Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (536) | 10 марта 2015г.
 

Без кирпича

Могут остаться застройщики — клиенты ЗСМ в разгар строительного сезона

Борис Кротов

В преддверии начала нового строительного сезона разгорается корпоративный конфликт на одном из крупнейших в регионе заводов по производству кирпича — в тольяттинском ЗАО «Завод строительных материалов» (ЗСМ). Акционеры борются за право поставить своего гендиректора. При этом обе стороны конфликта пытаются заниматься сбытом продукции. Застройщикам следует проявлять бдительность. Кто даст гарантию, что тот, кто сегодня примет деньги за кирпич, завтра сумеет организовать его отгрузку?

ЗСМ до последнего времени являлся вполне успешным предприятием с солидными оборотами. В Тольятти он известен как производитель т. н. «вазовского кирпича». На протяжении нескольких лет объем продаж ЗСМ неуклонно рос. В 2012 г. он превысил 239,5 млн р., а в 2013 г. — 269,7 млн р. Это рекордные показатели в период как минимум с 2005 г. Конфликт учредителей в этом отношении можно рассматривать действительно как борьбу не только за контроль над финансовыми потоками, но и за определенную долю на рынке строительства в Тольятти.

Более того, заложниками конфликта вокруг ЗСМ могут оказаться предприятия строительной отрасли. Особенно Тольятти, где из такого кирпича построено без малого почти полгорода и прилегающих территорий. На сайте, где предлагается продукция ЗСМ, отмечено: «Крупнейшими покупателями продукции являются: ЗАО ФСК «Лада-Дом», ЗАО «ТольяттиСтройЗаказчик», ЖСК «Ветеран плюс», ЖСК «Мое Жилище», ООО «Городской Строитель», ООО «Единение» и другие».

Конечно, не только этих застройщиков, если они имеют большие планы на грядущий строительный сезон, может отпугнуть конфликт на ЗСМ. Основания к такому развитию событий есть. Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на то, как сегодня организована продажа кирпича этого предприятия.

Сейчас отгрузку кирпича производства ЗСМ предлагают обе противоборствующие стороны. Но где гарантия того, что уже завтра потенциальный покупатель не упрется в закрытые ворота ЗСМ или ООО «Лига С» (один из основных акционеров ЗСМ). А то и сразу в двое закрытых ворот — и в Сызрани, и в Тольятти (стоит напомнить, что производственная площадка ООО «Лига С» находится в Сызрани).

Один из потенциальных покупателей кирпича как раз в канун нового строительного сезона сообщил «Хронографу» следующее: «Я слышал о конфликте на ЗСМ. Собираюсь строить, поэтому начал звонить. В первый день вообще не дозвонился ни в Тольятти, ни в Сызрань. Потом дозвонился. В Сызрани говорят, как я понял, что у них завод в Тольятти, «Лига-С» возит «вазовский кирпич» и отгружает здесь, как и сызранский. В Тольятти как с контактным лицом беседовал с абонентом, представившимся коммерческим директором ЗСМ Олегом Ворониным, курирующим и сбыт. Если ориентироваться на его слова, то ЗСМ с Сызранью никак не связан. «Лига С», возможно, выступает лишь дилером. Продукцию же в Тольятти сбывает именно свою — ЗСМ. И отгружает здесь же. О конфликте мой собеседник якобы не знает. Еще подумаю, времени немного есть».

Озвученные несообразности как раз и способны усилить самые неблагоприятные для ЗСМ версии.

Сомнения вызывает еще одна деталь. В интернете есть сайт под названием «Волжский кирпич». На нем содержатся контакты именно Олега Воронина. Сайт оформлен так, словно его создатели не стремились создавать у его посетителей ощущение, что это официальный сайт ЗСМ. При этом там активно продвигается именно «вазовский кирпич», а также указан адрес, по которому расположено в Тольятти производство ЗСМ. Если предположить, что Воронин — это представитель действующего на данный момент гендиректора ЗСМ, то создается впечатление, будто бы они готовы в любой момент сменить название предприятия. Иначе чем еще можно было бы объяснить продвижение сайта под названием «Волжский кирпич», если не в качестве сайта ЗСМ?

Другими словами, если на серьезном предприятии все в порядке, стоит ли менять раскрученную марку, оправданный временем бренд? Неужели менеджмент завода и сам не уверен в светлом будущем?

Конечно, как следствие конфликта акционеров, ЗСМ может изменить и производственную оболочку. К тому же на его месте может возникнуть даже не одно, а несколько юридических лиц. Вряд ли это пойдет на пользу строительной отрасли. Особенно сейчас, ближе к весне, когда строительный сезон начинает набирать обороты.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.