Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (531) | 2 февраля 2015г.
 

Свернули «горизонты»

Нефтесервисные компании Григашкина становятся банкротами

Татьяна Федорова

13 января было признано банкротом ЗАО НПП «Самарские горизонты» с ИНН 6312114910 (СаГор-1). Это уже вторая компания со схожим до степени смешения фирменным наименованием, в отношении которой за последние полгода открыли конкурсное производство. 1 сентября 2014 г. банкротом признали ЗАО НПП «Самарские горизонты» с ИНН 6312051989 (СаГор-2). СаГор-1 и СаГор-2 контролировал Геннадий ГРИГАШКИН (на фото). Есть и третья компания, которая появилась раньше двух первых — это также принадлежащее Григашкину ЗАО НПФ «Самарские горизонты» (НПФ СаГор). Сам Григашкин в мае прошлого года сетовал на кризис, поразивший российские нефтесервисные компании. Однако не исключено, что банкротство его активов началось по причине вскрытия ФНС применения ими схем оптимизации налогообложения.

Конкурсное производство в отношении СаГор-1 было открыто сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Сергей Пьянков. В своем отчете он отметил, что восстановить платежеспособность должника невозможно. Это утверждение довольно спорно, учитывая, что балансовая стоимость имущества СаГор-1 на 1 января 2014 г. была равна 11,21 млн р., а в реестр требований включены требования кредиторов на сумму всего чуть более 3 млн р. Признаков фиктивного банкротства Пьянков не выявил, а в отношении признаков преднамеренного банкротства у него оказалось недостаточно информации.

Показательно, что Пьянков представляет САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих», чья штаб-квартира зарегистрирована буквально рядом с офисом СаГор-1 — г. Самара, Московское ш., 18-й км. При таких обстоятельствах договориться с Пьянковым о даче нужного заключения бенефициару СаГор-1 Григашкину не составило бы труда. К тому же СаГор-1 — довольно свежая компания. Она была учреждена в феврале 2012 г. Объективных причин для столь скоропостижного банкротства не усматривается. Зато могут быть субъективные причины — например, включенное в реестр требований кредиторов должника требование ФНС России в размере 2,47 млн р. Это свыше 82% от совокупного размера требований, попавших в реестр.

Схожие странности наблюдаются в деле о банкротстве СаГор-2. Конкурсное производство в отношении этой компании было открыто 1 сентября 2014 г. Заявителем выступила ФНС России. В реестр требований кредиторов вошли требования на общую сумму 3,84 млн р., причем все это — задолженность перед бюджетом. 12 декабря 2014г. на собрании кредиторов единственный кредитор в лице ФНС России не принял отчет конкурсного управляющего Алексея Серова. Вместе с тем собрание обязало Серова обратиться в арбитражный суд с заявлением об истребовании документации у бывшего руководителя должника Григашкина (бухгалтерской отчетности, материальных ценностей, печатей, штампов и т.д.). Но более важно, что ФНС обязала Серова провести финансовый анализ должника и представить заключение о признаках фиктивного/преднамеренного банкротства. Серову также предстоит провести анализ сделок СаГор-2 по отчуждению автотранспортных средств, земельных участков и обратиться в суд с заявлением об оспаривании данных сделок. Многое указывает на то, что подозрения кредитора небеспочвенны.

СаГор-2 был основан в июле 2003 г. Фирменные наименования СаГор-1 и СаГор-2 сходны до степени смешения с наименованием еще одной фирмы, подконтрольной Григашкину. Речь о появившемся еще в далеком 1996 г. НПФ СаГор. Эта компания является действующей. Ее участниками выступают сам Геннадий Григашкин и Валерий Кульчицкий. Кульчицкий — профессор, заместитель по научной работе заведующего кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина», директор НИИ буровых технологий. Не исключено, что именно с его помощью Григашкин в 1996 г. основал свой бизнес.

На официальном сайте sagor.ru, кстати, указано, что НПП «Самарские горизонты» основано в 1996 г. для разработки и внедрения отечественных технологий и технических средств в нефтегазовой промышленности. «Предприятие специализируется на разработке и производстве геонавигационного оборудования, систем геолого-технологического контроля процесса бурения, оборудования для закашивания скважин, бурового оборудования», — говорится о профиле деятельности. Правда, в 1996 г. было основано НПФ СаГор. А оба НПП сегодня банкроты. Т. е. этим сообщением на сайте sagor.ru потенциальные партнеры Григашкина могут быть введены в заблуждение.

О заказчиках СаГоров на сайте говорится, что это ведущие нефтедобывающие предприятия России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Китая. Однако, судя по всему, заказами Григашкина в последнее время не балуют. Государственных заказов нет совсем. Не исключено, что с целью привлечения к себе внимания со стороны крупных заказчиков один из СаГоров в 2014 г. стал резидентом технопарка «Жигулевская долина» и партнером «Сколково». Внимания так и не последовало.

Вторая причина вхождения в «Жигулевскую долину» и «Сколково» могла состоять в расчете на получение налоговых льгот. Все-таки, как ни крути, а налоги платить надо, особенно если от них не получается уйти. Те же СаГор-1 и СаГор-2 с большей долей вероятности могли создаваться в целях оптимизации налогообложения деятельности, которую вело НПФ СаГор. Любопытно, что, как только сформировалась задолженность перед ФНС России, Григашкин сразу же поспешил с банкротством своих компаний. И кризис отрасли нефтесервиса здесь, скорее всего, ни при чем. А если в банкротствах СаГор-1 и СаГор-2 еще и обнаружатся признаки преднамеренности, то кризис наступит только у Григашкина.