Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (532) | 9 февраля 2015г.
 

Хитрый поручитель

Сбербанк теряет возможность требовать долги с ОАО «Акоста»

Татьяна Федорова

6 февраля в Арбитражном суде Самарской обл. продолжилось рассмотрение дела о банкротстве ОАО «Акоста». Компания была одним из крупнейших дилеров грузовых автомобилей и спецтехники. ОАО «Сбербанк России» (Сбербанк) не смогло попасть в реестр кредиторов с суммой требований 114 млн р. Конкурсный управляющий сумел опротестовать сделки, в которых ОАО «Акоста» выступало поручителем для ряда компаний. Процесс, связанный с банкротством компании, длится почти три года.

Начиная с 2010 г. кредиторы четыре раза пытались обанкротить ОАО «Акоста». Процедура банкротства была начала в 2012 г. по заявлению ОАО Банк ВТБ, которому компания задолжала около 28 млн р. «Акоста» была признана банкротом 26 февраля 2013 г. Кредиторами были признаны ФНС по Кировскому р-ну, сумма требований — 3,75 млн р., ЗАО КБ «Газбанк» — 58,09 млн р., ООО «Средневолжская газовая компания» — 4,15 млн р, ООО «Элвес» — 9,7 тыс.р. Изначально Сбербанк вошел в реестр кредиторов с суммой требований 114,1 млн р. Это могло позволить ему взять процедуру банкротства «Акосты» под свой контроль.

ОАО «Акоста» выступало поручителем при оформлении кредитов для ООО «Акоста-СТ», ООО «Волжский Берег», ООО «Сервис-Волга». Однако позже все перечисленные сделки между Сбербанком и ОАО «Акоста» были признаны недействительными, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами. Так, 25 февраля 2014 г. конкурсный управляющий ОАО «Акоста» Руслан Салихов обратился в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением об оспаривании сделки должника. Он просил признать недействительными договоры поручительства, заключенные между ОАО «Акоста» и ОАО «Сбербанк России», в обеспечение исполнения обязательств со стороны заемщиков: ООО «Акоста-СТ», ООО «Волжский Берег».

Как следует из материалов дела, между банком и ООО «Волжский берег» 17 марта 2011 г. были заключены два кредитных договора каждый по 16 млн р. ОАО «Акоста» выступило поручителем. Также Сбербанк выдал ООО «Акоста-СТ» 80,5 млн р. под гарантии ОАО «Акоста». Заемщики своих обязательств не исполнили. Кстати, на данный момент ООО «Акоста-СТ» тоже находится в стадии банкротства, как и ООО «Волжский берег».

Конкурсный управляющий Салихов посчитал, что в результате заключения договоров поручительства был причинен вред имущественным правам кредиторов. Как указано в материалах дела: «Сделки имеют признаки подозрительности. Сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом». Производство по делу о несостоятельности ОАО «Акоста» возбуждено 29 июня 2012 г., а оспариваемые Салиховым сделки были совершены 23 июня 2011 г. и 17 марта 2011 г., т. е. в пределах трехлетнего срока до принятия заявления о признании компании банкротом.

Материалами дела о банкротстве подтверждается, что у ОАО «Акоста» еще с 2009 г. имелись долги перед другими кредиторами — ОАО Банк ВТБ и ЗАО АКБ «Газбанк». Кроме того, на момент заключения договоров поручительства за ОАО «Акоста» числилась задолженность по налогам и сборам. Согласно бухгалтерскому балансу на 31 марта 2011 г. у ОАО «Акоста» имелись активы на общую сумму 168,08 млн р. Сумма обязательств, принятых на себя только по договору поручительства за ООО «Акоста-СТ», составляет 47% от стоимости активов ОАО «Акоста».

Суд пришел к выводу, что Сбербанк при оформлении кредитных договоров и договоров поручительства с ОАО «Акоста» не мог не знать о финансовом состоянии организации. У ОАО «Акоста» в Сбербанке имелся расчетный счет, к которому еще 18 марта 2010 г. было предъявлено платежное требование ОАО Банк ВТБ на сумму 21,17 млн р. с назначением платежа: просроченная задолженность по кредитному соглашению.

Суд посчитал, что указанные факты свидетельствуют о том, что Сбербанку перед совершением сделок было известно о неисполнении обязательств перед кредиторами со стороны ОАО «Акоста». Это свидетельствует об осведомленности о признаке неплатежеспособности. Но, несмотря на эти обстоятельства, кредиты Сбербанком все равно выдавались. Можно предположить, что бывшее руководство ОАО «Акоста» сумело неким образом договориться с менеджерами банка, которые якобы не заметили неплатежеспособности поручителя. В результате сделка между банком и «Акостой» судом была признана недействительной.

Также была опротестована сделка между ОАО «Акоста» и ООО «Сервис-Волга». 7 декабря 2011 г. был заключен договор, согласно которому «Акоста» обязалось передать в собственность ООО «Сервис-Волга» ряд объектов недвижимости, расположенных в Самаре в Кировском р-не по адресу: Зубчаниновское ш., 126, а также долю в размере 9/10 в праве собственности на земельный участок, находящийся по тому же адресу. Общая цена объектов недвижимости составила 75,62 млн р. Согласно договору покупатель в срок до 15 декабря 2011 г. должен был произвести оплату в размере 20% путем перечисления денежных средств на расчетный счет ОАО «Акоста». Оставшуюся часть — 60,5 млн р. — покупатель должен был перечислить в Сбербанк в счет погашения задолженности. Эта сделка тоже показалась конкурсному управляющему подозрительной.

Опираясь на сведения из ЕГРЮЛ, суд пришел к выводу, что ОАО «Акоста» и ООО «Сервис-Волга» являются заинтересованными по отношению к друг другу лицами. На момент совершения сделки директором ОАО «Акоста» являлся Владимир Зубов, учредителем ООО «Сервис-Волга», владеющим 100% долей в уставном капитале общества, был Владимир Владимирович Зубов, который является сыном директора ОАО «Акоста». Кроме того, проданное имущество на тот момент уже находилось в залоге у Сбербанка. Отметим, что банк установил рыночную стоимость имущества в размере 81,84 млн р., т.е. более чем на 6 млн р. выше, чем в договоре купли-продажи недвижимости. В результате и эта сделка была признана недействительной.

По итогам процессов Сбербанк не сумел закрепиться в реестр требований кредиторов ОАО «Акоста». Для банка это серьезный риск лишиться возможности вернуть деньги.

Согласно списку аффилированных лиц ОАО «Акоста» от 31 декабря 2010 г. Владимир Владимирович Зубов (младший) являлся владельцем 24,36% акций компании. Еще 29,3% акций контролирует Наталья Зубова и 9,04% — Владимир Викторович Зубов (старший). Также старший Зубов является учредителем (100%) и директором ООО ЛК «Акоста Авто лизинг». Часть акций «Акосты» распределена между Олегом Саблиным (2,2%) и Фаиной Лапшиной (18,41%).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.