Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (538) | 23 марта 2015г.
 

Вскрытие Ларионова

Удалось сделать достоянием гласности то, что в минлесхозе тщательно скрывали

Андрей Неретин

19 марта в распоряжение ОАЕ «Хронограф» по инициативе руководителя департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции правительства Самарской обл. Валерия ЮРТАЙКИНА был предоставлен перечень недропользователей, имеющих лицензии на добычу строительного песка на территории региона. В предоставлении списка ранее старательно отказывал министр лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Александр ЛАРИОНОВ. То, что не удалось истребовать у Ларионова даже прокуратуре, отлично вышло у Юртайкина. Теперь незаконной добыче песка в Самарской обл. можно будет поставить заслон.

Тема незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), таких как песок, щебень и глина, в последнее время все чаще становится предметом обсуждения на самом высоком уровне. Губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин неоднократно указывал на то, что злоупотребления в сфере геологического изучения и добычи ОПИ — это бич региона, который ежегодно наносит областному бюджету ущерб на десятки миллионов рублей. Усилия профильного министерства и правоохранительных органов в борьбе с «песковрезчиками» выглядели явно недостаточными. Очевидно, что для кардинального изменения ситуации к выявлению незаконной добычи ОПИ требовалось подключить СМИ и широкую общественность.

В целях противодействия незаконной добыче ОПИ редакция ОАЕ «Хронограф» 15 октября 2014 г. запросила в минлесхозе информацию о ситуации, сложившейся вокруг разработки месторождений строительных песков на территории Самарской обл. В запросе на имя Александра Ларионова редакция просила уточнить количество действующих лицензий, выданных министерством на добычу строительных песков на территории региона.

Также Ларионова просили назвать все организации, владеющие этими лицензиями (с указанием их ИНН), и уточнить местонахождение участков, где лицензиаты добывают песок. Эта информация могла помочь отследить тех, кто добывает песок незаконно. По снимкам из космоса можно легко отследить места добычи песка и прочих ОПИ. Путем сопоставления этих мест с реестром можно делать выводы.

Однако в предоставлении сведений о конкретных лицензиатах из реестра лицензий на добычу ОПИ министерство отказало (см. «Хронограф» № 9 (537) от 16.03.15), по сути, исключив СМИ из числа тех, кто вправе распоряжаться сведениями о лицензиатах в целях противодействия коррупционным проявлениям в этой сфере. Возникло опасение, что само сокрытие данной информации от институтов гражданского общества уже могло представлять серьезный коррупциогенный фактор, способствующий продолжению незаконной добычи ОПИ, и привести к ряду негативных последствий. Поэтому редакция ОАЕ «Хронограф» обжаловала отказ Ларионова в прокуратуре. Однако прокуратура не нашла оснований для обязания минлесхоза предоставить СМИ сведения из реестра.

Впрочем, такая позиция надзорного органа не остановила работу ОАЕ «Хронографа» по выявлению организаций, ведущих незаконную добычу ОПИ. Запрос о предоставлении сведений о лицензиатах был направлен вице-губернатору Самарской обл. — руководителю департамента по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Валерию Юртайкину. Ответ поступил молниеносно. Юртайкин, очевидно, понимая необходимость наведения порядка в сфере добычи ОПИ, дал указание раскрыть для «Хронографа» перечень недропользователей, имеющих лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу строительного песка на территории Самарской обл.

В представленном списке фигурируют 28 организаций с действующими лицензиями, фирменные наименования которых будут опубликованы позднее. Из них 8 занимаются добычей песка строительного (речного), 17 -добычей песка строительного (карьерного), а еще 3 компании имеют лицензии на добычу песчано-гравийных материалов. В основном у каждого лицензиата есть только одно месторождение, но некоторым лицензии выданы на 2, 3, а то и 5 участков.

Соответственно, пользователи тех участков, которых нет в списке, но где, по сообщениям наблюдателей, может вестись добыча, работают незаконно, по сути, похищая природные ресурсы и набивая себе карман. Конечно, при проверке незаконные добытчики могут утверждать, что они ничего не добывали, а просто привезли песок с лицензированного месторождения на свою площадку для дальнейшей реализации. Однако, к примеру, при взгляде на огромные кучи песка, наметанные земснарядами с речного дна и лежащие вдоль берегов р. Волга, Самара и Сок, в это поверить никак нельзя. Чтобы навозить такие кучи грузовиками, потребовалось бы не одна тысяча рейсов. Да и невыгодно это — перевозить песок с места на место, чтобы потом его продать.

В ближайшее время ОАЕ «Хронограф» вместе со своими читателями займется выявлением фактов незаконной добычи ОПИ и хозяйствующих субъектов, которые не гнушаются ведения такого рода бизнеса. Ожидается вскрытие деталей масштабных коррупционных схем, позволяющих их создателям обогащаться на нелегальном песке, глине, щебне и прочих природных ресурсах.