Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (535) | 2 марта 2015г.
 

Алексей Чигенев:

Ситуация становится критической

Георгий Кизельгур

Большое количество аварийного и ветхого жилья для многих регионов России остается серьезной проблемой. Снос ветхих домов, переселение граждан из аварийного жилфонда является одной из главных задач жилищной реформы РФ. О том, как решается эта проблема в Самарской обл., «Хронографу» рассказал заместитель председателя комитета по строительству и транспорту Самарской губернской думы (СГД) Алексей ЧИГЕНЕВ.

- Алексей Иванович, насколько актуальна проблема переселения из ветхого и аварийного жилья именно для Самарской обл.? Как реализуется программа по переселению, принятая на федеральном уровне?

- Оценивать реализацию программы как в целом по России, так и по Самарской обл. в частности можно двояко по одной простой причине — программа принята из расчета поставленного на учет на 1 января 2012 г. жилья. Например, в Самарской обл. площадь аварийных и подлежащих сносу или реконструкции зданий в связи с физическим износом составила 187238,15 кв. м. Если брать эту цифру, то, наверное, решить проблему не очень сложно. На самом деле только в Самаре подобного жилья порядка миллиона квадратных метров. А если взять еще Старый город Тольятти и другие муниципалитеты, то ситуация становится критической. Это было отмечено в докладе, подготовленном в августе 2014 г. представителями группы Общероссийского народного фронта для президента РФ, по итогам мониторинга исполнения программы переселения. Проблема существует в целом по стране. В некоторых регионах программа не выполняется вовсе. Поэтому принят новый срок завершения расселения критически устаревших объектов -31 сентября 2017 г. Существует ряд домов, которые были признаны непригодными для жилья до 1 января 2012 г. Однако количество домов, не попавших в списки до этой даты, в разы больше. Мы, конечно, можем отчитаться перед федеральным центром о том, что выполнили программу и, переселив включенные в 2012 г. в список 187 тыс. кв. м, спокойно почиваем на лаврах.

Но переселять надо остальные дома. Еще один вопрос, требующий решения: что делать жильцам, которые проживают в таких же аварийных домах, но которые не признают ветхими или аварийными?

- Каким, на Ваш взгляд, может быть выход из создавшейся непростой ситуации?

- Мы, фракция «Единая Россия» в СГД, ставим перед собой задачу решить эту проблему и уже разработали ряд предложений. Это, во-первых, необходимость дифференцирования стоимости квадратного метра жилья для переселенцев. Также стоит пересмотреть вопрос развития застроенных территорий. В планах — изыскание возможности изменения границ Самары за счет включения в них территорий, застраиваемых в настоящее время жильем и перспективных для жилищной застройки. Кроме того, в целом по России планируется изменить подход к расселению аварийного жилья. Новации коснутся собственников квартир и комнат в сносимых домах. Они смогут принять участие в программе софинансирования собственного переселения.

Эту проблему нельзя оставлять, пока последний человек не будет переселен из жилья, непригодного для нормального проживания. На каком бы уровне ни захотели притормозить программу, это недопустимо. Надо честно признать, что проблема переселения есть, и она самая острая. Поэтому все основные средства надо направлять на ее решение.

- Можете ли вы уточнить, сколько семей на данный момент в Самарской обл. нуждаются в переселении из непригодного жилья?

- Сегодня одна из серьезных проблем в том, что мы не имеем реальной картины, сколько жителей нуждается в переселении из ветхого и аварийного жилья. Денежные средства, которые муниципалитет может направить на строительство нового жилья в качестве маневренного или переселенческого фонда, ограничены, поэтому муниципальная власть не полностью выполняет свои полномочия в части признания жилых домов ветхими и аварийными. Муниципалитетам необходимо составить список условно аварийного жилья, чтобы мы представляли, сколько же реальных квадратных метров является аварийными и сколько жителей нуждается в переселении. Мы должны знать, о каких конкретных цифрах идет речь.

- Муниципалитеты зачастую сталкиваются с проблемой отсутствия подрядных организаций, готовых участвовать в аукционах на право освоить крупные суммы, поскольку в соответствии с действующим законодательством необходимо либо внести 30% от суммы в качестве обеспечения, либо предоставить банковскую гарантию под залог имущества. Как можно решить эту проблему?

- Это тоже важная проблема. Мы должны создать условия, когда потенциальные подрядчики, строители с энтузиазмом и желанием занялись бы этой проблемой. Для этого необходимо выслушать представителей строительного бизнеса и вместе выработать алгоритм решения проблемы. Нужно понимать, что снос ветхого и аварийного жилья дает шанс развитию нового жилищного строительства. Мы решаем две задачи — сносим непригодное жилье, с другой стороны, поддерживаем экономику и решаем жилищную проблему.