Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (532) | 9 февраля 2015г.
 

Арзамаскина выгораживают

Причиной грязных стоков от МП «Инженерные системы» видят экокультуру населения

Татьяна Федорова

4 февраля история с обязанием МП г. о. Самара «Инженерные системы» (ИС) под руководством Сергея АРЗАМАСКИНА прекратить сброс неочищенных сточных вод в р. Самару и р. Волгу получила неожиданное продолжение. В адрес ОАЕ «Хронограф» поступили комментарии регионального управления Росприроднадзора относительно сложившейся ситуации. Как следует из ответа, возникшая проблема является многофакторной и требует усилий многих субъектов. В первую очередь, конечно, граждан Самары, которые якобы загрязняют прилегающие к ливневкам территории и сливают туда бытовые отходы. Возникает ощущение, что наконец-то назревшие у нового руководства города выводы, которые требовалось применить к руководству ИС уже достаточно давно, сегодня тщательно пытаются предотвратить не без помощи надзорных ведомств. Не усматривается ли в этом коррупционные проявления?

Бумага стерпит

14 января решением федерального суда Промышленного р-на г. Самары ИС обязали прекратить сброс неочищенных сточных вод в р. Самару и р. Волгу до получения права пользования водными объектами и разрешения на сброс загрязняющих веществ. С соответствующим иском в суд обратилась Самарская межрайонная природоохранная прокуратура. Поводом для разбирательства стали результаты проверки. Выяснилось, что за 2014 г. в р. Самару и р. Волгу было сброшено около 6,5 млн кубометров неочищенных сточных ливневых вод по 34 выпускам. Данные инженерные сооружения находятся в ведении ИС. При этом у предприятия нет соответствующей разрешительной документации на сброс. В сбрасываемых стоках специалисты обнаружили многократные превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ: железа, меди, алюминия, нефтепродуктов, аммония, цинка и др. (см. «Хронограф» № 2 (530) от 26.01.15).

Недоумение экспертов вызвала формулировка судебного решения. ИС обязали прекратить сброс грязных стоков не до момента ввода в эксплуатацию необходимых очистных сооружений или хотя бы установки фильтров, а всего лишь до получения разрешительных документов. Т.е. подразумевается, что как только директор ИС Сергей Арзамаскин выправит нужные бумажки, все формальные препятствия дальнейшему сбросу грязи в реки исчезнут, а ответственность улетучится. Как будто бы и не было никогда стартовавшей при мэре Дмитрии Азарове программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Самары на 2011-2025 гг., в рамках которой ИС фигурировало едва ли не основным распорядителем средств, предназначенных в т.ч. для модернизации стоков.

Золотой снег

Важно отметить, что сбросы неочищенных стоков ИС производит уже не первый год, однако при Азарове, назначившем директором МП Арзамаскина, проблему почему-то замалчивали. И только сегодня благодаря новому руководству города, жесткой рукой взявшемуся наводить порядок во всех структурных подразделениях горадминистрации и муниципальных предприятиях, природоохранная прокуратура и Росприроднадзор наконец проявили себя по отношению к ИС. Но если сказали «А», то надо говорить «Б».

Оказалось, что есть стоки, за которые не наказывают
Оказалось, что есть стоки, за которые не наказывают

Т.е. дожимать ситуацию и обязывать ИС прекратить сброс стоков вплоть до появления качественных очистных сооружений, которые, к слову, уже давно должны были быть созданы в рамках вышеупомянутой комплексной программы. К примеру, на строительство сооружений для складирования снега, вывозимого с территории города, и очистки талого стока в целом планировалось потратить 900 млн р. И где же сегодня эти сооружения за чертой города, где очистка стока? Грязный снег продолжает таять прямо на улицах Самары, поступать в ливневки ИС и отравлять воды двух рек, на которых стоит город. Куда дели деньги? И почему Арзамаскин позволяет себе игнорировать решение суда, заявляя, что предприятие не имеет возможности прекратить или временно ограничить сброс неочищенных стоков?

4 февраля в ОАЕ «Хронограф» поступил ответ управления Росприроднадзора по Самарской обл., подписанный начальником отдела юридического обеспечения Григорием Вильмасом. Вопрос, поставленный перед ведомством, звучал совершенно четко: какие санкции будут применены к ИС в случае, если МП не исполнит решение суда, продолжив сбрасывать неочищенные стоки? Ответ же надзорного органа очень сильно удивил. Сразу же бросилась в глаза формулировка, что «возникшая проблема по сбросу неочищенных стоков через дождевую канализацию является многофакторной и требует усилий многих субъектов». Т.е. ответственность ИС сразу как бы начала размываться.

Далее говорилось о том, что в первую очередь необходимо реализовать долгосрочную целевую программу «Развитие системы дождевой канализации г.о. Самара на 2013-2022 гг.», принятую администрацией г.о. Самара в бытность мэром того же Дмитрия Азарова. «Основными мероприятиями программы являются проектирование и строительство очистных сооружений на выпусках дождевой канализации г.о. Самара в целях прекращения загрязнения окружающей среды и выполнения норм природоохранного законодательства», -сообщил Вильмас. Отсюда следует, что мероприятия, которые должны были быть выполнены силами ИС по комплексной программе на 2011-2025 гг., впоследствии были перенесены в программу на 2013-2022 гг. С момента старта второй программы прошло уже два года. А где же результат? Похоже, вторая программа, как и первая, сильно буксует. Кто в этом виноват? Разве не те, кому поручили исполнение мероприятий? А может быть, стоит спросить, куда ушли деньги, отложенные на мероприятия?

Встали на защиту

Самое же интересное в комментариях Росприроднадзора заключается в следующем: «Реализовать названную программу невозможно без повышения общей экокультуры граждан по использованию ливневой канализации. Загрязненность прилегающих территорий к колодцам ливневой канализации, сброс бытовых стоков в канализацию являются факторами, загрязняющими стоки.

Полагаем, что гражданская позиция каждого проживающего в г.о. Самара должна не только побуждеть его не допускать загрязнения стоков своими действиями, но и во всех случаях выявления фактов их загрязнения сообщать в уполномоченные органы».

Т.е. реализация мероприятий по строительству очистных сооружений на канализационных выпусках поставлена в зависимость от экокультуры граждан по использованию ливневок. Будто если граждане перестанут загрязнять прилегающую к колодцам И С территорию и сбрасывать в них бытовые стоки, из стоков сразу же исчезнут найденные прокуратурой ПДК нефтепродуктов и тяжелых металлов. Нет, не исчезнут, потому как образуются они отнюдь не в быту. И граждане тут ни при чем. Спрашивать скорее надо с промышленных предприятий и коммунальных служб, щедро осыпающих город химреагентами. И второе. Нет никакой зависимости. Очистные сооружения нужно было построить давно. Тогда они и бытовые отходы задерживали бы. Но главное — не давали бы попадать в реки отравляющим веществам. Однако в создании версии о зависимости, судя по всему, кто-то очень сильно заинтересован. И таких интересантов можно поискать в ИС. Вероятно, они как-то убедили Росприроднадзор не нагнетать страсти с отсутствием очистных?

Кстати, завершающая часть ответа надзорного ведомства вообще намекает на то, что вскоре за очистку стоков будут отвечать сами абоненты, которым придется задуматься о создании собственных локальных очистных сооружений (см. комментарий). В применении к какому-нибудь крупному предприятию это еще куда ни шло. Но что делать обычным гражданам — лично и за свой счет устанавливать фильтры на решетки канализационных колодцев ИС?

ИС, если следовать этой логике, только и останется, что отслеживать качественные показатели принимаемых в канализацию стоков с помощью маркеров, как на то указывает Росприроднадзор. И можно будет не строить очистные сооружения еще лет 100-200. А ответственные за их строительство, в т.ч. Сергей Арзамаскин, продолжат занимать руководящие должности.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Григорий ВИЛЬМАС, начальник отдела юридического обеспечения управления Росприроднадзора по Самарской обл.

-С 1 июля 2015 г. согласно ст. 27 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).