Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (114) | 2 декабря 2005г.
 

Дороганов устал

Для «Голосова-20» ищут схемы финансирования

Наталья Матвеева

В последнее время в театральной среде оживленно муссируется тема присоединения театрального центра «Голосова-20» к ТЮЗу. В департаменте культуры этот вопрос считают почти решенным, однако идеологи «Майских чтений» без восторгов смотрят на предстоящее слияние. Они считают, что достойны лучшего будущего.

По мнению бессменного спонсора «Голосова-20» Владимира Дороганова, данный центр должен стать по меньшей мере муниципальным учреждением культуры, поскольку он решает задачи, выходящие за пределы городского уровня. По его словам, среди партнеров центра есть известные театралы Западной, Восточной Европы и Америки, дружба с которыми облагораживает внешний облик Тольятти в глазах мировой интеллигенции. Как озвучено в концепции центра: «Деятельность театрального центра «Голосова-20» направлена на развитие межрегиональных и международных общественных связей в сфере культуры, активную интеграцию Тольятти, Самарского региона и международного культурного сообщества». Сегодня город оплачивает его затраты на коммуналку и заработную плату сотрудников и в совокупности тратит едва ли больше 300 тыс. р. в год. В эталоне создатели «Голосова-20» хотели бы преобразовать его в центр современного искусства европейского уровня, но в действительности готовы и на менее привлекательные варианты.

Занять свое место в театральном сообществе режиссер и драматург Вадим Леванов и Дороганов пытаются на протяжении последних 15 лет. За это время постоянными почитателями народного театра стало около 500 человек. Столь немногочисленный охват авторы проектов объясняют тем, что особое внимание уделяется так называемой лабораторной театральной деятельности. Творческие способности театра с трудом претендуют на то, что в столице некогда было авангардом. В околотеатральной среде существует миф о том, что центр действует до сих пор только благодаря Дороганову и его «отходному бизнесу».

Однако, несмотря на многолетнюю финансовую помощь, появление на сегодняшней базе «Голосова-20» коммерческого проекта Дороганову не представляется возможным. Продюсеры довольно пессимистично смотрят на возможность приватизации

Дороганову европейский театральный центр не по карману
Дороганову европейский театральный центр не по карману

муниципального здания, опасаясь неравной конкуренции и того, что местные бизнесмены могут выкупить помещение, к примеру, под офисный центр. Как выразился Вадим Леванов: раздать вишневый сад на участки под огороды. Как видно, пока проекты театра «новой драмы» имеют нулевую коммерческую ценность. Собственно, и их прототип ТЕАТР. DOC, по словам Вадима Леванова, отнюдь не благоденствует.

То, что сегодня происходит внутри центра, похоже на попытку представителей андеграунда социализироваться через признание и поддержку городских властей. По словам продюсера центра Михаила Болотного, последний проект «Матери-сыночки» вызвал довольно позитивную реакцию у директора департамента культуры Владимира Колосова. Да и его заместитель Владимир Ширяев, хоть и без особого энтузиазма, признал, что такое искусство имеет право на жизнь, но финансироваться будет по мере возможности. Еще недавно департамент культуры относился к центру весьма настороженно, что неудивительно, если вспомнить, что некоторые элементы постановок, как мат со сцены, эпатировали провинциальную публику. Тем более что, по мнению источника в департаменте культуры, с профессиональной точки зрения они не были оправданы, как у их столичных предшественников. А многочисленные контакты с различными фондами и культурными организациями под флагом «Майских чтений» не являются безусловной ценностью для города. Тем более что в мэрии нет недостатка в желающих осуществлять культурные сношения.

В городе есть еще один театр, который испытывает кризис самоопределения. Бывший ТЮЗ, то есть нынешний Молодежный театр драмы, под руководством Владимира Коренного

собрал под своей крышей часть труппы театра «Колесо», но пока, по словам Коренного, ищет актуальное театральное направление. Скепсис по поводу его творческого будущего в первую очередь основывается на фигуре нового директора Владимира Коренного (см. «Хронограф» №11 (83) от 4.04.05), как администратора и возможного режиссера театра. Хотя его коммерческие способности уже дали некий результат. Как сообщил «Хронографу» Владимир Лукич, дело создания попечительского совета сдвинулось с мертвой точки. В его состав изъявили желание войти руководитель президентской общественной приемной Алексей Борисов, директор «Трансформатора» Игорь Птицын и другие менее известные личности. По словам Коренного, они объединяются с «Голосова-20» в некий холдинг, хотя не исключено и полное слияние. В этом случае у них будет единый бюджет. В свою очередь «Голосова-20», как видится руководству ТЮЗа, должен стать инкубатором новых идей.

Комментарии

Владимир ДОРОГАНОВ, спонсор театрального центра «Голосова-20»:

 — Вариант слияния с ТЮЗом интересен, но очень тяжело объединяться ни с чем. Сегодня ТЮЗ – это бурлящий котел, в котором еще неизвестно, что создастся. На мой взгляд, то, что там происходит, – это попытка построения нового старого театра, или, как мы его называем, «колесика». Поэтому и предлагается назвать его — молодежный драмтеатр. Мы предлагаем выйти за рамки традиционного театра, который нигде, кроме города-героя Москвы, уже не востребован. Лично я не вижу и творческих сил в ТЮЗе. Пока там есть только потенциал, с которым нужно работать.

Владимир КОРЕННОЙ, директор ТЮЗа:

- Мне вариант нашего слияния кажется неплохим. Это будет экспериментальная площадка, которая имеет право на ошибку, и если что-то там получается, то спокойно переносится сюда. Мы пытаемся найти что-то новое, и в это видим свое возможное слияние. «Майские чтения» не принимаются в Тольятти, но принимаются в Париже.