Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (525) | 1 декабря 2014г.
 

Эвакуация Якишина

Экс-доцент СамГУ перерегистрировался в Санкт-Петербурге

ИА «Центр-Инфо»

На прошлой неделе выяснилось, что доцент кафедры общего и стратегического менеджмента факультета экономики и управления Самарского госуниверситета (СамГУ) Юрий ЯКИШИН (на фото) таковым уже не является. Его фамилия была удалена с официального сайта СамГУ. Причиной наблюдатели считают смену им места прописки. В начале октября 2014 г. Якишин переехал в Санкт-Петербург и даже якобы устроился на работу в один из местных вузов. Пока существует две версии «бегства» экс-доцента в Северную столицу. Согласно первой к Якишину, имеющему весьма неоднозначную репутацию в самарских деловых кругах, возникли серьезные претензии со стороны тех, с кем он когда-либо взаимодействовал. По второй, Якишин удалился от своего товарища Константина ШЕЛУДЯКОВА, который досиживает последние месяцы в должности руководителя УФНС по Самарской обл.

Вылетел с кафедры

По данным регистрирующего органа, Юрий Якишин был зарегистрирован в Самаре, в д. 13 по ул. Краснодонской. Однако со 2 октября т. г. Якишин был снят с учета в регионе и перерегистрирован в г. Санкт-Петербург, в д. 89 на Набережной канала Грибоедова. Новое место регистрации Якишина отличается от прежнего тем, что расположено в одном из престижнейших районов Северной столицы.

Смена места прописки вызвала удивление наблюдателей, ожидавших появления отдохнувшего Якишина на работе в СамГУ после выхода из длительного отпуска. Однако 1 сентября т. г. Якишин на работу не вышел. А в конце ноября стало известно, что он уволился из СамГУ якобы с целью трудоустройства в другой вуз. Сегодня с сайта СамГУ, где Якишин числился доцентом кафедры общего и стратегического менеджмента, удалены сведения о нем.

Впрочем, похоже, что Якишин уволился из самарского вуза не по собственному желанию, а пал жертвой кадровой «чистки», устроенной и. о. ректора СамГУ Иваном Андрончевым. Андрончев, возможно, заинтересовался, какую практическую пользу вузу приносят те преподаватели, в отношении которых возникли подозрения о причастности к «мертвым душам». Т. е. числящиеся в штате, получающие зарплату, но рабочее место не посещающие и должностные обязанности не исполняющие. К примеру, прежний ректор Игорь Носков ранее сообщал, что Якишин действительно принят на работу в СамГУ «в связи с избранием его по конкурсу на 0,25 ставки доцента кафедры общего и стратегического менеджмента факультета экономики и управления с 1.09.2011 по 31.08.2016 г.». Однако в начале сентября т. г. появились сведения, что Якишин, вероятно, ни разу не был обременен какой-либо учебной нагрузкой, а в университете его если и встречали, то только в кабинетах у руководства. Андрончев мог прийти к выводу, что такой доцент СамГУ не нужен.

Имущественный вектор

Если это действительно так, то возникает вопрос, зачем Якишину мог понадобиться длительный отпуск без содержания. Вероятно, документальное основание потребовалось на случай, если бы в СамГУ вдруг нагрянула какая-нибудь комиссия, а Якишина не удалось бы оперативно вызвать на работу.

Но зачем терять в зарплате, если из любой точки Самарской обл., да и России в целом можно прибыть в СамГУ за считанные часы? Значит, Якишин мог быть настолько сильно занят, что не мог оторваться от дел. Либо он пребывал в таком месте, откуда быстро вернуться для показа на глаза комиссии было бы затруднительно. Например, за рубежом.

Можно предположить, что Якишин никуда не уезжал, а занимался имущественными вопросами на территории Самарской обл. К примеру, в областном центре Якишин имеет офисы на ул. Некрасовской и ул. Степана Разина, квартиру в элитном доме у Речного вокзала, квартиру в ЖК «Ладья». А также дом в с. Хилково Красноярского р-на Самарской обл. и виллу в пос. Южном Красноглинского р-на Самары. Отец Якишина может проживать в двухэтажном особняке в пос. Мехзавод, причем дом постоянно охраняется. Старшей и средней дочерям (по-видимому, Жанне и Лидии Якишиным), а заодно и сыну Якишин также купил квартиры. Интересно, где мог поднять столько денег обычный доцент на 0,25 ставки?

Здесь на помощь приходят рассказы ряда самарских бизнесменов, летавших весной т. г. по работе в страны Европы. Из рассказов вытекают предположения, зачем Якишину мог понадобиться столь длительный отпуск в СамГУ. В частности, Якишина якобы с начала 2014 г. несколько раз видели на чартерных рейсах, направлявшихся в Ялту, в Черногорию и на Кипр. Причем человек, летевший в первом направлении, в разговоре с соседями по салону увлеченно рассказывал о том, что едет расставлять «своих» силовиков в Крыму. На вопрос, откуда у него такие возможности, человек представлялся собеседникам как «Юрий Якишин, советник главы правительства Крыма Сергея Аксенова». Многие начинали верить рассказчику и даже побаиваться его, в особенности тогда, когда он заявлял, что ходатайствует о назначении на должность начальника Налоговой службы Республики Крым своего хорошего знакомого — руководителя УФНС России по Самарской обл.

Константина Шелудякова. На последующее предложение «советника» посодействовать в трудоустройстве заинтересованного лица в руководство правоохранительных и надзорных органов Крыма, а возможно, и в другие территориальные органы государственной власти РФ в республике некоторые VIP-пассажиры велись и даже выражали готовность заплатить серьезные деньги за свое назначение. Впрочем, глава Республики Крым Сергей Аксенов после этого оставил весьма негативные комментарии о Якишине, предположив, что последний является мошенником, и посоветовав ему прекратить заниматься подобного рода деятельностью (см. «Хронограф» №21 (508) от 30.06.14).

От кого уходит?

Однако гнев Аксенова, похоже, не остановил Якишина. Выяснилось, что в период вхождения Крыма в состав России на имя Якишина на полуострове было зарегистрировано несколько объектов недвижимости, в частности дом и гостиница. Один из приобретенных Якишиным объектов недвижимости будто бы расположен на территории особо охраняемого памятника архитектуры -Ливадийского дворцово-паркового ансамбля, где в феврале 1945 г. подписывалось исторические ялтинское соглашение в рамках конференции трех держав — СССР, США и Великобритании. И вот теперь на исторических землях якобы появились частные владения. Причем процесс оформления крымской недвижимости на Якишина по времени мог совпасть с пребыванием в новой республике президента Нотариальной палаты Самарской обл. (НПСО) Галины Николаевой. Николаева, по некоторым данным, ездила в Крым для консультаций по созданию местных нотариальных органов и правовой поддержки активизировавшихся в связи с присоединением полуострова к России регистрационных действий. Однако затем Николаева была неожиданно отозвана Федеральной нотариальной палатой, а Крыму назначили нового куратора-нотариуса из другого региона. Еще до возвращения Николаевой в Самару в НПСО была трудоустроена Лидия Якишина (см. «Хронограф» № 30 (517) от 29.09.14). Не исключено, что синекура Якишиной стала плодом эффективного сотрудничества ее отца и Николаевой именно по линии недвижимости. Тем более что незадолго до Крыма у Якишина появились объекты на Кипре, в Черногории и Хорватии.

Из категоричной позиции Аксенова и рассказов о «разводках» в самолете российских бизнесменов следует, что вряд ли вся вышеперечисленная недвижимость могла быть приобретена Якишиным на собственные деньги. Возникает вопрос: чьи деньги мог тратить Якишин? Вероятно, в его распоряжение были отданы капиталы, «нажитые непосильным трудом» его знакомыми из числа самарских политиков, чиновников и предпринимателей, каковых набирается порядочное количество. Был ли среди доверителей Якишина Шелудяков, немало заработавший за время нахождения в должности начальника УФНС, пока неизвестно. Однако предположения о том, что Якишин может являться «кошельком» Шелудякова и скупать недвижимость исключительно за наличные, в сети Интернет ранее встречались.

Так или иначе, но в УФНС текущей осенью открестились от Якишина, пояснив, что личных отношений с доцентом СамГУ Шелудяков не имеет. Не исключено, что Якишин почувствовал, что руководителю УФНС осталось досиживать в нынешней должности менее полугода, и решил, что в момент замены Шелудякова лучше находиться от места событий на безопасном расстоянии. Другая же версия «бегства» экс-доцента в Санкт-Петербург состоит в его разоблачении теми, кто ему слишком доверял и, возможно, передавал немалые деньги за «решение вопросов». Т.к. вопросы решены не были, просители могли потребовать возврата, а возвращать оказалось нечего. Зато после перерегистрации в Северной столице к числу объектов, которыми владеет Якишин, прибавилась квартира, расположенная в паре сотен метров от Исаакиевского собора.