Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (534) | 24 февраля 2015г.
 

Прилив неустойчивости

Ряду самарских госчиновников впору паковать чемоданы

Егор Кошеров

С февраля 2015 г. стартовала волна кадровых перестановок в территориальных управлениях федеральных органов власти (ФОВ) в Самарской обл. Свои должности уже покинули руководитель регионального управления Росприроднадзора Александр ТЕРГАЛИНСКИЙ и начальник ГУ МВД РФ по Самарской обл. Юрий СТЕРЛИКОВ. Причем уход чиновников обусловлен в большей степени низкой оценкой эффективности их работы, данной по результатам мониторинга как в федеральном центре, так и наблюдателями на местах. В то время как в нынешней экономической и политической ситуации каждый из территориальных руководителей ФОВ втройне обязан давать показатели не только на бумаге. Анализ информполя вокруг отдельных теруправлений ФОВ и возглавляющих их лиц позволяет прийти к неутешительным выводам для последних. В частности, на выход нужно готовиться Айвару КИНЖАБАЕВУ и Константину ШЕЛУДЯКОВУ (на фото).

Как читать таблицы

Редакция ОАЕ «Хронограф» присмотрелась к 15 руководителям теруправлений ФОВ и выставила им оценки по десятибалльной шкале по трем критериям. Первый критерий условно назвали «упоминаемость руководителя при освещении злободневных тем». Чем выше здесь балл, тем чаще первое лицо того или иного тероргана в течение последнего календарного года фигурировало в информационном поле в связке с событиями, вызывающими широкий общественный резонанс. Причем влияние руководителя на развитие волнующих институты гражданского общества событий могло быть оценено как положительно, так и с негативной стороны.

Отсюда следует второй критерий — «эффективность». Соответственно, если влияние руководителя на то или иное событие принесло результат, устраивающий большинство институтов, то балл ему выставлялся выше. И наоборот, если действия руководителя вызывали много вопросов либо откровенную критику, оценка находилась ближе к нижнему уровню.

Третий критерий — «устойчивость». Чем выше, тем прочнее позиции человека во главе тероргана. По логике, этот критерий всегда должен коррелироваться с «эффективностью». Действительно, если руководитель эффективен, строго выполняет задачи, поставленные перед ним федеральным центром, пользуется уважением институтов гражданского общества и его позицию во многом поддерживают и даже разделяют представители политических и бизнес-элит, то такой руководитель имеет все шансы на «долгожительство» в занимаемой должности. Однако на практике связь между «эффективностью» и «устойчивостью» зачастую размывается либо же обрывается совсем.

Например, территориальный руководитель работает из рук вон плохо, постоянно провоцирует недовольство со стороны институтов, «кошмарит» бизнес, но наличие таинственных покровителей позволяет ему каждый раз, когда его припирают к стенке, отскочить от позорного низвержения еще на какой-то неопределенный срок. И обратный случай: территориальный руководитель не дает поводов в чем-либо себя упрекнуть, работая эффективно и во благо государству, бизнесу, обществу. Но в головной структуре ФОВ вдруг принимают решение поменять исполнителя, какие бы хорошие результаты он ни демонстрировал и какие бы положительные отклики ни вызывал. Кадровые выводы порой бывают необъяснимы.

Оптимальным соотношением, на взгляд редакции, является, когда «эффективность» находится выше среднего значения и по величине отличается от «устойчивости» не более чем на 1-2 единицы. В таком случае с большой долей вероятности можно предполагать, что руководитель крепко сидит в своем кресле не потому, что его кто-то покрывает (хотя до конца исключать этого нельзя), а потому, что профессионал и делает свое дело эффективно и с пользой для всех. Все-таки принцип подбора чиновника на должность по качествам, а не по связям в России иногда соблюдается.

Сумма трех критериев дает в принципе объективный прогноз относительно перспектив того или иного руководителя территориального управления ФОВ удержаться в своей должности как минимум до конца 2015 г.

Скорее надежные

Тройку лидеров рейтинга составили начальник УФМС по Самарской обл. Игорь Дахно, руководитель регионального управления Росреестра Вадим Маликов и руководитель регуправления Роскомнадзора Светлана Жданова. Их эффективность выше среднего значения. А вот устойчивость обусловлена разными причинами. К примеру, Ждановой кредит доверия в федеральном центре выдан из-за огромной работы, которая в ближайшее время выпадет на долю самарского Роскомнадзора. Регион — один из наиболее активных в блогосфере. Причем достаточное количество блогов явно оппозиционной и даже антироссийской направленности. Некоторые из них придется приравнивать к СМИ, чтобы затем закрыть. И все это в жестком цейтноте. Ведь вскоре один за другим из-за финансовых проблем начнут схлопываться действующие в регионе печатные и электронные СМИ. Но до конца погибнуть они не успеют, ограничившись сокращением штата сотрудников. Далее к их финансированию, по некоторым данным, через подставных лиц приступят иностранные агенты, близкие США, Канаде и Евросоюзу. Понятно, что контент в таком случае будет соответствующим. Роскомнадзору предстоит со всем этим разбираться. Но хватит ли сил?

Кстати, менее, чем Жданова, в связи с нарастающим влиянием западных агентов устойчив руководитель управления Минюста РФ по Самарской обл. Сергей Быстревский. На носу муниципальные выборы в Самаре, которые начнутся с формирования райсоветов. Полезут в райсоветы все кому не лень. От представителей малоизвестных партий до лидеров общественных организаций. И те, и другие, пройдя регистрацию в Минюсте, могут начать пропагандировать такое, от чего социальная напряженность будет возрастать, а патриотический настрой улетучиваться. Если Быстревский «зевнет» заряженные малые партии и общественников, то его явно не похвалят.

Есть в верхней части рейтинга и те, чья эффективность ниже среднего, но выплывать позволяют либо связи, либо заранее определенное отношение федцентра к тому или иному действию руководителя. Так, в отношении неустановленных лиц из числа должностных лиц УФАС России по Самарской обл., возглавляемого Леонидом Паком, полгода назад было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ. На вмешательстве УФАС в законную предпринимательскую деятельность настояли, похоже, в Москве. Но крайним, в случае чего, федцентр, думается, не преминет выставить Пака. Поэтому «устойчивость» руководителя — критерий очень уязвимый.

Похоже, безнадежные

Во вторую половину рейтинга попали те, чьи перспективы на сохранение своего положения весьма туманны. Так, руководитель ТУ Росимущества по Самарской обл. Айвар Кинжабаев едва ли не самая упоминаемая медийная персона, однако об эффективности его действий известно очень мало. За «устойчивость» Кинжабаев также получил «двойку», потому как с 1 марта, по данным редакции, все особые полномочия у него вроде как отберут по инициативе из федцентра. С другой стороны, у Кинжабаева есть возможность переместиться по горизонтали — возглавить одно из прочих теруправлений ФОВ.

Главного самарского таможенника Вениамина Васильева в отличие от Кинжабаева редко можно заметить в резонансных темах. Но это не означает, что у таможни нет проблем, а ее действиями все довольны. Эффективность Васильева — на среднем уровне, устойчивость -чуть выше, т. к. Васильев сумел войти в одну и ту же реку дважды (годы его работы начальником Самарской таможни с 2007 по 2010 гг. и с 2014 г. по н.в.).

В пограничном состоянии сегодня пребывают и. о. начальника УФСКН России по Самарской обл. Евгений Березкин и руководитель СПУ Ростехнадзора Артем Тукай. Над Березкиным «дамокловым мечом» нависает крайне высокая наркотизация населения региона — 3 место среди субъектов РФ. Борьба с наркотиками организована слабо, скорее уместно слово «контроль». Что касается Тукая, то Ростехнадзор — настолько неоднородная и неоднозначная структура, что в любой момент может отрезать от себя часть в виде какого-то территориального руководителя, нисколько не жалея об этом. Отрастут новые.

А вот начальнику ГУ МЧС России по Самарской обл. Олегу Бойко и руководителю регионального УФНС Константину Шелудякову уже можно готовиться к жизни вне вверенных им подразделений. Бойко, по данным редакции, вообще рискует побить рекорд скоротечности карьеры у руля теруправления. Бойко был утвержден 10 марта 2014 г., а в марте 2015 г. в ходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц ГУ МЧС по факту вмешательства опять-таки в предпринимательскую деятельность, может быть поставлен перед выбором — садиться или бежать.

Ниже Шелудякова в рейтинге только уже уволенный в начале февраля в связи с утратой доверия Александр Тергалинский. Хотя эффективность Тергалинского кое-где была даже повыше полезности Шелудякова. Объективных причин для задержки Шелудякова на должности главного по налогам в регионе не наблюдается, а потому служебный контракт с ним, истекающий в конце апреля, продлевать, скорее всего, не будут. Многие крупнейшие налогоплательщики при Шелудякове предпочли уйти в другие регионы и сейчас пополняют там местные бюджеты. А те, которые остались, регулярно отсуживают удержанные с них налоговые платежи обратно. И не потому, что не любят платить налоги. А потому, что доначисления фискалы Шелудякова производят весьма странно и в нескромном размере. Последний прецедент с оспариванием доначисления 780 млн р. ЗАО «ГК «Электрощит» — ТМ Самара» получил широкий резонанс, в т.ч. в федеральных СМИ.