Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (536) | 10 марта 2015г.
 

Занимательная политэкономия

Как наполнить бюджет Тольятти и не нажить врагов

Егор Кошеров

4 марта мэрия Тольятти в очередной раз отчиталась о мероприятиях по снижению нагрузки на бюджет г.о. Тольятти и о реализованных мероприятиях по повышению доходной части городского бюджета. Всего удалось привлечь в казну Тольятти 303,7 млн р. дополнительных средств. Работа носила системный характер. Но даже эти достигнутые показатели не избавили мэра Сергея АНДРЕЕВА от обвинений в неэффективной работе по увеличению доходной части бюджета. Теперь к его критикам добавилась и другая когорта лиц — те, кто сейчас оказался в числе субъектов претензионно-исковой работы соответствующих служб мэрии. Должники вдруг принялись обвинять главу города в политической ангажированности и попытках нанести ущерб бизнесу.

Как выглядит неэффективность

Если смотреть структуру консолидированного бюджета вместе с субсидиями и субвенциями, которые в Тольятти поступают из области, то 51% бюджета в размере 6,2 млрд р. идет на образование. На втором месте в структуре расходов — ремонт и строительство дорог, субсидии на работу общественного транспорта, утилизация бытовых отходов, реконструкция и строительство детских садов. В цифрах это 1,8 млрд р. Следующая емкая отрасль -ЖКХ: содержание внутриквартальных территорий, оплата коммунальных услуг — это около 1,3 млрд р. Траты внушительные. За счет чего муниципалитет может снижать нагрузку на бюджет?

Если говорить очень упрощенно, то повышать доходы городской казны можно комбинацией из нескольких действий. Во-первых, рациональнее тратить те средства, которые имеются в распоряжении города. Во-вторых, с большей выгодой продавать и сдавать в аренду имеющееся у города имущество. В третьих, налаживать финансовую дисциплину по отчислению в бюджет арендной платы и иных платежей. В 2014 г. консолидированная работа по всем трем направлениям принесла городской казне дополнительные 303,7 млн р. Между тем депутаты думы г.о. Тольятти (ТГД) все равно сумели вывернуться и назвать работу по привлечению дополнительных доходов в городской бюджет неэффективной. Но почему?

Для того, чтобы не скатываться в голословные оценки, следует напомнить хотя бы часть мероприятий, исполненных в рамках реализации плана по увеличению собственных доходов бюджета Тольятти. Так, например, один раз в квартал мэрия г.о. Тольятти проводит мониторинг задолженности работников и служащих мэрии г.о. Тольятти и ТГД перед городским бюджетом и по имущественным налогам. Списки направлялись в ТГД и во все подразделения мэрии для проведения разъяснительной работы о полном погашении задолженности (в т.ч. пени). Аналогичная работа проводилась и в отношении крупных предприятий города, таких как ООО «Волжский машиностроительный завод», ОАО «АвтоВАЗагро», ООО «ТехноВиза», ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», ООО «Промкриоген», АНО ДО «Планета детства «ЛАДА», и еще более 25 крупных предприятий и организаций г.о. Тольятти. К работе была подключена Межведомственная комиссия по урегулированию задолженности по доходам бюджета и легализации не декларируемой части заработной платы при мэрии г.о. Тольятти (МВК).

Причем экономический эффект от поадресной работы с должниками увидел не только городской бюджет. За 2014 г. было проведено 19 заседаний межведомственной комиссии и рассмотрено 827 должников. Предприятиями-должниками, чья деятельность рассматривалась на заседании МВК, была погашена задолженность по налоговым и неналоговым доходам на общую сумму 408 млн р., из которых в бюджет города поступило только 68,9 млн р. В эту сумму входят и платежи по аренде земельных участков, аренде муниципального имущества, а также налоги на доходы и имущество физических лиц. Остальные средства уходили в областной бюджет (8,7 млн р.), Пенсионный фонд РФ (316,7 млн р.) и в Фонд социального страхования (13,5 млн р.).

В 2014 г. с подачи мэрии велась и претензионно-исковая работа по взысканию задолженностей перед казной города. За 2014 г. администраторами доходов было направлено 1 339 претензий на сумму 798,8 млн р. и 228 исковых заявлений в суд на сумму 364,8 млн р.

Из них в прошлом году судебные органы удовлетворили требований на 103,6 млн р. Более того, 136,3 млн р. удалось вернуть в городской бюджет в досудебном порядке, еще 16 млн р. пришлось взыскивать через приставов исполнителей.

С некоторыми арендаторами муниципального имущества договорные отношения были расторгнуты. Безусловно, это не могло вызвать у должников положительных эмоций.

Добрались до неприкосновенных

За достаточно сухими цифрами статистики сложно увидеть, как выглядит претензионно-исковая работа в реальности. Достаточно ярким примером можно считать судебные разбирательства, инициированные ОАО «ПО КХ» в отношении ООО «ВоКС». ПО КХ в судебном порядке пытается расторгнуть договоры аренды сетевого хозяйства, заключенные с ООО «ВоКС». Заявитель считает, что в существующем формате отношения больше продолжаться не могут: арендатор допускает задержки арендных платежей и не поддерживает имущественный комплекс в надлежащем состоянии. Целесообразность подобного сотрудничества вызывала большие нарекания и у депутатов ТГД. «Пользы городу от этого сотрудничества, как видно даже по отчету о реализации инвестиционной программы в 2013 г., нет. Ведь и тот мизер, что делается на средства потребителей (взимаемых в качестве надбавки к тарифу), далеко не всегда является неотъемлемыми улучшениями, т.е. арендатор считает это своей собственностью. Поэтому дума повторно рекомендовала мэрии рассмотреть вопрос о деприватизации МУП «ПО КХ», — говорилось в официальном сообщении ТГД от 23 мая 2014 г. Для полноты картины следует напомнить, что в свое время решение о передаче активов ПО КХ в аренду ООО «ВоКС» принималось именно ТГД.

Сегодня в производстве Арбитражного суда Самарской обл. на разных стадиях рассмотрения находится не менее 6 заявлений против ВоКС с общей суммой требований, превышающей 9 млн р. В течение двух лет, а именно до эвакуации менеджмента ВоКС из административных структур Тольятти, воззвания ТГД были не более чем сотрясанием воздуха. И все потому, что кое-кто из депутатов был в то время у руля ПО КХ. Сейчас, когда начались реальные действия по наведению порядка в использовании муниципального сетевого хозяйства, оппоненты мэра Сергея Андреева вдруг предпочли обвинить его в политической ангажированности и намерении пересмотреть условия сделок по аренде муниципального имущества. Также градоначальника, как ни парадоксально, решили заподозрить в желании обрести «контроль над крупнейшими муниципальными финансовыми потоками». Как будто для высшего выборного лица органа местного самоуправления это что-то противоестественное и даже предосудительное.

Что бывает, когда контроль отсутствует, характеризует недавний скандал, получивший огласку в ТГД. Он даже имел признаки коррупционной направленности. Депутатов ТГД Сергея Колмыкова и Борислава Гринблата обвинили в организации противозаконной деятельности, способствовавшей выводу со счетов ОАО «ПО КХ» суммы порядка 20 млн р. «По одной из выявленных схем уже привлечен к уголовной ответственности и осужден основной фигурант — генеральный директор ЗАО «УК ЖКХ» Скоро-богатов М.А. Кроме того, по подозрению в получении взятки задержан правоохранительными органами Сабанов А.А., работающий в ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти» начальником абонентского отдела в проверяемый период», — говорилось в обращении нового руководства «ПО КХ». Еще одной стороной деятельности экс-генерального директора ПО КХ Сергея Колмыкова было заключение мирового соглашения с ООО «ВоКС», фактически «прощающего» арендатору проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 5,1 млн р. (см. «Хронограф» №38 (525) от 1.12.14).

Мировое соглашение пришлось отменять в судебном порядке. Если бы речь шла всего лишь о действиях наемного менеджера, распоряжающегося бюджетными деньгами, вопросов было бы меньше. Но Сергей Колмыков — председатель комиссии по бюджету и экономической политике ТГД и один из наиболее активных оппонентов действующей сегодня административной команды мэрии Тольятти.

Где лежат деньги

Было бы ошибкой думать, что власти Тольятти положили в основу финансового благополучия муниципального бюджета исключительно контрибуции с ООО «ВоКС». Это всего лишь один из эпизодов наведения финансовой дисциплины в формировании доходной части. В мэрии создана специальная рабочая группа по увеличению собственных доходов. Подготовлен проект плана мероприятий, где обозначены основные направления повышения доходов тольяттинского бюджета. Речь идет о земельном налоге и арендной плате за землю, которые полностью поступают в бюджет города. Ведется работа по актуализации сведений по земельным участкам, чтобы выявлять те, по которым не уплачивается ни налог, ни арендная плата. Ведется работа по взиманию земельного налога с собственников нежилых помещений в многоквартирных домах.

Власти Тольятти намерены получить доход от размещения рекламы в размере 400 млн р. Хорошим источником поступлений в бюджет является единый налог на вмененный доход, в частности от такого вида деятельности, как пассажирские перевозки — такси. Продажа лицензии на этот вид деятельности может принести до 20 тыс. р. в год с одного транспортного средства. В Тольятти около 5 тыс. автомобилей заняты в этой сфере деятельности. Т.е. только эта одна мера способна принести городу до 100 млн р.

Ведется работа по достижению экономии в сфере закупок для муниципальных нужд. Экономия невозможна без прозрачности контрактной системы. В этом плане результат уже имеется. «В «Национальном рейтинге прозрачности закупок», который проводится общественными организациями и Министерством экономразвития РФ, наш город занял 12-е место среди заказчиков муниципального уровня в колонке «Высокая прозрачность». Кроме того, он оказался единственным среди муниципальных образований Самарской обл. в данной категории рейтинга, а также единственным городом в таком статусном сегменте, не являющимся региональным или областным центром», — сообщил на прошлой неделе руководитель департамента экономического развития мэрии Тольятти Дмитрий Богданов.

По некоторым видам закупок в Тольятти была достигнута экономия около 20% от первоначальной цены контракта. В 2014 г. экономия по муниципальным долгам составила 50 млн р., или 72% от запланированного целевого показателя. Ее в Тольятти направили на погашение дефицита бюджета.

Но наибольший доход может все-таки принести рациональная эксплуатация муниципального имущества. К наиболее ликвидным активам городской казны можно отнести сетевое хозяйство ОАО «ПО КХ». Однако попытки наладить финансовую дисциплину в использовании этого стратегического ресурса оппоненты действующей исполнительной власти пытаются представить исключительно как диверсию, несмотря на то что в 2014 г. исковые заявления были направлены более чем к сотне компаний. Очевидно, что в системе взглядов оппонентов градоначальника нет места пониманию того простого факта, что противоречия противоречиями, но ведь и бюджет тоже нужно исполнять. Причем желательно не за счет накачки кредитами.