Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (527) | 15 декабря 2014г.
 

Ответ провокаторам

Тольяттиазот был и всегда будет российским предприятием

Георгий Кизельгур

9 декабря председатель совета директоров ОАО «Тольяттиазот» Сергей МАХЛАЙ (на фото) в интервью федеральному изданию «Известия» рассказал о деятельности предприятия. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, Махлай отметил наличие у «Тольяттиазота» выгодных преимуществ, которые позволяют уверенно развиваться, наращивать объемы производства и заниматься обновлением производственных фондов. Между тем он не мог обойти стороной проблему, которая исходит от миноритарного акционера предприятия в лице владельца холдинга «Уралхим» Дмитрия МАЗЕПИНА. Махлай прямо заявил: «Слова Мазепина я расцениваю как реальную угрозу».

Образец стабильности

В конце года принято говорить о предварительных итогах производственной деятельности, о планах на перспективу. В беседе с корреспондентом газеты «Известия» председатель совета директоров ОАО «Тольяттиазот» Сергей Махлай уделил внимание этому вопросу. ОАО «Тольяттиазот» — это открытая компания. Ее отчетность находится в публичном доступе. В 2013 г. у ОАО «Тольяттиазот» были зафиксированы рекордные показатели: чистая прибыль — 9,3 млрд р.; выручка — 37,7 млрд р. За 9 месяцев текущего года выручка предприятия уже достигла 31,9 млрд р.; чистая прибыль составила 7,1 млрд р.

Продукция предприятия в большом объеме идет на экспорт. Ослабление курса рубля, как правило, дает дополнительную фору именно экспортно-ориентированным предприятиям. Однако Сергей Махлай отметил, что на «Тольяттиазоте» вовсе не на это делают ставку: «Мы действительно ожидаем роста выручки по итогам года, но дело не столько в изменении курса рубля, сколько в росте производства. Несмотря на то что исторически «Тольяттиазот» являлся экспортно-ориентированным предприятием, сегодня мы активно работаем на российский рынок, продавая продукцию «Еврохиму» и «Фосагро».

Высокий показатель полученной прибыли говорит о многом. Это отчисления с налога на прибыль в бюджет региона. Для кого-то это ожидание высоких дивидендов. В то же время это один из лучших источников финансирования программы обновления производственного фонда и расширения производства. Сергей Махлай это подтвердил: «Всем акционерам прекрасно известен наш приоритет — это программа модернизации мощностей, рассчитанная до 2020 г. Именно на эти цели в первую очередь направляется прибыль предприятия». Но и о дивидендах на «Тольяттиазоте» помнят. «После подведения итогов работы в 2014 г. будет принято решение по дивидендам», — добавил Махлай.

Об интересах акционеров предприятия на «Тольяттиазоте» не забывают, ведь среди них большое количество действующих и бывших работников завода. Так, например, в 2011 г. на выплату дивидендов было направлено 2,9 млрд р. В 2013 г. уже 3,9 млрд р., это было чуть выше половины чистой прибыли, полученной за год. Однако кое-кому даже этого мало.

Неугомонный миноритарии

Обращаясь к Сергею Махлаю, корреспондент газеты «Известия» обратил внимание на одного из таких: «Ваш текущий миноритарии Дмитрий Мазепин (9,7% акций ТоАЗа) жалуется, что ваша компания выплачивает мало дивидендов». Но, видимо, не только на это предпочитает жаловаться владелец холдинга «Уралхим»? Со слов все того же корреспондента «Известий» следует, что якобы: «Миноритарии «Тольяттиазота» сетуют, что предприятие использует только половину мощностей». Махлай четко и коротко отмел эти слухи: «На данный момент работают шесть из семи агрегатов аммиака». Это намного лучше, чем порой бывало раньше.

В целом же по поводу личности Мазепина Сергей Махлай отметил: «Единственная причина, по которой я не могу находиться на родине, — это слова, сказанные мне лично Дмитрием Мазепиным, которые были связаны с организацией уголовного преследования против меня и других топ-менеджеров «Тольяттиазота», в случае если я не соглашусь на его условия по продаже предприятия. Поэтому я его слова расценил как реальную угрозу». Это ли не ответ на вопрос, кому сегодня выгодно распространение о «Тольяттиазоте» различного рода негатива и провокаций? «Разногласия с этим миноритарием переросли в сами видите что, -продолжил Сергей Махлай. — Раньше мы решали корпоративные споры там, где положено, — в арбитражных судах, то был джентльменский поединок. Но они решили перейти к силовым методам, их цель — рейдерский захват предприятия». На этом фоне логично возникает вопрос: «Не проще ли было бы выкупить у этого миноритария его пакет акций и разойтись с миром?». Оказывается, нет. «В прошлом году этому миноритарию было сделано соответствующее предложение о выкупе. Ответом было — пакет не продается. До конкретных сумм речь даже не дошла», — пояснил Сергей Махлай.

Между тем волна слухов о «Тольяттиазоте» в 2014 г. только усилилась. Один нелепее другого. Организаторы таких информвбросов дошли даже до того, что с их подачи появились домыслы о том, что «Тольяттиазот» якобы стал иностранной компанией. По этому поводу Сергей Махлай заявил: «Эти слухи не соответствуют действительности. «Тольяттиазот» всегда был и остается российской компанией. Завод является одним из градообразующих предприятий для Тольятти и входит в тройку крупнейших налогоплательщиков Самарской обл. Мы активно занимаемся социальными программами, наша социальная инфраструктура — одна из лучших в России. У нас в холдинге работает около 10 тыс. чел., никакой программы кризисной оптимизации штата нет — напротив, собираемся нанимать».

Не сложно догадаться, что будет со всем этим, если «угрозы» Мазепина получат реальную реализацию.

Угроза госинтересам

Хотя с другой стороны... Сегодня как никогда актуальной становится проблема защиты реального сектора экономики страны от посягательств любителей запустить руку в чужой карман. Странно, что именно сами «угрозы» Мазепина еще не стали предметом беспристрастного разбирательства со стороны силовых органов государственной власти. Снятие угроз могло бы позволить предприятию работать с еще более высокой отдачей. Отпала бы необходимость отвлекаться на юридические и судебные передряги. Коллективу завода только бы и оставалось думать о качестве производства, а руководству — о повышении производительности и условий труда. Разве не это сегодня более всего необходимо нашей стране? Разве не об этом президент Российской Федерации Владимир Путин говорит в своих ежегодных посланиях?

Видимо, кто-то у нас в стране эти послания слушает плохо. К такому выводу приходишь, когда читаешь очередной тезис из интервью Сергея Махлая «Известиям»: «Все новые уголовные дела аналогичны предыдущим, уже прекращенным — ничего иного (наши недоброжелатели) придумать не могут. Если бы они использовали только грязные информационные технологии, это было бы полбеды. Но, как видите, по нам бьют из тяжелых орудий: возбуждаются уголовные дела, безостановочно ведутся допросы менеджеров компании, обыски в офисах. Это мешает стабильной работе предприятия и дестабилизирует коллектив».

Что может потерять в итоге сообщество и государство в целом, если атаки на «Тольяттиазот» не прекратятся, а рейдерам будет дана зеленая улица? Ответ на этот вопрос тоже в интервью Сергея Махлая: «Наша программа до 2020 г. рассчитана на глубокую модернизацию всех производственных агрегатов. Компания приступила к реализации этой программы в начале 2012 г., к текущему моменту сократили расход основного сырья — природного газа — до уровня порядка 1050 куб. м на 1 т аммиака. Мы заинтересованы в увеличении производственных мощностей на 800 тыс. т — до 3,9 млн т и намерены запустить еще один новый агрегат на 2,2 тыс. т аммиака в сутки. С этой целью до конца года «Тольяттиазот» намерен заключить контракт с международной инженерно-строительной компанией, технологии которой использовались в постройке четырех наших существующих агрегатов. Также в рамках программы модернизации мы собираемся удвоить мощности по производству карбамида».