочных средств. Так, предприятие намерено приобрести моторные масла, сделанные на основе минерального («Shell Rimula R5 Е 10W-40», «Shell Rimula R3 Multi 10W-30», «Shell Mysella LA 40, «Shell Morlina S2 BL 10») и синтетического («Mobil Gargoyle Arctic SHC 226E», «BP Visco 5000 5W-40») сырья. Также техническое предложение включает в себя трансмиссионные масла, опять же минеральные («Shell Spirax AX 80W-90») и синтетические («Castrol Alphasyn T 100»). Помимо этого в списке фигурируют минеральные гидравлические («Shell Tellus T 46», «Castrol Hyspin AWS 10», «Shell Tellus S2 M 46», «Shell Tellus S2 V 15», «Shell Tellus S3 M 68», «Масло Shell Tellus S2 M 46»), компрессорные («Shell Corena S2 P 100», «Shell Corena P 150»), турбинные («Shell Turbo Oil T 46»), редукторные («Shell Omala S2 G 150»), a также синтетические редукторные («Shell Omala S4 WE 320», «Shell Omala S4 WE 460») масла. Общий объем всех закупаемых типов масел составляет 35,5 т.

Любопытно, что схожую продукцию, представляющую отечественную альтернативу иностранным маслам, которые выпускаются ведущими мировыми производителями под брендами Shell, Castrol, Mobil и пр., производит НЗМП. Данное предприятие было создано 1 июля 1998 г. на базе профильных мощностей НК НПЗ.

В настоящее время НК НПЗ принадлежит 99% долей в уставном капитале НЗМП, генеральным директором которого является Владимир Фомин. По каким причинам на НК НПЗ оказались востребованными дорогостоящие импортные масла, а не «родные», выпускаемые буквально под рукой, пока не известно. Вероятно, выпускаемая НЗМП продукция не в полной мере удовлетворяет руководство НК НПЗ. Косвенное подтверждение этой версии можно найти на официальном сайте ОАО «НК «Роснефть», где сообщается, что в настоящее время на НЗМП еще не завершилась реализация «главного проекта программы развития завода — строительства комплекса гидропроцессов». Похоже, только после этого НЗМП будет способно приступить к выпуску масел различного назначения: авиационных, турбинных, компрессорных. Часть указанных типов масел как раз и фигурирует в закупочной документации на импортную продукцию.

Впрочем, возникает вопрос по поводу целесообразности закупки НК НПЗ моторных и трансмиссионных импортных масел, поскольку аналогичная группа товаров производится на НЗМП. В частности, можно отметить минеральные моторные масла «Роснефть М-8В», «Роснефть М-10Г2К», «Роснефть М-10ДМ», «Роснефть-Optimum», «Роснефть Optimum Diesel» и синтетические моторные масла, которые представлены маркой «Роснефть Premium». Также НЗМП является производителем трансмиссионных масел, минеральных («Роснефть Kinetic», «Роснефть ТСП-15К») и синтетических («Роснефть Premium»). Официальный дилер ОАО «НК «Роснефть» в Поволжском регионе «ТД «РосКом», реализующий индустриальные и автомобильные масла, в своих рекламных материалах сообщает, что ряд указанных масел «удовлетворяет самым современным требованиям, предъявляемым новейшими технологиями автомобилестроения».

Но если моторные и трансмиссионные масла под маркой «Роснефти» действительно соответствуют самым современным стандартам качества, то почему НК НПЗ предпочитает закупать импортные Shell, Castrol и Mobil? По закупочной документации одного только моторного минерального масла «Shell Rimula R3 Multi 10W-30» приобретается в объеме 8 т. Трудно представить, что его не может заменить аналогичная продукция НЗМП. Скорее всего, предпочтение иностранным производителям было отдано в связи с тем, что руководство НК НПЗ расценивает импортный товар как более качественный. Иначе сложно объяснить, почему вдруг НК НПЗ отказывается от использования на своей технике более дешевой и не уступающей иностранным маслам продукции НЗМП. К тому же под сомнение ставится следование НК НПЗ принципам корпоративной политики. Вместо того чтобы использовать масла, произведенные «дочкой», и своим примером подтверждать качество выпускаемого «дочкой» на рынок товара, НК НПЗ может остерегаться применения этого товара для своих хозяйственных нужд. Тем самым порождая недоверие потребителей к маркетинговым тезисам о том, что продукция НЗМП «удовлетворяет самым современным требованиям».

Не менее важно, что в России сегодня провозглашен курс на импортозамещение как средство развития национальной экономики. Вводятся все новые ограничения на импорт в целях поддержки собственных производителей. Для замены ввозимых из-за рубежа товаров на отечественные аналоги существуют широкие возможности. Тем страннее выглядит, что НК НПЗ, которое должно быть заинтересовано в увеличении товарооборота и повышении доходности своего дочернего предприятия НЗМП, планирует осуществить закупку масел иностранного производства, которые на внутреннем рынке конкурируют с продукцией НЗМП.