Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (540) | 6 апреля 2015г.
 

Как мужик генералов кормит

В истории с арестом Реймера и Мартынова усматривается интерес Ростехнологий

Егор Кошеров

31 марта руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Владимир МАРКИН сообщил об аресте бывшего директора ФСИН России, бывшего начальника Главного управления МВД России по Самарской обл. Александра РЕЙМЕРА, а также генерального директора жигулевского ООО НПФ «Мета» Николая МАРТЫНОВА (на фото). По версии следствия, они в составе группы лиц якобы похитили 2,7 млрд р., выделенных ФСИН для закупки т.н. «электронных браслетов». В то же время следует понимать, что добиться ареста генерала в нынешней России могут только очень влиятельные фигуры. Генеральный директор ГК «Ростехнологии» Сергей ЧЕМЕЗОВ прекрасно подходит под такое определение. Если версия верна, то Ростехнологиям вряд ли что-то помешает продолжить производство «электронных браслетов» на расположенных неподалеку от НПФ «Мета» площадях ОАО «Жигулевский радиозавод» (ЖРЗ).

Казенным языком

31 марта на официальном сайте Следственного комитета (СК) РФ было размещено очередное сообщение относительно «дела Реймера-Мартынова». «Следственными органами Главного следственного управления СК РФ по г. Москве бывшему директору ФСИН России Александру Реймеру, бывшему его заместителю Николаю Криволапову, директору ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС) ФСИН России Виктору Определенову, генеральному директору коммерческой организации Николаю Мартынову предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.159 УК РФ (мошенничество).

По версии следствия, в 2010-2012 гг. обвиняемые мошенническим путем похитили более 2,7 млрд р., которые были выделены Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) из бюджета для обеспечения ведомства системами электронного контроля подконтрольных лиц, или, проще говоря, «электронными браслетами». Однако закупка этих систем была проведена по ценам, завышенным в несколько раз. Так, стационарное контрольное устройство стоимостью 19 тыс. р. закупалось за 108 тыс., а мобильное вместо тех же 19 — по цене 128 тыс. ... Фигурантов этого дела — Реймера, Определенова и Мартынова — суд по ходатайству следствия арестовал на два месяца. Помимо этого, Следственный комитет устанавливает и других возможных соучастников преступления, которые могли входить в эту организованную преступную группу», — говорилось в сообщении, авторство которого приписывалось руководителю управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимиру Маркину.

Медведев Vs Чемезов

Пока не ставя под сомнение достоверность выводов следствия относительно того, сколько стоили «электронные браслеты» на самом деле и по какой цене их продавали государственной структуре, во всей этой истории следует обратить внимание на ряд деталей, о которых в СК либо не знают, либо умалчивают. Например, не было сделано акцента на том, кто такой Николай Мартынов и какая коммерческая организация занималась производством «электронных браслетов». Хотя простейший запрос в сети Интернет легко позволит установить, что Мартынов является генеральным директором расположенного в г. Жигулевске ООО «НПФ «Мета». Именно эта компания участвовала в производстве «электронных браслетов».

Более того, нетрудно догадаться, что отнюдь не генерал Реймер или тем более его бывшие подчиненные участвовали в разработках такого высокотехнологичного продукта, как «электронный браслет» российского производства. Однако в СК почему-то упор делают именно на факте задержания генерала. Как будто передают определенные сигналы тем, кто их должен понять. Мартынов в данном случае почему-то идет, по крайней мере в информационном смысле, фоном.

При этом в современной российской действительности довольно трудно представить и вспомнить другие случаи ареста генерала. А значит, арест Александра Реймера можно считать чем-то из ряда вон выходящим. Ряд комментаторов уже успели дать этому своеобразную оценку. Так, главный специалист телеканала «Дождь» Станислав Белковский в эфире этого телеканала заявил: «Реймер был креатурой Александра Коновалова, министра юстиции, а Александр Коновалов, в свою очередь, креатура Дмитрия Медведева, как мы знаем. Это расправа над человеком, который, так или иначе, относился к кругу влияния Дмитрия Медведева».

Доверимся логике Станислава Белковского — человека, которого принято считать докой в околокремлевских делах. Следуя этой логике, непременно нужно вспомнить один из самых смелых и запоминающихся поступков, которые Дмитрий Медведев успел совершить за то время, пока был президентом России. Главное, чем, пожалуй, запомнился Медведев в это время, это критикой генерального директора ГК «Ростехнологии» Сергея Чемезова. Так, 10 мая 2011 г. в ходе совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса Дмитрий Медведев подверг критике неисполнение оборонного заказа. Все предприятия, занятые этой работой, находятся под контролем ГК «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Более того, многим памятен диалог Медведева и Чемезова на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшемся 25 декабря 2009 г. «Сергей Викторович, часть продуктов, которые вы здесь презентовали, в мире известны, поэтому их к инновациям относить нельзя», — заявил Медведев в адрес Чемезова. На что тот ответил: «Я на вашу реплику хотел бы дать пояснение». «Моя не реплика уже, а приговор. Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается», — урезонил гендиректора Ростехнологий Дмитрий Медведев, на тот момент еще президент РФ.

Но мог ли Сергей Чемезов если не согласовывать (официально у него нет на это никаких полномочий, ведь он всего лишь генеральный директор ГК «Ростехнологий», а не руководитель СК), то одобрить арест Александра Реймера только потому, что когда-то Дмитрий Медведев публично осек его? Может быть, и да. Но вряд ли только злопамятностью Чемезова следует объяснять произошедшее. Ведь для ареста генерала, тем более бывшего руководителя столь влиятельной структуры, как ФСИН, должна быть очень веская причина. Колоссальная прибыль — одна из таковых.

Сила генеральских погон

А теперь вернемся к роли Николая Мартынова, который, скорее всего, был главным разработчиком всей схемы создания и производства «электронных браслетов» на территории России с точки зрения технической стороны вопроса. Генералу Реймеру в данной концепции, видимо, отводилась роль не более чем, как принято говорить в народе, «крыши». А значит, вся операция СК по аресту и громкому его информационному сопровождению при отводе на второй план Мартынова может быть не чем иным, как «сменой крыши». Не стоит исключать, что Николай Мартынов понимает истинный смысл происходящего, но исполняет роль «жертвы режима». Ведь трудно представить, что он по своей воле мог бы отказаться от «услуг» Реймера и людей его круга из ФСИН. Последствия могли оказаться для него печальнее, чем арест и перемещение в камеру. Но в чьих интересах Мартынов мог бы играть такую роль?

В Жигулевске, неподалеку от производственных мощностей НПФ «Мета», расположена промплощадка ОАО «Жигулевский радиозавод» (ЖРЗ). Предприятие занимается производством радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления. Какое-то время назад у ЖРЗ даже было 10% в ООО «НПФ «Мета». Вряд ли сборка «электронных браслетов» окажется для ЖРЗ нерешаемой задачей.

ЖРЗ на 100% принадлежит АО «Концерн радиоэлектронные технологии», который, в свою очередь, на 100% находится в собственности у ГК «Ростехнологий». Но в последнее время дела у ЖРЗ идут не очень. Однако перемещение оборудования, нужного для производства «электронных браслетов», с территории «Меты» на площадку ЖРЗ — дело, наверное, двух-трех дней. В интересах Николая Мартынова активно помогать этому процессу. В этом случае у него даже могут открыться перспективы плотно встроиться в обойму «людей Чемезова». Если такое произойдет, то почему-то представляется, что цена на «электронные браслеты» может кратно вырасти от той, по которой их продавала «Мета» ранее. При этом следует спрогнозировать, что в этом случае рассуждений о мошенниках со стороны СК не будет.

С другой стороны, Николай Мартынов, может быть, вовсе и не интересен Ростехнологиям. Тем более что, как отмечали жители Жигулевска, на территории «Меты» якобы проходили обыски с выемками, а значит, необходимое оборудование и чертежи уже могут находиться у тех, кого можно назвать главными интересантами «посадки Реймера». Если события будут развиваться именно по подобному сценарию, то таким, как Николай Мартынов, наверное, нужно будет пересмотреть свою непоколебимую веру в людей с «большими погонами», якобы способными решать любые проблемы. По крайней мере, на сегодня с «посадкой» Реймера эта теория уже дала трещину.