Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (531) | 2 февраля 2015г.
 

Поставить заслон

Бандитской вольнице на Волге еще можно успеть

Георгий Кизельгур

23 января подтвердилась информация о значительном росте цен на продукты питания, в т.ч. и рыбу. Эти данные были размещены на официальном сайте прокуратуры Самарской обл. Помимо санкций со стороны США и стран Евросоюза, рост цен на рыбу в регионе мог быть спровоцирован целенаправленной парализацией промышленного рыболовства. В такой ситуации, под диктовку браконьерского сообщества, цены на рыбу с высокой долей вероятности, будут расти и в дальнейшем.

Вплоть до Обамы

Важно сказать, что Прокуратура Самарской обл. по поручению Генеральной прокуратуры РФ проводила проверочные мероприятия, направленные на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию. Параллельно такие же мероприятия шли и в других регионах России. Это понятно и естественно: вопрос обеспечения продовольственной безопасности стоит сейчас на государственном уровне. В то же время стоит предположить, что не всегда и не везде рост цен может быть напрямую связан с режимом санкций или обусловлен объективными причинами. Возможно, целенаправленное, как это оценили бы ранее, «вредительство» со стороны организованного преступного сообщества. Оно может объединять чиновников, сотрудников силовых и надзорных ведомств, криминалитет.

К тому же при желании в некоторых процессах легко заметить прямой интерес со стороны США, действующих через вполне определенных лиц в России. Это уже не вредительство, это экономическая война. Цели Запада в ней неоднократно озвучивались как по отношению к СССР, так теперь и по отношению к России. Достаточно вспомнить о заявлениях со стороны президента США Барака Обамы.

Что же происходило и происходит сегодня на Волге? С одной стороны, заметно, что, несмотря на приостановку промышленной добычи рыбы, количество продукта, в т.ч. и местного, продаваемого на рынках, на обочинах дорог, железнодорожных вокзалах региона, похоже, не убавилось. Понятно, что значительная ее часть может быть добыта браконьерским способом. Только если ранее официальные источники сообщали о небольших колебаниях и незначительном росте цен, то теперь истинное положение дел подтверждено прокуратурой. При такой оживленной торговле остается задаться вопросами: почему же не наполняются бюджеты, откладываются социальные проекты? Для ответа на них необходимо проанализировать прежнюю и нынешнюю системы «равновесия» в рыбодобыче.

Одно время траловый лов рыбы как на Куйбышевском, так и на Саратовском водохранилищах официально не применялся. В т. ч. и по причине отсутствия соответствующих нормативных актов. Это было время расцвета теневого рыболовства, браконьерской «вольницы». На фоне безнаказанности на Волге хозяйничали, по сути, представители криминалитета. Кое-что, наверное, контролировал и Рыбнадзор, другие подобные организации. Сайт www.promfishsamara.com сообщал: «Рыбинспекторы получали соответствующую мзду от браконьеров, а последние получали возможность беспрепятственно и безнаказанно добывать «что нужно» и «сколько нужно». А сейчас и из рук в руки давать ничего не надо. Достаточно перевода на банковскую карточку.

Уходят лучшие

В 2009 г. вступили в действие новые «Правила рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна». Было разрешено применение промысловых разноглубинных тралов. Также были сформированы и утверждены рыбопромысловые участки. Они были распределены в 2010 г. в пользование в ходе аукционов по многолетнему принципу. Все стало прозрачно. Теневой бизнес с этого момента лишился ощутимой части своих неконтролируемых доходов. А сотрудникам «крыш» перестали «светить» как новые джипы, так и ежегодный отдых на Мальдивах. Около трех лет ушло у официальных рыбопромысловиков на то, чтобы переломить ситуацию на Волге и если не уничтожить браконьерский бизнес, то заметно потеснить его с занятых позиций.

Промышленники не раз рвали браконьерские сети
Промышленники не раз рвали браконьерские сети

Промысловики создали и собственную, довольно эффективную систему безопасности. Стоит отметить и большую поддержку официальной рыбодобычи со стороны руководителя Средневолжского территориального управления Росрыболовства Евгения Кашинцева. Его принципиальная позиция по борьбе с браконьерами общеизвестна.

Конечно, были и есть и другие сотрудники различных структур, руководители, которые честно выполняли свой долг, пытались противостоять беспределу. Но теневой бизнес быстро перестроился и перешел к активным действиям. Начались различные провокации. Евгений Кашинцев, так или иначе, вынужден был покинуть свой пост. А среди тех, кто спал и видел себя хозяином в названной структуре хотя бы на своей территории, некоторые наблюдатели называют начальника отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов управления Росрыболовства по Самарской обл. Владимира Кадушникова. Кстати, сейчас в этом отделе могут работать и ранее судимые люди.

Сайт www.promfishsamara.com, в частности, сообщал: «Инспекторы отдела Кадушникова... начали возбуждать административные дела и привлекать должностных лиц предприятий к ответственности... При этом те предприятия, которые имеют такую возможность, успешно обжаловали постановления... Подавляющая часть постановлений отдела Кадушникова в итоге была отменена судебными инстанциями...».

Административное преследование промысловиков могло усилиться после того, как только за 2013 г. службами безопасности предприятий, по информации источников, было изъято и уничтожено более 60 км браконьерских сетей.

Так, по данным источника, в июне 2013 г. в полицию поступила следующая информация: «Сотрудники службы безопасности одного из предприятий рыбодобычи выполняли мероприятия, связанные с охраной рыбопромыслового участка. В результате проверки были обнаружены браконьерские сети в количестве 8 штук. В целях недопущения браконьерства... были приняты меры для изъятия браконьерских сетей, но... со стороны берега раздались выстрелы».

В правоохранительные органы было подано заявление. Ко всеобщему удивлению, в скором времени к ответственности был привлечен сотрудник службы безопасности предприятия! Т.е. привлекли не лицо, которое стреляло по сотрудникам безопасности, не браконьера, который ставил сети, нет! Привлекли сотрудника предприятия, который попытался уничтожить браконьерские сети! Т.е. действия по охране участка от браконьерских сетей были расценены как незаконные!

Но тогда справедливость восторжествовала. Суд признал действия сотрудника службы безопасности законными. А постановление сотрудника отдела Кадушникова -подлежащим отмене. Видимо, именно тогда модераторами теневого браконьерского бизнеса было принято решение перевести борьбу в несколько иную плоскость.

На сайте www.promfishsama-ra.com сообщалось: «Следует обратить внимание: именно... Кадушников, отказавшийся ранее проводить обследование орудий лова рыболовецких теплоходов, принимает активное участие в аресте судов, ...именно Кадушников, выступая специалистом, подписывает соответствующие заключения...».

Сам Владимир Кадушников в конце ноября 2014 г. сообщал «Хронографу»: «Вопрос продовольственной безопасности региона в компетенцию отдела не входит, однако говорить о том, что приостановка в Самарской обл. добычи (вылова) водных биоресурсов с применением тралов ведет к прекращению промышленного рыболовства, нельзя... объем добытых... биоресурсов при помощи тралового орудия лова на общем объеме... незначителен... промышленная добыча рыбы в регионе активно продолжается другими орудиями лова».

Также Владимир Кадушников добавил: «Информацией о каких-либо фактах покровительства браконьерству со стороны сотрудников государственных органов и иных организаций отдел не располагает....отдел принимает все исчерпывающие меры для борьбы с незаконными действиями в области рыболовства...».

И это притом что только службой безопасности предприятий совместно с правоохранительными органами за 2014 г. было уничтожено уже более 74 км сетей. Зато в заслуги его отдела можно смело записать десятки протоколов и постановлений, но в отношении промышленных предприятий.

Лучшие, как всегда, уходят первыми. Поговаривают, что сейчас пытаются раскачать кресло и под еще одним непримиримым борцом с браконьерством — руководителем департамента охоты и рыболовства Самарской обл. Вячеславом Лебедевым. Затем, конечно, ситуация для многих и многих, а главное — теневого бизнеса, может измениться в соответствии с поставленными задачами. А кто приходит вместо них, старожилов матушки-Волги, таких, как Кашинцев, Лебедев?

Остается надежда

А тем временем публикации в СМИ не прекращались. Продолжались и митинги. Конечно, такие мероприятия нуждаются в серьезном финансировании. Начать следует с того, что рядовой рыбак вряд ли самостоятельно поедет из глубинки митинговать в областной центр. А на взятки, подкуп нужных чиновников, особенно вышестоящих, средств необходимо на несколько порядков больше. Так же, как и на информационную войну. Иначе браконьерское сообщество может совсем остаться не у дел.

Одним из источников финансирования легко могут стать поборы с рыбаков. Эти средства как раз и могут направляться в т.ч. и «нужным» чиновникам. Организуется общественное мнение. Формируются уголовные дела в отношении промышленников.

А для отвлечения внимания сочиняется сказка о безусловном вреде тралового лова. Причем к делу, даже не скрываясь, подключаются стипендиаты фонда Сороса, члены нью-йоркской Академии наук. Где-где, а уж в США-то сейчас и не скрывают планов по развалу экономики России, эта политика одобрена свыше.

Результат — рыбодобывающая отрасль целенаправленно разваливается. Причем это происходит при полном бездействии, если не при негласном одобрении многих и многих органов. Рынок вновь заваливается браконьерской рыбой. Криминалитет диктует цены на продовольствие, а вырученные средства вновь идут в оборот, на решение названных задач. При необходимости — и по второму, и по третьему кругу.

В конце концов на Волге вновь воцарится даже не неконтролируемая вольница, а черный воровской нал. Править будет он, а не закон. Законный бизнес уже на грани банкротства, холодильники и счета рыбодобывающих предприятий пустеют.

Любопытно, что, например, борьбе с теми же нефтеврезками, левой нефтедобычей придается почти государственное значение. Но здесь легко читаем интерес крупных нефтяных компаний. Браконьерство также можно определить как своеобразную «врезку». «Рыбоврезку». Только возможности самарских рыбодобытчиков куда ниже, чем у нефтяников.

А по сути ведь разницы нет. Есть выкупленные квоты на добычу. У всех есть разрешения — лицензии. Есть те же тралы — как бы нефтедобывающие предприятия. Есть переработка. Осуществляется, вернее, уже только осуществлялась добыча качественного товарного сырья. А повышенного внимания к раскрытию преступлений в этой сфере нет.

От рыбопромысловиков уже приходится слышать, что на ситуацию в регионе сейчас могут повлиять только два человека. Это губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин, а также вице-губернатор Самарской обл. Валерий Юртайкин. Да еще свое веское слово может сказать система ФСБ. Когда, как не сейчас, во времена, когда под угрозой в масштабах государства оказалась продовольственная безопасность, следует принимать соответствующие решения.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.