Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (531) | 2 февраля 2015г.
 

Повысить эффективность управления

Николай Меркушкин уверен, что реформа МСУ позволит местной власти максимально учитывать интересы людей

Борис Кротов

27 января в Губернской думе состоялось расширенное заседание Общественной палаты Самарской области (ОП СО). В работе заседания принял участие губернатор Николай МЕРКУШКИН. Повестку дня сформировала необходимость дальнейшего совершенствования системы местного самоуправления (МСУ). По итогам дискуссии стало понятно, как изменится работа органов власти и избирательная система в Самаре. Тезис президента РФ Владимира ПУТИНА о возможности «дотянуться до власти рукой» нашел фактическое отражение в передаче ряда полномочий на низовой, более близкий людям уровень власти. Сейчас перед обществом стоит задача сформировать механизмы, позволяющие привлекать в муниципальное управление компетентных, неравнодушных и целеустремленных самарцев.

Трансформация МСУ

Участие в заседании ОП СО приняли наиболее авторитетные жители Самары и области, лидеры общественного мнения. От органов исполнительной и представительной власти в дискуссии участвовали губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин, глава администрации Самары Олег Фурсов, председатель городской думы Александр Фетисов. Ключевой темой заседания ОП СО стала реформа МСУ, передача части государственных полномочий на более низовой уровень. Именно для того, чтобы МСУ были готовы к принятию передаваемых полномочий, в регионе в 2014 г. произошла определенная трансформация органов местного самоуправления.

В Самарской обл. еще в 2014 г. определились со схемой выборов глав муниципалитетов и местных администраций. На смену прямым выборам пришла контрактная система назначения руководителей органов исполнительной власти. Представительские же функции передали председателям дум. В частности, подобная схема была реализована в Самаре. Она будет реализована и в Тольятти после окончания срока полномочий мэра Сергея Андреева.

- Пока мэра не будут назначать, чтобы можно было расставаться с ним, как только он не оправдал надежд горожан, толку не будет, — поддержал нововведения экс-депутат Самарской губернской думы, главный врач ГБУЗ СО ТГКБ № 1 Виталий Гройсман. — Сейчас этот принцип нашел свое отражение в соответствующих законодательных инициативах. И это абсолютно правильно. Не справился — извини, будь здоров.

Следующий шаг для областного центра в проведении административной реформы — децентрализация власти и переход на двухуровневую схему местного самоуправления. Сейчас правительство Самарской обл., губернская и городская думы разработают законопроект о наделении Самары статусом городского округа с внутригородским делением. Схема предполагает создание внутригородских районов в качестве новых муниципальных образований. Возможность каждому субъекту федерации самостоятельно выбрать оптимальную для его нужд схему местного самоуправления предоставил президент РФ Владимир Путин. Он поставил задачу перед регионами — сделать местные системы управления территориями более эффективными. Теперь регион стремится сделать самоуправление на местах реальным. Чтобы оно отвечало признакам, присущим самоуправлению. Это в первую очередь саморегуляция, самоорганизация и контроль. Без этих составляющих настоящего самоуправления не бывает. «Когда мы спускаем функции города на уровень хотя бы районного звена, мы пытаемся сделать самоуправление адекватным его назначению, — пояснил ключевой вектор развития административной реформы в Самарской обл. член ОП СО Виктор Полянский. — Многие государственные функции сейчас переданы государству, но сейчас идет процесс передачи полномочий на более низовой уровень совместно со средствами на исполнение этих обязанностей».

Дотянуться до власти рукой

По логике процесса, Самара должна стать первым крупным городом губернии с реальным внутригородским делением и муниципальным устройством, предполагающим самостоятельное администрирование в границах районов.

Для этого, во-первых, предлагается изменить схему назначения глав районных администраций. Она должна стать аналогичной той, которая применяется для назначения главы администрации города. Об этом на заседании ОП СО рассказал глава администрации г.о. Самара Олег Фурсов. «В каждом районе создадут конкурсные комиссии, состав которых на 50% будет сформирован по рекомендации главы администрации Самары, на 50% — из представителей районного совета депутатов, — рассказал Олег Фурсов. — Это позволит выстроить понятную и прозрачную систему отбора кандидатур, учитывающую как пожелания руководителей города, так и мнение населения района».

Во-вторых, в территориально отдаленных поселках Самары, таких как Зубчаниновка, Прибрежный, Береза и других, появятся отделения районных администрации. Их глава администрации Самары условно назвал управами. «Наша цель — упростить процедуру обращений граждан к специалистам, обладающим полномочиями для решения текущих вопросов, — рассказал Олег Фурсов. — Систему нужно выстроить таким образом, чтобы для решения проблемы не пришлось выезжать за пределы микрорайона и тратить время на дорогу до администрации. То есть у людей должна появиться возможность «дотянуться до власти рукой», о чем и говорит президент».

Другой отличительной чертой административного переустройства региона заключается перспективы привлечения территориальных общественных советов, созданных на уровне микрорайонов. Эта мера полностью соответствует принципам МСУ, считают эксперты. «Нужно дать возможность самоорганизоваться в органах местного самоуправления активному, деятельному населению», — уверен Виктор Полянский.

Финансирование передаваемых полномочий, а также финансирование администраций районов при этом должно пройти дополнительное обсуждение и корректировку. Проектом регионального закона планируется, что районные власти получат больше полномочий, а также свои бюджеты. Какие именно это полномочия и из каких источников будет наполняться районная казна, пока обсуждается. Губернатор считает, что в бюджеты внутригородских районов могут пойти налоги от деятельности малого бизнеса. Кроме того, в планах региональных властей выйти на федеральный уровень с просьбой распространить действие закона о местных сборах не только на Москву и Санкт-Петербург, но и на Самарскую обл. В целом кардинального увеличения существующего финансирования не планируется. Предполагается, что часть средств на финансирование нужд районов высвободится за счет оптимизации численности чиновников более высокого уровня — в мэриях и администрациях городских округов, а также муниципальных предприятиях.

Персональный подход

Осенью этого года истекает срок полномочий у Думы г.о. Самара. Таким образом, Самара претендует и на то, чтобы стать пилотным гордом, в котором должен быть опробован новый многоуровневый принцип формирования представительных органов. Планируется, что в каждом городском районе появится районный совет депутатов, наделенный правом законодательной инициативы. В советы будут избираться 30 человек, в самых крупных районах — 40. «Формирование более мелких избирательных округов позволит закрепить за каждым депутатом сравнительно небольшую территорию, — рассказал Олег Фурсов. — Таким образом, члены районного совета получат возможность знать каждого избирателя лично, а значит, эффективно представлять его интересы».

С Олегом Фурсовым согласен и Александр Фетисов. «Местное самоуправление должно стать системой шаговой доступности для людей, и предлагаемые меры направлены именно на достижение этой цели. В случае реализации предлагаемой схемы значительно снизится нагрузка на каждого депутата.

Сегодня это около 25 тыс. человек, а будет не более 5 тыс. В каждую проблему каждого двора при такой модели абсолютно точно можно вникнуть и разобраться с вопросами, которые беспокоят жителей. Следовательно, теперь депутат может и обязан будет знать буквально каждого своего избирателя и наладить свою работу более эффективно», — уверен Александр Фетисов.

Итак, сейчас в Самаре в каждом избирательном округе примерно по 25 тыс. человек, а будет чуть меньше пяти тысяч. Половина депутатов в райсоветы будет избираться по одномандатным округам, половина -по партийным спискам. А городскую думу предлагается формировать из числа районных депутатов. При этом число депутатов в думе увеличат с 35 до 39 человек. Предполагается, что в политику придут более инициативные и целеустремленные люди. «У активных людей появится возможность себя проявить, выдвинуться, стать депутатом. Новая система даст возможность быть избранными в местные советы представителям самых различных сфер. В этом огромный плюс: если жители соучаствуют, включаются в процесс управления территорией, очевидно, что их удовлетворенность деятельностью органами местного самоуправления будет значительно выше. Кроме этого, у районов должны быть свои бюджеты. Нам предстоит обеспечить сбалансированность объема полномочий местной власти и ресурсов для их осуществления», — считает председатель Думы г.о. Самара.

Председатель СГД Виктор Сазонов называет новую схему обоснованной: «У нас есть районы, к примеру Промышленный и Кировский, где проживают более 200 тысяч человек. Это больше, чем в некоторых малых городах губернии. И там нет структур, которые бы реально решали проблемы людей. Власть, напротив, должна быть эффективна и направлена на решение проблем конкретной территории. Думаю, что подобная схема будет жизнеспособной и в Тольятти».

Комментарии

Николай МЕРКУШКИН, губернатор Самарской обл.

- По инициативе президента страны Владимира Владимировича Путина были внесены поправки в ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления». Глава государства еще в своем послании Федеральному собранию в декабре 2013 года твердо обозначил свою позицию: нужно скорректировать общие принципы организации местного самоуправления таким образом, чтобы любой гражданин имел возможность дотянуться до власти рукой.

Поправки в закон о местном самоуправлении дают нам уникальную возможность самостоятельно, на уровне области сформировать структуру власти, которая максимально отвечает потребностям людей. Впервые за 15 лет многие полномочия спускаются на низовые уровни органов власти. Тем самым мы можем приблизить власть к народу, дебюрократизировать ее. Сейчас имеется возможность передать на уровень районных администраций крупных городов даже такие полномочия, как сбор налогов с предприятий малого бизнеса.

Необходимо создать все условия для работы исполнительной власти. Я уверен, что новая система формирования органов местного самоуправления позволит создать более эффективную модель управления. Все процедуры по формированию новой системы управления областным центром и изменению в устав необходимо принять до объявления выборов в городскую думу. Если мы все сделаем исходя из интересов города, то сможем сформировать структуру, максимально отвечающую интересам Самары.