Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (538) | 23 марта 2015г.
 

Самару переделят

Готовы исходные данные для старта предвыборной кампании в райсоветы Самары

Борис Кротов

24 марта депутаты Самарской губернской думы (СГД) рассмотрят законопроект, регламентирующий порядок формирования представительных и исполнительных органов власти г. о. Самара по новой — двухуровневой -системе. Законопроект четко определяет количественный состав Думы г. о. Самара (ДГОС), представительных органов внутригородских районов (райсоветов) и сроки их полномочий. Однако за скобками остается вопрос о том, будет ли какая-то часть районных депутатов избираться по партийным спискам. Вероятно, решение примут позже. Пока же фактически каждый активист районного масштаба вправе рассчитывать на депутатский мандат в райсовете, а если повезет, и на должность главы района.

Без раздвоения

Законопроект о формировании двухуровневой системы местного самоуправления в г. о. Самара внес на рассмотрение СГД председатель ДГОС Александр Фетисов. Произошло это по итогам общественных слушаний по вопросу изменения статуса г. о. Самара, состоявшихся 13 марта. Официально документ называется «Закон Самарской обл. об осуществлении местного самоуправления на территории г. о. Самара Самарской обл.».

Как следует из текста законопроекта, Самара наделяется статусом городского округа с внутригородским делением, в составе которого образуются «внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования». «Верхняя» часть законопроекта в части порядка избрания главы Самары прописана следующим образом: «Глава г. о. Самара избирается Думой г. о. Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию». Т. е. планируется покончить с существующим «двуглавней» городской власти, которое установилось с конца 2014 г. Напомним, сегодня действующего главу администрации г. о. Самара Олега Фурсова в официальных документах не называют главой города. При этом в ст. 22 действующей редакции Устава г. о. Самара записано: «Председатель Думы г. о. Самара — глава г. о. Самара, избираемый Думой г. о. Самара из своего состава», а администрация г. о. Самара — это «исполнительно-распорядительный орган г. о. Самара».

Согласно новому законопроекту, Устав г. о. Самара подлежит приведению в соответствие с ним в течение двух месяцев со дня вступления закона в силу. Глава города и глава администрации г. о. Самара вновь будут представлены в одном лице, которое депутаты ДГОС изберут из числа рекомендованных комиссией кандидатов. Понятие «глава города» закрепится за главой администрации. Председатель ДГОС останется председателем ДГОС.

Шире – уже

Спустимся на уровень ниже. Внесенный законопроект предусматривает наделение статусом муниципальных образований девяти существующих внутригородских районов г. о. Самара. У них появятся свои уставы, главы и представительные органы. Подробно прописан численный состав представительных органов каждого внутригородского района. Всего предполагается избрать 284 депутата. В т. ч. в совет депутатов Железнодорожного р-на — 28 человек, в совет депутатов Кировского — 38, в совет депутатов Красноглинского — 36, в совет депутатов Куйбышевского — 32, в совет депутатов Ленинского — 24, в совет депутатов Октябрьского — 26, в совет депутатов Промышленного — 40, в совет депутатов Самарского — 26 и в совет депутатов Советского — 34. При этом количество избирателей, которое в среднем придется на одного районного депутата, будет существенно разниться в каждом районном муниципальном образовании. Исходя из данных избиркома о количестве избирателей, зарегистрированных на территории каждого р-на Самары, по состоянию на 14 сентября 2014 г., самая высокая «разреженность» выборщиков прогнозируется в Самарском р-не. Там у каждого депутата райсовета в среднем есть только около 880 избирателей. Шире круг избирателей на одного депутата ожидается в Куйбышевском, Красноглинском (в среднем — по 2000 человек) и Ленинском (2200 человек) р-нах. Еще серьезнее потрудиться в плане завоевания симпатий избирателей придется кандидатам в райдепы от Железнодорожного р-на: там им в среднем понадобится «окучить» по 2900 человек. Самая же массовая работа с избирателем развернется в Октябрьском (3600 человек на 1 депутата), Советском (4000 человек), Кировском (почти 5000 человек) и Промышленном (5300 человек) р-нах.

Районные депутаты после формирования внутригородских представительных органов проголосуют за делегирование кого-то из своих в ДГОС. Новый состав ДГОС будет состоять из 39 депутатов райсоветов. Определены нормы представительства каждого из районов. Железнодорожный р-н сможет выслать в ДГОС 3 депутатов, Кировский — 8, Красноглинский — 3, Куйбышевский — 3, Ленинский — 2, Октябрьский — 4, Промышленный — 9, Самарский — 2, Советский — 5. Как видно, представители Кировского и Промышленного райсоветов займут почти половину мест в ДГОС.

Внушительным кажется также представительство Советского р-на. В остальных районах политические баталии будут разворачиваться больше на местах.

О главах и партсписках

Любопытно, что сроки полномочий депутатов райсоветов и будущей ДГОС разные. В законопроекте указано, что представительные органы внутригородских районов избираются на 5 лет, а срок полномочий ДГОС первого созыва составит 2 года 6 месяцев. Получается, что райсоветы один раз в течение собственного срока полномочий будут иметь возможность «перетряхнуть» своих засидевшихся в ДГОС представителей.

Не исключено, что основания опасаться за свое место получит и глава того или иного внутригородского района. Законопроектом предусмотрено следующее: «Глава внутригородского района г. о. Самара избирается представительным органом внутригородского района г. о. Самара из своего состава и исполняет полномочия председателя представительного органа внутригородского района». Т. е. глава внутригородского района одновременно будет являться председателем представительного органа — райсовета. С одной стороны, райсовет сможет хоть каждый год в случае неудовлетворительной оценки работы главы менять его на другого. С другой, учитывая, что глава района, будучи председателем райсовета, получит возможность распространить свое влияние на большинство рядовых райдепов, срок его полномочий у руля района, вполне вероятно, станет измеряться всеми 5 годами.

Странно, но в законопроекте пока ни слова не сказано о схеме избрания депутатов районных советов. Это часть самая сложная, потому как сегодня инициаторы законопроекта еще раздумывают, пускать ли всех по одномандатным округам либо же какую-то часть районных депутатов все же выбрать по партийным спискам. Ожидается, что партийное лобби (в первую очередь «Единой России») попытается выторговать себе максимально возможную квоту.

Отметим, что введение в избирательную гонку партсписочников приведет к увеличению среднего числа избирателей на одного одномандатника. Так, если все районные депутаты будут избираться по мажоритарной системе, то средняя численность избирателей на одного депутата в одномандатном округе составит около 5000 человек. Однако введение даже двадцатипятипроцентной нормы представительства в райсоветах по партийным спискам приведет к тому, что среднее количество избирателей на одного депутата в одномандатных округах, к примеру, Кировского р-на составит уже 7500 человек. Понятно, что случайным людям при таком раскладе сложнее будет пройти в райдепы. Зато партийцы, даже самые завалящие, получат шанс.