Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (526) | 8 декабря 2014г.
 

Сергей Мирошниченко:

Воспитывать патриотов надо со школьной скамьи

Борис Кротов

8 декабря на заседании Совета непарламентских политических партий в Самарской губернской думе руководитель Самарского реготделения партии «Родина» Сергей МИРОШНИЧЕНКО в очередной раз выступит с предложением о возвращении в школьную программу занятий по начальной военной подготовке (НВП).

- Сергей Анатольевич, в чем суть проблемы и ее актуальность?

- НВП была введена в школах в 1968 г., а в 1993 г. Указом Президента РФ Бориса Ельцина исключена из списка обязательных школьных предметов. На необходимость возврата НВП в школьную программу Министерство обороны указывает с 2002 г. Проявив законодательную инициативу, партия «Родина» разработала соответствующие законопроекты. Последний вариант был внесен на рассмотрение Государственной думы РФ в марте 2013 г., но поддержки вновь не получил. Хотя воспитывать патриотов надо именно со школьной скамьи и системной, последовательной работой в рамках учебного процесса. Уроки мужества и экскурсии по музеям, конечно, нужны. Но нужны и твердые знания военного дела, практические умения. Сложная политическая обстановка в мире, агрессивная политика НАТО и ряда государств по отношению к России делают военно-патриотическое воспитание молодежи особенно актуальным. Но без НВП оно не будет полноценным.

К примеру, капитан команды Navigator63 Константин Давитьян, докладывая на внеочередной конференции «Единой России» об итогах агитационного автопробега Самара — Москва «Две столицы — одна судьба», отметил следующее. Как рассказали ему участвовавшие в марш-броске члены военно-патриотических клубов, их сверстники и более старшие товарищи не разбираются в воинских званиях и боевой технике. Они даже примерно не знают, как устроен автомат Калашникова.

- Но ведь какая-то военная подготовка в школьной программе предусмотрена?

- Сегодня обучение основам военной службы ведется в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», но эффективность такой подготовки крайне низкая. Предусмотрены минимальные объемы учебного времени — один час в неделю, а всего 70 часов в течение двух последних лет обучения и 35 часов на проведение пятидневных учебных сборов на базе воинских частей во внеурочное время.

Отмечу, что актуальность разработанных «Родиной» законопроектов обусловлена еще и тем, что после сокращения срока военной службы по призыву до 1 года проблема отсутствия НВП обозначилась особенно остро. Призывник, попадая в армейский коллектив, оказывается морально и психологически не готовым к военной службе, не имеет нужных теоретических знаний и практических навыков. Более того, стало очевидным, что за 1 год срочной службы невозможно сделать квалифицированного специалиста из вчерашнего совершенно не подготовленного школьника.

- Что предлагает партия «Родина» для исправления ситуации?

- Цель наших инициатив — создание эффективной системы допризывной подготовки, в рамках которой школьники смогут получить навыки, необходимые им для прохождения военной службы и быстрой адаптации в армейских условиях.

Предлагаем ввести предмет «Подготовка граждан по основам военной службы» с фиксированным количеством часов — их должно быть не менее 140 в учебном году. При этом курс НВП целесообразно вводить с девятого класса. В программу должны входить теоретические занятия по военному делу, обязательная практика на сборах, по условиям, максимально приближенным к армейской обстановке (не менее 2 раз в год продолжительностью не менее 5 дней). Школьники должны получать самую свежую информацию о современных видах вооружения и методах ведения боевых действий.

Возвращение в школу НВП будет способствовать оздоровлению и правильному физическому развитию молодежи, формированию у подростков патриотического мировоззрения и гражданской ответственности.

- Но, наверное, возникнут проблемы с преподавательскими кадрами?

- ДОСААФ России имеет богатый опыт в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, располагает необходимыми материально-техническими и человеческими ресурсами. Кроме того, к преподаванию можно будет привлекать военных специалистов и инструкторов, работников военкоматов, офицеров запаса, ветеранов Вооруженных сил и боевых действий. Словом, все проблемы решаемы, если их начать решать.