Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (539) | 30 марта 2015г.
 

Отрывать головы

Есть кому и в Сызрани

Георгий Кизельгур

На прошлой неделе в адрес заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия РОГОЗИНА (на фото) была направлена информация о том, как в сызранском ОАО «Тяжмаш» могли использоваться средства, выделенные государством на строительство космодрома «Восточный». В частности — на поддержку контролируемой Государственным департаментом США блогосферы. Возможно, именно здесь, а не в Амурской обл., и стоит поискать виновников проблем на «Восточном».

Процесс пошел

Дмитрий Рогозин неоднократно заявлял о стратегической важности строительства космодрома «Восточный», о персональной и финансовой ответственности занятых в реализации проекта лиц. В марте 2015 г. он вновь побывал на объекте с инспекционной поездкой. Накануне ее Дмитрий Рогозин еще раз продемонстрировал свою решительность. Вице-премьер, по информации interfax, га и других ресурсов, заявил тогда следующее: «Саботажа я не позволю, просто голову оторву. Те, кто попытается украсть народные деньги космодрома, будут сидеть. Космодром мы построим».

16 марта на сайте government.ru было отмечено: «Как заявил вице-премьер по итогам своей инспекционной поездки, сейчас на стройке наступил самый критический момент, когда от Спецстроя России зависит, будет ли восстановлен график строительства и состоится ли первый пуск в декабре текущего года. По словам Дмитрия Рогозина, если сроки строительства нового космодрома будут сорваны, представителям Спецстроя России грозит «персональная и финансовая ответственность».

Так или иначе, вскоре после инспекции Дмитрия Рогозина, по информации источников, начальник ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» Дмитрий Савин написал заявление об увольнении по собственному желанию. В данный момент на сайте Дальспецстроя в качестве временно исполняющего обязанности начальника предприятия указан Юрий Волкодав.

Следует напомнить, что осенью 2014 г. в рамках уголовного дела о хищении денежных средств, выделенных из федерального бюджета на строительство объектов космодрома «Восточный», судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Юрия Хризмана — предшественника Дмитрия Савина на посту начальника Дальспецстроя. Хризману было предъявлено обвинение в растрате, совершенной организованной группой, в особо крупном размере (ч.4 ст. 160 УК РФ). Дальспецстрой находится в ведомственном подчинении Спецстроя России.

Официальный сайт Следственного комитета РФ тогда сообщил: «По версии следствия, в результате незаконных действий... Юрия Хризмана в период 2012-2013 гг. бюджету Российской Федерации был причинен ущерб в сумме не менее 1,8 млрд р... Оперативное сопровождение по уголовному делу осуществляется сотрудниками ФСБ России».

Поищут в Сызрани

Но, скорее всего, виновников срыва графика строительства космодрома можно поискать и в других местах. В частности, на Тяжмаше — в Сызрани. ООО «Тяжмаш» (генеральный директор — Андрей Трифонов) является одним из крупнейших поставщиков металлоконструкций для космодрома «Восточный». Причем Тяжмаш уже подвергался штрафным санкциям за нарушение срока исполнения контракта по линии Министерства обороны РФ (см. «Хронограф» №15 (459) от 29.04.13).

Ранее сообщалось и о соответствующих подозрениях по срокам выполнения Тяжмашем работ по космодрому «Восточный» (см. «Хронограф» №2 (530) от 26.01.15). Оценки такому положению можно давать вплоть до сравнения с предательством национальных интересов России.

Сама задержка исполнения заказа могла возникнуть по причине того, что государственные средства, отпущенные Тяжмашу на закупку металла, могли быть прокручены менеджментом предприятия под получение прибыли. Причем с большой долей вероятности — валютной. Позже, когда произошел резкий скачок цен, в т.ч. и на металл, Тяжмашу, возможно, пришлось изыскивать дополнительные средства. Это не могло не потребовать как минимум времени. С претензиями к металлургам, поднявшим цены, в конце 2014 г. стало модно бегать в Правительство РФ. Бегать и клянчить дополнительные деньги на исполнение госконтрактов. Причем не выглядит установленным то, что Тяжмаш сейчас сможет уложиться в изначально заявленные по контракту суммы. А они оценивались экспертами в пределах 30 млрд р. Возможно, Тяжмашу теперь понадобятся не 30 млрд р., а и все 60 млрд р., если не более. Это не только в сегодняшних условиях более чем ощутимый удар по государственному бюджету.

Естественно, срыв крупнейшего контракта или даже сложности в его выполнении, скорее всего, не могут не повлечь на предприятии т. н. оптимизацию, высвобождение значительного числа сотрудников. Таким образом, в Сызрани, в Самарской обл. в целом еще больше может вырасти социальная напряженность. Как следствие, резко могут разрастись ряды такого класса, как прекариат, который был сформирован в условиях либерализации общественной жизни, лежащей в основе процесса глобализации.

Прекариат — это множество необеспеченных людей, работающих в случайных и постоянно меняющихся местах без всяких перспектив профессионального роста; прекариат -это и разочарованная молодежь с образованием или без, которой совершенно не по душе то, что ждет впереди. Они, в отличие от полноценных граждан, являются просто «обитателями», чей круг социальных, культурных, политических и экономических прав значительно урезан.

Рост численности прекариата как класса был обусловлен финансовым шоком, повлекшим за собой увеличение количества временных рабочих мест, учащение случаев лизинга персонала, расширение практик по аутстаффингу и отмене связанных с зарплатой льгот, предоставляемых фирмами. Самое страшное, что значительная часть прекариата, а также тех, кто вот-вот вольется в его ряды, может пойти по пути неофашизма.

За наградами Госдепа

Именно прекариат является массой, легко разжигаемой и управляемой с помощью различных современных технологий воздействия, в т.ч. и интернет-технологий. Примечательно, что лица из окружения руководства и бенефициаров Тяжмаша через своих блогеров, скорее всего, имели возможность уже в течение длительного времени отрабатывать эти технологии в Сызрани (см. «Хронограф» №14 (501) от 21.04.14).

Кому, например, как не специалистам Тяжмаша в области АйТи-технологий, впрочем, как и остальным специалистам Тяжмаша, сейчас в поте лица трудиться над работой в рамках заказа по космодрому «Восточный»? В конце концов, они получают зарплату в т.ч. и из средств, поступивших на предприятие по госзаказу. Это не мешает тому же Евгению Никишечкину в рабочее для большинства время заниматься блогерской деятельностью.

Вероятно, он пользуется на предприятии режимом наибольшего благоприятствования. А действия его можно оценить и как прямые провокации по отношению к действующей власти.

Т. е. деньги от госзаказа по космодрому могут направляться по каналам Тяжмаша на поддержку блогосферы, например, ресурса livejour-nal.com. Всем хорошо известно, что концы сервисов типа livejournal.com теряются в США (см. «Хронограф» №9 (537) от 16.03.15). Именно со штатовских серверов громко звучат рупоры национал-предателей и прочих антироссийских прохиндеев, настоящей «пятой колонны». На фоне обамовских санкций вряд ли можно сказать, что США заинтересованы в развитии экономики России. И в частности — в осуществлении такого знакового проекта, как строительство космодрома «Восточный».

Нельзя не заметить, что к Тяжмашу, с одной стороны, могут возникнуть вопросы по исполнению стратегического заказа по космодрому «Восточный», с другой — такая «целенаправленная» работа Тяжмаша может привести к росту рядов прекариата, социальной напряженности в регионе. С третьей — именно Тяжмаш на государственные средства может финансировать блогеров, которые работают против действующей власти.

Если менеджмент Тяжмаша рассчитывает получить за это какие-либо награды, то остается лишь надеяться, чтобы эти медали не были отлиты по заказу Государственного департамента США. А Дмитрию Рогозину, наверное, по пути в Амурскую обл. как-нибудь стоит завернуть и в Сызрань. Здесь тоже найдется кому оторвать голову.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Список вопросов, которые ОАЕ «Хронограф» задал Андрею Трифонову 19 марта 2015 г., но ответов на них не получил:

1. Как в данный момент исполняются государственные заказы по строительству космодрома «Восточный», изготовлению оборудования?

2. Чем вызван допущенный Тяжмашем срыв графика работ по космодрому «Восточный»?

3. По каким расценкам Тяжмашем приобретался металл для производства работ в начале и конце 2014 г., по каким он приобретается сейчас,

как Вы планируете компенсировать потери, связанные с ростом цен на металл?

4. К каким последствиям может привести срыв Тяжмашем исполнения контрактов по космодрому «Восточный»?

5. Какое участие в работах по исполнению контрактов по космодрому «Восточный» принимали и принимают IT-специалисты предприятия, программисты?

6. Насколько уже выросла смета по исполнению названных контрактов?

7. Кто может быть заинтересован в срыве работ по космодрому «Восточный»?

8. Какую цель ставит перед собой Тяжмаш в деятельности по организации роста рядов прекариата, социальной напряженности в Самарской обл.; финансированию на государственные средства блогеров, которые работают против действующей власти?

9. Можете ли Вы (и чем конкретно) гарантировать, что блогеры Тяжмаша не получают заданий от Госдепартамента США?