Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (532) | 9 февраля 2015г.
 

Снимут со столбов

МП «Самарагорсвет» получило шанс выйти из-под контроля «Волгопромгаза»

Сергей Ромашов

С 26 февраля свою должность может покинуть директор муниципального предприятия (МП) «Самарагорсвет» (СГС) Владимир АБРАМОВ. Согласно основной версии, договор с Абрамовым продлен не будет, т. к. он является креатурой холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ), от представителей которого городскую администрацию планируют зачистить капитально. Однако в применении к Абрамову могут иметь место и другие мотивы для увольнения — от снижения официальных оборотов МП до организации странных тендеров на оказание охранных услуг. Один из таких заказов достался ЧОП «Спика». Даже в самом названии этого ЧОП прослеживаются созвучия с интересами депутата Вячеслава ПИКАЛОВА.

В ноябре 2010 г., когда Владимир Абрамов сменил в должности руководителя СГС Алексея Офицерова, последний в интервью самарским СМИ заявил следующее: «Абрамов представляет «Волгопромгаз». К тому же МП «Самарагорсвет» расположено, по факту, на территории компании, там даже коммуникации общие».

МП СГС действительно могло быть весьма удачно интегрировано в орбиту интересов ВПГ, занимаясь эксплуатацией сетей уличного освещения на территории г. о. Самара и подготовкой технических условий на подключение сетей наружного освещения. Кроме того, предприятие, похоже, развивает и непрофильную деятельность. Оно имело возможность сдавать световые опоры в аренду различным организациям.

Из арбитражной практики следует, что СГС в случае неуплаты задолженности по арендной плате активно требует от арендаторов провести работы по демонтажу волоконно-оптического кабеля со световых опор и подписать акт демонтажа. В частности, замечены разбирательства СГС с ОАО «СМАРТС» и ООО «ИнтеллКом».

Предполагается, что большая часть вырученных СГС от аренды средств могла не доходить до бюджета г. о. Самара. Ведь существует масса приемов сформировать формальные статьи расходов и растворить в них всю реально полученную выручку. Однако это касается средств, которые могли приходить на счета СГС официальным путем.

Но кто бы мог в Самаре проследить за тем, как вообще могли строиться отношения с теми, кто имел нужду прикрепить свои конструкции или коммуникации к световым опорам? Кто готов дать гарантию и полностью за нее ответить, что с 2010 г. в Самаре не было ни единого случая, чтобы за использование опор принималась наличка?

Официальные обороты МП СГС с 2011 г. постоянно снижаются. Выручка СГС в 2011 г. составляла 408 млн р., в 2012 г. — 387 млн р., в 2013 г. -386,5 млн р. При этом стоимость услуг СГС растет, а объем оказанных услуг не уменьшается. Стоимость основных средств СГС в течение 2013 г. увеличилась почти на 410 млн р. И в таких благоприятных обстоятельствах, судя по данным официальной отчетности, деятельность МП сложно назвать эффективной для бюджета. Не исключено, что существует некая черная касса, куда поступают средства от оказанных СГС услуг.

Как в действительности могут осваиваться деньги, проходящие через СГС, можно предположить по странностям, замеченным в ходе проведения ряда тендеров. 19 и 29 декабря 2014 г. МП СГС объявило 2 тендера на право оказания охранных услуг предприятию. Стартовая цена первого запроса предложений на оказание охранных услуг по охране офисов СГС на ул. Галактионовской, 9, и ул. Теннисной, 27, составила 1,4 млн р. К участию были допущены две заявки — от ООО ЧОП «Спика» и ООО ЧОО «ТЕСКО-ЗАЩИТА 1». Обе компании предложили оказать свои услуги за абсолютно одинаковую сумму — 1,321 млн р. Однако первое место по итогам оценки заявок было присвоено заявке ЧОП «Спика». Соответствующий протокол был подписан Владимиром Абрамовым как председателем закупочной комиссии и его заместителем Вадимом Пикаловым, который приходится родственником заместителю гендиректора ООО «СВГК», депутату Самарской губернской думы Вячеславу Пикалову. При этом во внимание, видимо, не было принято то, что ЧОП «Спика» никогда не то что не побеждало, но даже не принимало участия в каких-либо тендерах по распределению бюджетных средств. Что могло бы означать столь странное слово «Спика»? Допустим, что оно сформировано из частей разных слов. Но каких?

Ведь не зря же в конкурсной комиссии свою подпись за ЧОП «Спика» ставил Вадим Пикалов. Его брата Вячеслава в своем кругу наверняка величают Славой. Вот тебе и первая буква «С» в столь странном слове «Спика». С остальной частью этого слова, наверное, все понятно: «пика» — это же главная часть фамилии Славы Пикалова.

В ЕГРЮЛ в качестве видов деятельности ЧОП «Спика» указаны оптовая торговля рыбой, морепродуктами и рыбными консервами, а также розничная торговля. В Росстат свою отчетность ЧОП «Спика» последний раз подавало в 2008 г. Из этой отчетности следует, что ЧОП «Спика», скорее всего, не вело никакой финансово-хозяйственной деятельности. Налицо некоторые признаки, которые зачастую присущи фирмам-однодневкам. Директор предприятия Сергей Шмаков также возглавляет еще два якобы охранных агентства -ООО «ЧОП «Шар» и ООО ЧОП «РИТАГ-1», которые по аналогии с ЧОП «Спика» ранее не были замечены на торгах. Их отчетность слабо отличается от отчетности ЧОП «Спика».

В этой связи интересны итоги второго тендера. Закупка на сумму 135 тыс. р. была осуществлена у единственного поставщика — ООО «ЧОО «Поволжское агентство вооруженной охраны» (ПАВО). ПАВО относится к собственным охранным предприятиям ВПГ. Бывший директор ПАВО Владислав Дворянчиков возглавляет ООО ЧОО «АВО», в учредителях которого раньше числилось ООО «Управляющая компания холдинга «Волгопромгаз». ПАВО, как следует из технического задания, предстоит оказывать СГС охранные услуги по тем же адресам — на ул. Галактионовской, 9, и ул. Теннисной, 27, и, судя по всему, в тот же период. В документации к обоим тендерам указано, что победители будут обеспечивать внутриобъектовые и пропускные режимы на объектах. Учитывая это, можно предположить, что реальная стоимость потребовавшихся СГС охранных услуг составляет как раз 135 тыс. р. И эти услуги будет оказывать ПАВО. ЧОП «Спика» же может предоставить охранные услуги только по документам, а в реальности распределить полученные от СГС средства совсем на другие цели.