Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (536) | 10 марта 2015г.
 

Коррупционный консалтинг

Терлецкая научит Герунова, как нужно работать в мэрии

ИА «Центр-Инфо»

2 марта руководитель департамента образования мэрии г.о. Тольятти Татьяна ТЕРЛЕЦКАЯ (на фото) сумела подтвердить тезисы о своей коррумпированности, которые ранее обнародовал прокурор г. Тольятти Константин ЗАЙЦЕВ. Насколько известно, Терлецкая наотрез отказалась вести разговоры о предоставлении спортсменам помещений в средней общеобразовательной школе (СОШ) № 73. С такой просьбой к Терлецкой обратился новый руководитель управления физкультуры и спорта (УФиС) Александр ГЕРУНОВ. Он, наверное, еще не знает, что у любого вопроса в мэрии может быть своя цена.

Деньги вперед!

2 марта корреспондент «Хронографа» стал случайным свидетелем разговора, затеянного Александром Геруновым. Руководитель УФиС Александр Герунов предпринял попытку решить проблему размещения своих подопечных, обратившись к Терлецкой с просьбой о содействии в решении данного вопроса. Судя по всему, Терлецкой понадобилось меньше одной минуты, чтобы развеять какие-либо иллюзии Герунова по поводу нахождения спортсменов в СОШ № 73. Она отказала Герунову в довольно жесткой форме.

Данная история получила свое начало в 2014 г. В преддверии нового учебного года воспитанники заслуженного тренера России по боксу Владимира Корнилова оказались на улице. Вот как в сентябре прошлого года об этом в беседе с корреспондентом «Хронографа» рассказал сам Владимир Корнилов: «Нас просто выгнали. Уже более недели нам приходится проводить тренировки на улице». Из слов Корнилова следует, что их секция бокса, являющаяся одним из подразделений СДЮСШОР № 11 «Бокс», с 1998 г. занимала помещения в СОШ № 73. Директором этой СОШ является Тамара Ющенко. Очевидно, что административную поддержку Ющенко оказывала Терлецкая.

До конца не понятно, почему Терлецкая так настойчиво отказывается идти навстречу спортсменам. Не исключено, что они не могут оплачивать арендную плату в том размере, как, например, организации, осуществляющие коммерческую деятельность. Но ведь речь идет не о коммерческой структуре, а о людях, действительно живущих спортом и готовых практически на одном энтузиазме тренировать молодых тольяттинцев. Даже местные функционеры партии «Единая Россия» заинтересованы в развитии спорта в Тольятти. Однако местные чиновники, похоже, ставят перед собой иные задачи.

Но вот, казалось бы, в мэрии появился живой человек, не успевший закостенеть на чиновничьей работе. Судя по наблюдениям, новый руководитель УФиС Герунов действительно радеет за вверенное ему направление. Однако пока руководитель УФиС еще не осознал, в какой компании ему пришлось очутится. Но первый опыт межведомственного взаимодействия в общении с Татьяной Терлецкой Герунов уже получил.

Терлецкая же, похоже, полностью окунулась в процесс перевода ДО на коммерческие рельсы. Причем есть основания полагать, что соответствующие методы организации деятельности в подведомственных ДО учреждениях уже применяются. Тогда возникает резонный вопрос: кто выступает в роли конечного выгодополучателя?

Если деньги от коммерческой деятельности уходят в ДО, то, по логике, он должен обрести финансовую независимость. Однако ничего подобного пока замечено не было. ДО, как всегда, остро нуждается в бюджетных средствах. Вывод напрашивается весьма простой: полученные средства оседают у лиц, контролирующих процесс зарабатывания денег на использовании муниципального имущества. А именно объектов школьных и дошкольных учреждений. Очевидно, что без ведома Татьяны Терлецкой такие операции осуществляться не могут.

Банковская тайна Терлецкой

Таким образом, уже не выглядит формальностью недавнее заявление прокуратуры г. Тольятти о выявлении в действиях Терлецкой нарушении антикоррупционного законодательства. «Татьяна Терлецкая вопреки требованиям законодательства о противодействии коррупции не указала в данной справке сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках. В последующем, находясь на муниципальной службе, Терлецкая по-прежнему не соблюдала ограничения, связанные с муниципальной службой, представив в 2014 г. заведомо недостоверные и неполные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера», — таким образом прокурор г. Тольятти Константин Зайцев сформулировал претензии в адрес Терлецкой. Скорее всего, у Татьяны Терлецкой были веские причины скрывать состояние своих банковских счетов. Константин Зайцев между тем потребовал увольнения чиновницы.

Тем не менее в мэрии уже был отработан метод сохранения связей с коррупционерами (см. «Хронограф» № 4 (532) от 9.02.15). Так или иначе, но в настоящее время Терлецкая продолжает возглавлять ДО. Насколько такое сотрудничество стало выгодным для мэрии, можно судить по информации, раскрытой руководителем департамента экономического развития Дмитрием Богдановым.

Из доклада Богданова, оглашенного 2 марта на аппаратном совещании в мэрии, следует, что Тольятти в национальном рейтинге по открытости в сфере закупок занял лишь 12-е место. И если учесть, что ДО осваивает до половины всего бюджета Тольятти, можно понять, какое подразделение способно играть роль индикатора прозрачности в сфере конкурентного отбора муниципальных поставщиков.

Так может быть, если бы прокуратура добилась бесповоротного увольнения Терлецкой из рядов муниципальных служащих, то по итогам 2015 г. Тольятти смог бы выйти в лидеры рейтинга? Сейчас же, наоборот, стоит ожидать ослабления рейтинговых позиций Тольятти, поскольку Терлецкая вряд ли планирует менять методы работы и тем более покидать свое место в мэрии.

Школа на продажу

Есть и куда более впечатляющие примеры, пугающие масштабом и дерзостью. В данном случае речь идет о пока еще только попытке лишить Тольятти, наверное, одного из самых статусных объектов города — здания школы в Портпоселке. Этот объект уже несколько месяцев как перестал функционировать, а учащиеся вынуждены ездить на занятия в школу, находящуюся на ул. Баныкина (см. «Хронограф» № 41 (528) от 22.12.14).

По официальной версии, в школе Портпоселка были начаты ремонтные работы, в связи с чем в здании демонтировали кровлю, снесли внутренние стены и оставили объект в зимний период без отопления. Сегодня картина в школе очень напоминает образы, сопровождающие места боевых действий. Именно в таком, полуразрушенном виде школа Портпоселка встретила День знаний 1 сентября 2014 г. С тех пор каких-либо видимых изменений на объекте не произошло. Причем весьма вероятно, что не только к окончанию учебного года, но и к началу следующего этот объект уже не будет функционировать в формате школы.

Задуманный план легко объясняется в свете ожидающейся в Тольятти передачи муниципальных образовательных учреждений в ведение профильного министерства Самарской обл. По такой же схеме в государственную собственность передавались муниципальные учреждения здравоохранения в Тольятти. Регион принимал лечебные заведения со сформированными имущественными комплексами больниц и поликлиник. Процесс шел настолько оперативно, что местные дельцы просто не успевали вывести из имущественных комплексов ликвидные активы, хотя и предпринимали активные попытки. Как, например, в случае с ГБУЗ СО «Городская больница № 4» (см. «Хронограф» № 13 (412) от 9.04.12).

Со школой Портпоселка, похоже, все обстоит иначе. Шаги по отчуждению стали предприниматься загодя. Для начала под видом ремонта школа освободилась от учеников. К сегодняшнему дню появился повод говорить о том, что ремонтные работы перешли в стадию анабиоза. Это логично, поскольку сотрудники регионального министерства образования вряд ли согласятся принять на баланс нефункционирующий, «замороженный» объект.

Через какое-то время школу можно будет перепрофилировать, а затем приватизировать. Земельный участок, на котором пока еще расположена школа, обладает такой высокой ликвидностью, что ради права владения этой землей, наверное, действительно стоило бы рискнуть. Такие размышления правомерны для частного бизнесмена. Однако, похоже, что и умы чиновников работают по тому же принципу. А в этом случае требуется вмешательство правоохранительных органов. И не по формальным основаниям, а с целью установления всех фактов, связанных с угрозой коррупции и возможностью хищений муниципального имущества.